Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:45, контрольная работа
Цель курсовой работы является исследование института культуры и цивилизации.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику культуры и цивилизации
2. Рассмотреть основные понятия культуры и цивилизации
3. Исследовать культуру и цивилизацию в современном обществе
4. Обобщить результаты
Введение
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводчестве, в другом. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.
Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема «цивилизации».
Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые, в конечном счете, приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь - это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление - это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация - не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия - это лишь мгновение в бесконечных изменениях.
Актуальность данной темы определяется наличием споров вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация», которые, порой обретая острый характер. И редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие.
Цель курсовой работы является исследование института культуры и цивилизации.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Объектом исследования являются особенности культуры и цивилизации.
Предметом исследования является взаимосвязь культуры и цивилизации.
При подготовке контрольной работы использовались как общенаучные, так и частно-научные методы исследования, включая такие, как метод системного анализа, логический, анализа и обобщения научных материалов.
1. Общая характеристика культуры и цивилизации
1.1 Понятие культуры и цивилизации. Их особенности.
Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что «философия есть культура души». Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский [1, c. 407]. Начиная с XVII века в немецкой просветительской мысли понятие «культура» использовалось в более широком смысле – для всего, что создано человеком и что существует наряду с нетронутой человеком природой.
Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII-XVIII веках. В науке Нового времени формируется представление, что между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой». В современной науке сформировано более 300 определений культуры, что свидетельствует о многообразии подходов к изучению культуры. С конца XIX века влиятельной становится американская школа культурной антропологии. В ней на первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения [3, c. 261].
На основе обобщений результатов
исследований культурной и социальной
антропологии сложился аксиологический,
то есть ценностный подход к пониманию
культуры. Культура рассматривается
как система нормативных
Большинство исследователей сходятся во мнении, что современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».
Но культура — это не только множество культур, это также мировая культура, единый культурный поток от Шумеров до наших дней, от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать «оптимистический» и «пессимистический» [4,c. 197с].
Оптимисты утверждают, что мировая культура на правильном пути, что будущее за наукой, техникой, информацией, регионально-организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и так далее) являются истинными. Пессимисты, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату.
Такие разнообразные толкования понятия «культура» неизбежно сталкивают его с другим многозначным понятием – цивилизация.
Этимология слова «цивилизация» восходит к латинскому civis (гражданин), что характеризует принадлежность к гражданской (городской) жизни.
Приступая к определению "цивилизации", мы исходим, прежде всего, из того, что "цивилизация общества", так же как и "формация общества", представляет собой идеальный тип (понятие), который создается исследователем для изучения определенной стороны обществ и исторического процесса, с учетом других определений общества. Далее, наше социально-философское определение цивилизации (поиск общественной реальности, скрывающейся за определениями цивилизации) должно учитывать понятие общественной формации, что не раскрывалось в приведенных выше определениях цивилизации [3, c. 261]. Прежде всего, этнос, нация, цивилизация, в отличие от общественной формации, являют собой разные уровни исторической общности людей. В качестве наднациональной общности цивилизация выступает формой преодоления этнической и национальной ограниченности, представляет собой переход к единению человечества. Ее можно также определить как наднациональный образ жизни этносов и наций, через который те воспроизводят себя как духовно-культурную целостность – человечество.
Долгое время термин «цивилизация» использовался для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности в противовес представлению деревенскому, грубому. С конца XVII века этот термин широко вошел в европейскую философскую литературу. Он характеризовал в основном единство всемирной истории, прогресс всего человечества. Первый признак – цивилизация как уровень развития культуры и общества – наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе.
Именно при исследовании
этого признака цивилизации чаще
всего и происходило
Другой признак цивилизации
– способ освоения культуры – исследован
в литературе недостаточно. Вместе
с тем знание этого признака важно,
так как общественно-
Цивилизация как целостная
система включает в себя различные
элементы (религию, экономическую, политическую,
социальную организацию, систему образования
и воспитания), которые согласованы
друг с другом и тесно взаимосвязаны.
Каждый элемент этой системы несет
в себе печать своеобразия той
или иной цивилизации. Это своеобразие
весьма устойчиво. И хотя под влиянием
определенных внешних и внутренних
воздействий в цивилизации
Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
В философии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации [3, c. 63].
Таким образом, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования.
Понятие культуры —
не только на технологии, но
и на ценности и смыслы, она
связана с постановкой и
2. Культура и цивилизация в современном обществе
Развитие цивилизации
полно противоречий, очевидных составляющим
ее людям. Причем противоречия явлены
в повседневной жизни, в практике
людей, в существовании общественно-
В настоящее время наблюдается
возможность увидеть