Культура цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Просвещения установила традицию полного отождествления цивилизации и культуры. С тех пор цивилизация рассматривается как разумное общество, а разум как сущность, сердцевина культуры. Словом, получилась формула: "Цивилизация = культура = прогресс".
Следует заметить, что в контексте советского менталитета, от имени марксизма, вместо традиционно рассматриваемого разума как основания отождествления цивилизации и культуры в качестве такого основания было предложено считать практику.

Содержание работы

культура цивилизация
Введение
. История культуры
. Культура и цивилизация
.1 Культура
.2 Цивилизация
. Цивилизация как закат культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 24.79 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

"Культура и  цивилизация"

 
 

Содержание

культура цивилизация

Введение

. История культуры

. Культура и цивилизация

.1 Культура

.2 Цивилизация

. Цивилизация как закат  культуры

Заключение

Список использованной литературы

 
 

Введение

 

Эпоха Просвещения установила традицию полного отождествления цивилизации  и культуры. С тех пор цивилизация  рассматривается как разумное общество, а разум как сущность, сердцевина культуры. Словом, получилась формула: "Цивилизация = культура = прогресс".

Следует заметить, что в  контексте советского менталитета, от имени марксизма, вместо традиционно  рассматриваемого разума как основания  отождествления цивилизации и культуры в качестве такого основания было предложено считать практику. Цивилизация, будучи деятельным пространством человеческой жизни, предстала полем для усилий человека по изменению мира. Дело, конечно, не в том, что нет основания  для такого отождествления и, даже, такой подмены одного понятия  другим. Основание как раз есть, и это основание - человек. Культура и цивилизация составляют вместе, конечно, единство, которое ежесекундно  осуществляется бытием каждого человека. Мы видим свою задачу не в том, чтобы  по полочкам разложить цивилизацию  и культуру со всеми их компонентами, а как раз в другом: обнаружить в бытии человека стороны, адекватные цивилизации и культуре, избегая, по возможности, подмены оснований. Цивилизация и культура, как мы их здесь рассматриваем, - это способ в сегодняшних исторических обстоятельствах  поставить вопрос: что такое человек, рассмотреть человека как единство цивилизации и культуры. Цивилизация  и культура - это два измерения  жизненного пространства человека, ковер  его жизни, где уток - цивилизация, а основа - культура. Изготовление такого ковра - это жизнь каждого конкретного  человека (личности, персоны): разные узоры - один ковер. Эта работа (жизнь!) делает бытие человека внутренне противоречивым в этом единстве, делает человека существом  активным. Цивилизация и культура - это наша и нам данная данность, как два полушария человеческого  мозга или Земли, как вдох и  выдох, как Ветхий и Новый завет.

1. История культуры

 

В центре внимания истории  культуры находится реальный процесс  преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. Это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических концепций.

История культуры тесно связана  со всеобщей историей, этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.

Построение истории мировой  и отечественной культуры требует  от исследователей решения ряда проблем: определения границы между историей общества и историей культуры; описания фактов истории культуры и осознания  их смысла; изучения взаимовлияния  культур и их национально-этнического  своеобразия; установления соотношения  между отраслевыми историями  культуры и общим культурным контекстом, культурой и цивилизацией. Особенного внимания заслуживает проблема классификации, периодизации и типологии культур. Это лишь часть вопросов теоретического и методологического исследования мировой и отечественной истории  культуры.

 

2. Культура и  цивилизация

 

.1 Культура

 

Понятие «культура» в отечественной  и зарубежной теоретической литературе трактуется неоднозначно. Можно привести шесть его основных значений.

. Совокупность достижений  человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

. Уровень таких достижений  в определенную эпоху у какого-либо  народа или класса общества. Уровень,  степень развития какой-либо отрасли  хозяйственной или умственной  деятельности.

. Просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных  навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность условий  жизни, соответствующих потребностям  просвещенного человека.

. Разведение, выращивание  какого-либо растения; культивирование.  Обработка, возделывание.

. Разводимое, культивируемое  растение.

