Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование института культуры и цивилизации.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику культуры и цивилизации
2. Рассмотреть основные понятия культуры и цивилизации
3. Исследовать культуру и цивилизацию в современном обществе
4. Обобщить результаты

Файлы: 1 файл

kont_GOTOVA.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

Глобализация является одной  из наиболее существенных особенностей развития современной цивилизации. Проявление ее многогранны: от большей  роли транснациональных компаний в  развитии экономики различных стран  до распространения на такие сферы  как культура, спорт. Современная  цивилизация  характеризуется своими особенностями и противоречиями.

Основу современной цивилизации  составляет научно-технический и  информационный прогресс. Научно-технический  прогресс произвел революционный переворот  в системе производительных сил  общества, ведущими направлениями в  которых стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, лазерная техника, приборостроение, ядерная  энергетика.  Научно-технический  прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все  большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием  производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. Изменяются характер и содержание труда, осуществляется переход к более сложным видам  труда, создающим в единицу времени значительно больше продукции. В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности[2, c. 522].

Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют  к человеку новые требования, изменяют его.

За прошедшие годы кардинально  поменялись отношение к культуре, осознание ее значимости и роли в  идущем в ногу со временем сообществе, признание культуры в виде кого-то из наиглавнейших ресурсов социально-экономического становления. Необыкновенностью прогрессивного момента социального становления  считается возрастание общественной роли культуры как кого-то из причин, организующих духовную жизнь жителей  нашей планеты. При всем при этом культура выступает не столько как  духовный навык рода людского, да и  как особенная действительность, плодоносящая и созидательная, закладывающая  базы подлинно человеческого существования, возможности сберечь значения и  формы цивилизованной жизни. Почти  все прогрессивные социологи  не столько резюмируют возрастание  роли культуры как двигающей силы публичного становления, да и замечают то, собственно общественные конфигурации получают, как правило, культурную мотивировку. По правде, находящаяся вокруг жителя нашей планеты действительность наполнилась в настоящее время культурными содержаниями. Люди употребляют культуру для организации и нормализации своей жизни и работы. Культура регулирует взаимодействия жителей нашей планеты, описывает общий размах для соотнесения действий индивидуума с притязаниями социума.

Сегодня в культуре различных  народов и государств выслеживаются 2 масштабные направленности, которые  пребывают в оппозиции приятель к приятелю.

Первая направленность, которую  сейчас принято осматривать как  процессы глобализации, имеет место  быть в том, собственно во всем мире случается стихийное и никем  не контролируемое заимствование культурных ценностей. Случается образование  каких-то «общих идеалов все пригодной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей значения, общепризнанных мерок, мысли, образы, знаки недалёкие всему роду людском (либо солидной его доли)». При всем при этом присутствуют как положительные, но и нехорошие нюансы данных действий. Вроде как, связанным с развитием, идущих в ногу со временем средств передвижения и финансовых взаимосвязей, спасибо действию на жителей нашей планеты средств глобальной информации. Эти процессы содействуют сближению народов, расширению культурных контактов, обоюдному обогащению, размену, передвижения жителей нашей планеты. Хотя если взглянуть под другим углом неблагоприятные нюансы глобальных действий скрываются в полномочия утраты народами собственной культурной самобытности (идентичности).

Возрастание роли культуры в современном обществе определяется двумя видами факторов: внутренними  и внешними. Рассмотрим их.

Внутренние факторы, определяющие возрастание роли культуры, являются главными, основными, первичными. Именно они стремительно меняют культурный облик мира. К внутренним факторам относятся те из них, которые возникают  в недрах самой культуры, общества, страны, государства.

Среди этих факторов к важнейшим относятся:

1. Возрастание роли культуры как интегративного, накапливающегося, сохраняющегося субстрата общественной жизни. Культура, по своей собственной природе, призвана сохранять, отсеивать, аккумулировать те социальные и антропологические явления, которые в полной мере отвечают потребностям сохранения и развития человека и общества. Культура не теряет ничего существенного, необходимого из того, что создало человечество, но сохраняет его, отбирает, передаёт по наследству. От поколения к поколению это "наследство" накапливается, растет, усложняется и, в свою очередь, начинает определять ход и развитие производительных сил общества и форм его осознания.

2. Накопленное богатство общества, в силу его истинного характера - общественного характера производства, требует к себе и соответствующего - общественного - внимания, заботы. В ставшей общественной системе состояние целого зависит от состояния её элементов. Сбой, катаклизм, социальная напряженность в оконечностях социального организма сказывается на всем целостном образовании [3, c. 64].

Таким образом, современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и так далее.

Характерный момент в развитии современной культуры — появление  и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ  мировой культуры связан, прежде всего, с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях.

 

 

 

 

 

Заключение

Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих  мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить  свои действия. Наличие у множества  индивидов сходных одно порядковых представлений и делает возможным общество как единое целое. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой "указателей" - запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели - это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит  не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические  ценности культуры могут воплотиться  в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая  цивилизация может быть построена  на основе культурного творчества и  вдохновляющих культурных смыслов. Итак, мы выяснили, что цивилизация это — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания).  

Ни одна из представленных в научной литературе концепций  и типологий цивилизации не может  быть признана в качестве единственно  верной и бесспорной. Дело в том, что по своему происхождению и  структуре цивилизация является феноменом собирательным, многофакторным. Цивилизацию образуют и характеризуют  особенности природной среды  (климатические условия, географический и демографический фактор), достигнутый уровень потребностей, способностей, знаний и навыков человека, экономико-технологический способ производства и строй социально-политических отношений, этнический и национальный состав сообщества, своеобразие культурно-исторических и религиозно-нравственных ценностей, характер и степень развития духовного производства. Если в основу типологии цивилизации кладется господство того или иного технико-технологического базиса, то вполне правомерно членение истории “цивилизованного” человечества на три эпохи — аграрную, промышленную и информационную.

В понятии “цивилизация”  отражена мощная интегративная способность  и сила, тенденция универсализма, позволяющая создавать некое единство, крупномасштабную общность на базе определенной социокультурной парадигмы. Последняя в “снятом” виде представляет все основные системообразующие компоненты жизнедеятельности социума (технико-технологические, экономические, политические, национально-этнические, демографические и так далее, выступающие в качестве подсистем широко понятой культуры). В последнее время “цивилизационный” подход заявляет все большие права на описание всемирно-исторического процесса, в чем-то существенно дополняя и обогащая подход “формационный”. Это обусловлено прежде всего присущим понятию “цивилизация” принципиально иным представлением о соотношении миров экономики, политики и культуры, роли духовного фактора в истории. Развитие современной цивилизации породило возникновение целого ряда глобальных проблем, решение которых требует теснейшего взаимодействия разных государств и народов и, кроме того, вынуждают считать сохранение культурных достижений человечества одной из таких - глобальных - проблем.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Более правильным будет считать эти понятия взаимодополняющими. Если культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие «цивилизация» определяет социальное бытие самой культуры. Современная мировая цивилизация не исходный пункт, а результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были, затем разрушены, уничтожены более сильными.

 

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация