Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 04:29, контрольная работа
Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл. Публиковать свои научные труды Тайлор начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая, пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные». Еще спустя четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший его имя - «Первобытная культура».
Введение
Вопрос данной контрольной работы - «Культура и религия». Помимо личных познаний и материалов учебного курса «Культурология», нижеизложенный текст опирается на монографии: «Первобытная культура» Э. Б. Тайлора, «Золотая ветвь» Д. Фрезера и «История религии» А. Меня.
Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл. Публиковать свои научные труды Тайлор начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая, пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные». Еще спустя четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший его имя - «Первобытная культура». Тайлор принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего - религиозной жизни первобытного человечества. А исследования представляют тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой - эволюционистской научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.
Джеймс Фрезер (1854-1941) - известный английский религиовед и этнолог. В своих исследованиях Фрезер собрал огромный материал, позволивший с помощью сравнительного метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выделить земные истоки религиозного миропонимания. Его ключевой труд «Золотая ветвь» принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Первое издание «Золотой ветви» в двух томах появилось на свет в Лондоне в 1890 году, а на русском языке впервые было издано в Москве в 1928 году.
Александр Владимирович Мень родился 22 января 1935 года в Москве. В 1958-1960 годах учился на заочном отделении Ленинградской духовной семинарии. В 1968 году окончил Московскую духовную академию. Свою первую книгу "Сын человеческий", в которой на основе исторических и археологических данных рассказывалась история земной жизни Христа, Александр Мень начал еще в юные годы. Затем он издал ещё множество трудов, среди которых почётное место занимает «История религии». Последняя работа протоиерея Александра Меня - семитомный "Словарь по библиологии". В 1990 году он принял участие в создании Российского библейского общества, взялся за основание Православного Университета, учредил общество "Культурное возрождение", первый среди священников провел серию религиозных передач на радио и телевидении.
Цель настоящей контрольной работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она - основа культуры, её колыбель. А может быть - феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь? Ведь религия - система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Безусловно, и поэтому в данной работе она будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития социума. Фактора, служившего на различных этапах формирования общества, то прародителем, то толчком к расцвету, то тормозом для культуры. Института, так или иначе присущего всем народам, но разворачивающегося в обособленных культурных средах, что и определило в конечном итоге многообразие религий.
1.Религия, ее сущность и место в культуре
Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это
догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции
некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и
является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы
человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию
его "Я"
Можно выделить три типа
1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает
себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек
обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может покидать
материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней.
2. Религиозный,
опирающийся на связь со
этические требования; духи и души представляются уже как более
самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек
и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные
субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир,
организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на
мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают
посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).
3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научное
познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное
начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного,
человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным
воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму
проявления.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и
существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не
всякая вера религиозна. Вера-это признание какой-либо информации
достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера
может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая
информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же
вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной
являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается
как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо
истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических
и формально-логических доказательств".
Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и
заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и
в современности.
Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно
связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно
устанавливаемых действ-ритуалов.
Религия
как культурный феномен
от псевдорелигий:
1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания,
предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают
верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро
верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских
трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в
обыденное сознание приверженцев религии.
2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно
отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью.
Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но
и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально,
т.е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования
доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов.
3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами
специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням:
церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для
верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален.
Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики,
основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи,
концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер
(культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);
4. Функционирование религиозных организаций. Религия -
институтализированное образование, представленное Церковью. Церковь -
культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и
разделенное на духовенство и мирян. Церкви как правило являются официально
признаваемыми, а иногда государственными учреждениями. Исторически церковь
выросла из института жречества. Церковь построена по иерархическому
признаку соподчинения, при котором низшие чины должны подчиняться высшим.
Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патриарх, далай-лама (в
ламаизме-течении буддизма)). Исключением является мусульманское
духовенство, в котором нет организационных структур. Большое значение в
любой Церкви играет монашество. Монахи - наиболее ревностные приверженцы
религии, отрекшиеся от светского мира и придерживающиеся особо строгих
аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно объединяются в
общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь - это
сложный отрегулированный механизм, система, обладающая определенной
материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой
для всех религий
5. Религия
наделена особым
Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом
определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-
эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность
человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии,
возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует
отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец,
религия канонизирует многие ценности культуры.
Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем
религиям:
1. Отношение к сакральному, священному, святому или святости. В
монотеистических религиях она отождествляется с Богом, в политеистических
религиях с пантеоном богов, в других религиях-с миром духов или с
моральными ценностями, с техническими ценностями и т.д.
2. Теизм-специфика мировоззрения, при котором образуется особое
понимание мира как личности, создавшей и преобразующей мир, но в то же
время существующее над этим миром, как непроявляющаяся или частично
проявляющаяся для человека сущность.
3. Фидеизм (от лат. Fides - вера) - комплекс проявления
сверхъестественного в естественном.
4. Стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью
человека: от социальных отношений до предметов культа и культуры. Например,
каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового
языка: ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и
корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, латынь и
старославянский - у христиан и т.д
Для того, что бы исследовать ту или иную религиозную систему можно
использовать множество подходов: описывать обряды и ритуалы, рассматривать
основы культа, систематизировать стилистику письменных или устных священных
текстов, молитвы, изучать художественную часть религии (танцы, архитектуру,
изобразительные виды), сопоставлять праздники или мифологические сюжеты и
т.д. Однако, в изучении той или иной религиозной системы важнее всего
понять собственно почему человек совершает то или иное поклонение, то есть
понять культурные предпосылки данной вероучительной доктрины.
Именно
вероучение выступает
как:
1. Вероучение
первично по отношению к
но вероучение остается неизменной. Человек остается верующим даже если его
лишают возможности отправлять культ. Кроме того, часто неверующие люди
участвуют в отправлении культовых обрядов. Существуют религии, в которых
культ отсутствует вообще.
2. Вероучение независимо от авторитетного текста. Несколько религий
могут пользоваться одним и тем же священным текстом. Вероучение может
существовать в рамках сообщества вообще не знающего письменности.
3. Вероучение независимо от психологических особенностей его
последователей. Люди одного психического склада могут исповедовать разные
религии, а люди разных психических складов придерживаться одной веры.
4. Вероучение первично по отношению к общине своих последователей.