. Микроорганизмы (или совокупность  микроорганизмов), выращенные в лабораторных  условиях в какой-либо питательной  среде.

Кажущееся удивительным объединение  в одном слове биологического и социально-гуманитарного значений объясняется историей данного термина. Исходное значение латинского слова  cultura было агрономическим - им обозначались искусственно выращенные злаки. Постепенно расширяясь, оно распространилось на всю сферу человеческой деятельности, имеющую «искусственный» характер, в противоположность «естественному», «натуральному» бытию природы и врожденным - «природным» - качествам самого человека. В результате им стали именовать любую конкрет-

Схематически эта полимодальная  структура культуры может быть представлена в виде треугольника с несмыкающимися сторонами, обозначающими интенциональность каждого модуса бытия культуры - его направленность на переход в другой (рис. 1.).

 

Рис. 1. Полимодальная структура  культуры

 

Предметный мир - создаваемая  людьми искусственная среда обитания - выполняет одновременно две функции: с одной стороны, он удовлетворяет  сформировавшиеся человеческие потребности - окультуренные биологические (потребность  в еде, в воспроизводстве рода) и чисто культурные по своему происхождению  и сущности (духовные потребности), а с другой стороны, он служит внегенетической передаче из поколения в поколение аккумулированных в вещах, «опредмеченных» в них знаний, ценностей, идеалов, умений, социального опыта, самих культурных потребностей, накопленных историей человечества. Тем самым предметная модальность культуры - мир вещей - превращается в исходную модальность - культуру как совокупность не врожденных, а сформированных свойств человека. При этом образуется не замкнутый круг - возвращение к исходной модальности, а спираль, потому что поколение, осваивающее опыт предков, умножает его на свой собственный опыт и обогащает, совершенствует, развивает его своей деятельностью.

Для достижения этой цели культура выработала в ходе своей насчитывающей  многие тысячелетия истории особый, неизвестный природе механизм - духовную мотивацию поведения человека. Биологический  регулятивный механизм поведения животного  преобразовался во внебиологическую, специфически-человеческую, т.е. культурную, духовную энергию как выражение потребности индивида передавать свои знания, ценности и умения другим людям, причем, что наиболее важно, передавать всем - не только детям и внукам, близким по

Таким образом, современный  подход к осмыслению культуры требует  понимания ее как системно самоорганизованного целого, которое исторически сформировалось в ходе развития неизвестной животному миру формы деятельности, порождавшей сеть отношений культуры к природе, к обществу и к человеку. Известный биогенетический закон «онтогенез повторяет филогенез» - «развитие индивида повторяет развитие вида» - с известными поправками относится и к культуре, поскольку роль культуры в жизни ребенка, которого она превращает из «кандидата в человека» в подлинного, полноценного, «действительного» человека, подобна роли, которую она сыграла в становлении человечества, превратив человекообразную обезьяну в Человека разумного, или культурного. Пройдет много тысячелетий, и Человек культурный станет Человеком цивилизованным. Эта историческая метаморфоза ставит перед нами проблему соотнесения понятий «культура» и «цивилизация».

 

.2 Цивилизация

 

Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование: в XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость - варварство - цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия - она приобрела особенную популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.

Изменение отношения к  цивилизации и ее противопоставление культуре было не случайным - оно отражало реальные противоречия процесса развития западного мира. С развитием научно-технического прогресса - появлением железных дорог, электричества, телефона и радио, фотографии, кинематографии и т.д. - стремительно изменялась повседневная жизнь людей, все более высокую ценность приобретали материальные удобства, комфорт, а следовательно, и деньги, позволявшие делать жизнь легкой и приятной.

 

Рис. 2. Система культуры в  структурно-синхроническом рассмотрении

 

Схема показывает, что:

а) рассмотренная в структурно-синхронической плоскости, культура образуется взаимосвязью двух ее составляющих, необходимых  в том или ином конкретном виде во всякой саморегулирующейся и саморазвивающейся  системе;

б) среда, в которой существует рассматриваемая система, тоже имеет  две сферы - космическую и социальную, непосредственно представленные в  их взаимодействии с природой и обществом; их симметричное расположение слева и справа от центра подчеркивает непосредственную связь одного потенциала культуры с обществом, а другого - с природой;

в) взаимоотношения данных потенциалов культуры подвижны - их общая плоскость может быть большей  и меньшей, что открывает путь к диахроническому анализу культуры.

Приведенная схема, как всякое графическое отражение пространственно-временных  отношений материально-духовного  бытия, не позволяет передать архитектонику  и хроноструктуру системы одновременно. Поэтому ее следует дополнить таблицей, наглядно демонстрирующей направленность исторических изменений «весового» и «энергетического» соотношения обоих полюсов культуры (табл. 1.).

 

Таблица 1. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

Первобытное состояниеТрадиционная культураИндустриальная цивилизацияПостиндустриальное общество (в тенденции)Доцивилизационный тип культурыЦивилизация в КультуреКультура в ЦивилизацииОтождествление Культуры и Цивилизации

религиозными преградами и от всех имманентных культуре нравственных «регуляторов». Экологический и назревающий генетический кризисы требуют формирования нового типа отношений культуры и цивилизации, который вывел бы современную культуру из подчинения цивилизации, но не возродил бы при этом ее подчиненность религиозно-мифологической культуре традиционного типа, враждебно относящейся к цивилизации. Это сможет осуществиться, если культура будет оказывать воздействие на все цивилизационные механизмы, причем не государственно-политическими декретами и репрессивно правовыми средствами, а нравственными принципами, регулирующими поведение и деятельность членов общества сознанием ответственности каждого за судьбу всех.

Патриархальный крестьянский быт и монашеская духовная самоизоляция считаются архаическими формами  культуры именно потому, что они  отрешены от современной цивилизации. Характерная для идеологии наших неославянофилов и почвенников идеализация прошлого, доцивилизационного состояния человечества - патриархально-общинного строя крестьянской жизни и порожденного им домостроя, дохристианской языческой древности Руси или уваровско-николаевской триады «православие, самодержавие, народность», - должна быть расценена в лучшем случае как наивно-романтический ретроспективизм: она наносит реальный вред воспитанию сознания вступающих в жизнь поколений, а значит - формированию нового исторического типа культуры, использующего все механизмы цивилизации и опирающегося на них, но не подчиняющего им выработанных в процессе многотысячелетнего развития культуры высших ценностей человеческого бытия. Только на этой основе станут и возможными, и необходимыми преодоление пропасти, разделяющей массовую и элитарную субкультуры, и реализация заложенного в бытии культуры импульса к духовному объединению людей: жизнь духа «снимает» все биоантропологические и социальные различия (между полами и поколениями, расами и нациями, сословиями и классами и др.), порожденная культурой человеческая духовность имеет нравственную, т.е. общечеловеческую, природу в отличие от духовности религиозной. Вот почему речь идет о совершенно реальной возможности гармонизации интересов науки и нравственности - именно это должно стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной обеспечить человечеству будущее.

3. Цивилизация как закат культуры

 

Если судьба культуры непосредственно  связана с ростом и развитием, то она неминуемо движется к финалу. Такова неизбежная судьба культурно-исторического  типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенглер определяет примерно в 1000-1500 лет.

Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией. Цивилизация  знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход  ее в иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект - так различаются  культура и цивилизация».

Для цивилизации типичны  люди практичные и безразличные к  обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках  духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации  ограничены пределами нескольких крупных  городов, где властвуют новые  бесплодные, исполненные глубокой антипатии  к людям, холодные прагматики, озабоченные  лишь «вопросом денег». В мировом  городе, утверждает О. Шпенглер, действует  не народ, а масса, презрительно относящаяся  ко всяким традициям. У культурного  человека энергия обращена к развитию духовности, цивилизованный человек  во всем ищет выгоды и пользы. Для  него недоступны тайны поэзии и других искусств, он предпочитает зрелища, технические  игры, спортивные состязания. Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь распространенными  становятся повальные увлечения, не требующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь заполняющие  образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха - эпоха цивилизации, а не культуры», - заключает О. Шпенглер.

Информация о работе Культура цивилизация