Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:07, контрольная работа
Эпоха Просвещения установила традицию полного отождествления цивилизации и культуры. С тех пор цивилизация рассматривается как разумное общество, а разум как сущность, сердцевина культуры. Словом, получилась формула: "Цивилизация = культура = прогресс".
Следует заметить, что в контексте советского менталитета, от имени марксизма, вместо традиционно рассматриваемого разума как основания отождествления цивилизации и культуры в качестве такого основания было предложено считать практику.
культура цивилизация
Введение
. История культуры
. Культура и цивилизация
.1 Культура
.2 Цивилизация
. Цивилизация как закат культуры
Заключение
Список использованной литературы
Контрольная работа
"Культура и цивилизация"
Содержание
культура цивилизация
Введение
. История культуры
. Культура и цивилизация
.1 Культура
.2 Цивилизация
. Цивилизация как закат культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эпоха Просвещения установила традицию полного отождествления цивилизации и культуры. С тех пор цивилизация рассматривается как разумное общество, а разум как сущность, сердцевина культуры. Словом, получилась формула: "Цивилизация = культура = прогресс".
Следует заметить, что в
контексте советского менталитета,
от имени марксизма, вместо традиционно
рассматриваемого разума как основания
отождествления цивилизации и культуры
в качестве такого основания было
предложено считать практику. Цивилизация,
будучи деятельным пространством человеческой
жизни, предстала полем для усилий
человека по изменению мира. Дело, конечно,
не в том, что нет основания
для такого отождествления и, даже,
такой подмены одного понятия
другим. Основание как раз есть,
и это основание - человек. Культура
и цивилизация составляют вместе,
конечно, единство, которое ежесекундно
осуществляется бытием каждого человека.
Мы видим свою задачу не в том, чтобы
по полочкам разложить цивилизацию
и культуру со всеми их компонентами,
а как раз в другом: обнаружить
в бытии человека стороны, адекватные
цивилизации и культуре, избегая,
по возможности, подмены оснований.
Цивилизация и культура, как мы
их здесь рассматриваем, - это способ
в сегодняшних исторических обстоятельствах
поставить вопрос: что такое человек,
рассмотреть человека как единство
цивилизации и культуры. Цивилизация
и культура - это два измерения
жизненного пространства человека, ковер
его жизни, где уток - цивилизация,
а основа - культура. Изготовление такого
ковра - это жизнь каждого конкретного
человека (личности, персоны): разные узоры
- один ковер. Эта работа (жизнь!) делает
бытие человека внутренне противоречивым
в этом единстве, делает человека существом
активным. Цивилизация и культура
- это наша и нам данная данность,
как два полушария
1. История культуры
В центре внимания истории
культуры находится реальный процесс
преемственности культурного
История культуры тесно связана со всеобщей историей, этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.
Построение истории мировой
и отечественной культуры требует
от исследователей решения ряда проблем:
определения границы между
2. Культура и цивилизация
.1 Культура
Понятие «культура» в отечественной и зарубежной теоретической литературе трактуется неоднозначно. Можно привести шесть его основных значений.
. Совокупность достижений
человеческого общества в
. Уровень таких достижений
в определенную эпоху у какого-
. Просвещенность, образованность,
начитанность. Наличие определенных
навыков поведения в обществе;
воспитанность. Совокупность
. Разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование. Обработка, возделывание.
. Разводимое, культивируемое растение.
. Микроорганизмы (или совокупность
микроорганизмов), выращенные в лабораторных
условиях в какой-либо
Кажущееся удивительным объединение
в одном слове биологического
и социально-гуманитарного
Схематически эта
Рис. 1. Полимодальная структура культуры
Предметный мир - создаваемая людьми искусственная среда обитания - выполняет одновременно две функции: с одной стороны, он удовлетворяет сформировавшиеся человеческие потребности - окультуренные биологические (потребность в еде, в воспроизводстве рода) и чисто культурные по своему происхождению и сущности (духовные потребности), а с другой стороны, он служит внегенетической передаче из поколения в поколение аккумулированных в вещах, «опредмеченных» в них знаний, ценностей, идеалов, умений, социального опыта, самих культурных потребностей, накопленных историей человечества. Тем самым предметная модальность культуры - мир вещей - превращается в исходную модальность - культуру как совокупность не врожденных, а сформированных свойств человека. При этом образуется не замкнутый круг - возвращение к исходной модальности, а спираль, потому что поколение, осваивающее опыт предков, умножает его на свой собственный опыт и обогащает, совершенствует, развивает его своей деятельностью.
Для достижения этой цели культура выработала в ходе своей насчитывающей многие тысячелетия истории особый, неизвестный природе механизм - духовную мотивацию поведения человека. Биологический регулятивный механизм поведения животного преобразовался во внебиологическую, специфически-человеческую, т.е. культурную, духовную энергию как выражение потребности индивида передавать свои знания, ценности и умения другим людям, причем, что наиболее важно, передавать всем - не только детям и внукам, близким по
Таким образом, современный подход к осмыслению культуры требует понимания ее как системно самоорганизованного целого, которое исторически сформировалось в ходе развития неизвестной животному миру формы деятельности, порождавшей сеть отношений культуры к природе, к обществу и к человеку. Известный биогенетический закон «онтогенез повторяет филогенез» - «развитие индивида повторяет развитие вида» - с известными поправками относится и к культуре, поскольку роль культуры в жизни ребенка, которого она превращает из «кандидата в человека» в подлинного, полноценного, «действительного» человека, подобна роли, которую она сыграла в становлении человечества, превратив человекообразную обезьяну в Человека разумного, или культурного. Пройдет много тысячелетий, и Человек культурный станет Человеком цивилизованным. Эта историческая метаморфоза ставит перед нами проблему соотнесения понятий «культура» и «цивилизация».
.2 Цивилизация
Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование: в XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость - варварство - цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия - она приобрела особенную популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.
Изменение отношения к цивилизации и ее противопоставление культуре было не случайным - оно отражало реальные противоречия процесса развития западного мира. С развитием научно-технического прогресса - появлением железных дорог, электричества, телефона и радио, фотографии, кинематографии и т.д. - стремительно изменялась повседневная жизнь людей, все более высокую ценность приобретали материальные удобства, комфорт, а следовательно, и деньги, позволявшие делать жизнь легкой и приятной.
Рис. 2. Система культуры в структурно-синхроническом рассмотрении
Схема показывает, что:
а) рассмотренная в структурно-
б) среда, в которой существует рассматриваемая система, тоже имеет две сферы - космическую и социальную, непосредственно представленные в их взаимодействии с природой и обществом; их симметричное расположение слева и справа от центра подчеркивает непосредственную связь одного потенциала культуры с обществом, а другого - с природой;
в) взаимоотношения данных
потенциалов культуры подвижны - их
общая плоскость может быть большей
и меньшей, что открывает путь
к диахроническому анализу
Приведенная схема, как всякое
графическое отражение
Таблица 1. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Первобытное состояниеТрадиционная культураИндустриальная цивилизацияПостиндустриальное общество (в тенденции)Доцивилизационный тип культурыЦивилизация в КультуреКультура в ЦивилизацииОтождествление Культуры и Цивилизации
религиозными преградами и от всех имманентных культуре нравственных «регуляторов». Экологический и назревающий генетический кризисы требуют формирования нового типа отношений культуры и цивилизации, который вывел бы современную культуру из подчинения цивилизации, но не возродил бы при этом ее подчиненность религиозно-мифологической культуре традиционного типа, враждебно относящейся к цивилизации. Это сможет осуществиться, если культура будет оказывать воздействие на все цивилизационные механизмы, причем не государственно-политическими декретами и репрессивно правовыми средствами, а нравственными принципами, регулирующими поведение и деятельность членов общества сознанием ответственности каждого за судьбу всех.
Патриархальный крестьянский быт и монашеская духовная самоизоляция считаются архаическими формами культуры именно потому, что они отрешены от современной цивилизации. Характерная для идеологии наших неославянофилов и почвенников идеализация прошлого, доцивилизационного состояния человечества - патриархально-общинного строя крестьянской жизни и порожденного им домостроя, дохристианской языческой древности Руси или уваровско-николаевской триады «православие, самодержавие, народность», - должна быть расценена в лучшем случае как наивно-романтический ретроспективизм: она наносит реальный вред воспитанию сознания вступающих в жизнь поколений, а значит - формированию нового исторического типа культуры, использующего все механизмы цивилизации и опирающегося на них, но не подчиняющего им выработанных в процессе многотысячелетнего развития культуры высших ценностей человеческого бытия. Только на этой основе станут и возможными, и необходимыми преодоление пропасти, разделяющей массовую и элитарную субкультуры, и реализация заложенного в бытии культуры импульса к духовному объединению людей: жизнь духа «снимает» все биоантропологические и социальные различия (между полами и поколениями, расами и нациями, сословиями и классами и др.), порожденная культурой человеческая духовность имеет нравственную, т.е. общечеловеческую, природу в отличие от духовности религиозной. Вот почему речь идет о совершенно реальной возможности гармонизации интересов науки и нравственности - именно это должно стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной обеспечить человечеству будущее.
3. Цивилизация как закат
Если судьба культуры непосредственно связана с ростом и развитием, то она неминуемо движется к финалу. Такова неизбежная судьба культурно-исторического типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенглер определяет примерно в 1000-1500 лет.
Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект - так различаются культура и цивилизация».
Для цивилизации типичны
люди практичные и безразличные к
обсуждению смысла жизни и подобных
метафизических проблем. В их руках
духовная и материальная участь каждой
последующей эпохи. Великие цивилизации
ограничены пределами нескольких крупных
городов, где властвуют новые
бесплодные, исполненные глубокой антипатии
к людям, холодные прагматики, озабоченные
лишь «вопросом денег». В мировом
городе, утверждает О. Шпенглер, действует
не народ, а масса, презрительно относящаяся
ко всяким традициям. У культурного
человека энергия обращена к развитию
духовности, цивилизованный человек
во всем ищет выгоды и пользы. Для
него недоступны тайны поэзии и других
искусств, он предпочитает зрелища, технические
игры, спортивные состязания. Его психология
подвержена стандартам массового вкуса,
поэтому столь