Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл. Публиковать свои научные труды Тайлор начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая, пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные». Еще спустя четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший его имя - «Первобытная культура».

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Община может изменяться, разрушаться и даже исчезнуть  вообще,  но  доктрины

веры могут сохраниться в письменных источниках или в форме устной  традиции.

 

      5. Любое  поклонение должно иметь смысл, отсутствие  которого  является

признаком отсутствия самого  поклонения.  Представление  о  смысле  лежит  в

сфере духа,  но  необязательно  в сфере  сознания.  Скорее  смыслополагание

принадлежит области бессознательного. Можно жить со смыслом, быть  верующим,

но не осознавать этого предмета своей веры. Вера есть понятие  рефлексивное,

т.е. связано с фактом осознанности.

      Проблемным  остается  вопрос  о   представлении   самой   сущности   и

первоосновы  возникновения  религии   в   человеческом   бытии.   Существует

несколько моделей, отражающих эти представления:

      1. Иррациональная  модель. Религия дается человеку  свыше  и  существует

за пределами его рациональности  (дельфийский  пророк  дышал  наркотическими

испарениями из расщелины  в  скале,  а  в  Древней  Греции  человек  получал

катарсисческое воздействие при восприятии  театрального  действия,  в  более

поздних религиях - «жизнь нас в Боге и Бога в нас" (П.Флоренский) и т.д.)).  В

данной  концепции  религия   рассматривается   как   "переживание   святого"

(Р.Отто). Святое - нечто иное  по отношению к  человеку,  способное  вызывать

неизъяснимый трепет  и  восторг,  одновременно пугающее  и  притягательное,

непознаваемое для человека.

      2. Религия  как аллегорическое знание. Впервые, таким образом,  религия

была истолкована Теагеном Регийскис (6 в. до н.э.). В данном случае  религия

понимается как некий особый способ познания,  позволяющий  увидеть  то,  что

недоступно  увидеть   обыденному   познанию.   Эта   предпосылка   позволяет

рассматривать религию как форму научного знания или  предшественницу  науки.

Однако, в конечном смысле  религия  не  является  средством  познания,  т.к.

ничего не познает, а дает уже готовое знание, спецификой  которого  является

преобладание в нем нравственного аспекта.

      3. Религия  как преклонение. Впервые в данном  виде она была истолкована

Эвгемером из Мессены (4 в. до н.э.)  в  книге  "Священная  запись",  который

считал, что  люди  обожествляли  реальных  личностей,  поражавших  их  своим

величием.  Данное  направление  положило  начало  отождествлению  религии  и

культа, распространенному  и  в  наше  время.  Согласно  ему  религией  надо

считать и поклонение фанатов своим кумирам.

      4. Религия  как общественный институт. Ведет  начало от афинского тирана

Крития (ум. 403 г. до н.э.). В данном  случае  религия  рассматривается  как

форма управления народом властью. Данная теория  в  дальнейшем  переросла  в

"теорию  обмана"  народа.  У  просветителей  религия  понималась  как  форма

договора между властью и народом. У Карла Маркса  религии  -  опосредованный

результат  общественных   отношений   общественных   отношений,   иллюзорное

сознание, отражающее разорванность и отчужденность общественного бытия.

      5. Религия  как плод страха и бессилия.  Впервые  так  была  определена

Демокритом из Абдеры (5  в.  до  н.э.).  В  основе  данной  концепции  лежит

утверждение о  том,  что  религию  создал  страх  человека  перед  природой,

возможность решить сложные житейские  ситуации,  достижение  психологических

компенсаций и т.д. Религия является  только  одним  из  множества  возможных

путей выхода человека из сложной ситуации человеческого бессилия.

      6. Религия  как врожденное свойство человека. Ведет начало от философа-

стоика Посидония из Ампеи (ок. 135-51 гг. до н.э.). Такая трактовка  снимает

проблему смысла религии и делет ее биологически обусловленной.  Но  проблема

разнообразия верований остается открытой при таком подходе.

      7. Религия  как направляющая сила. Данная  трактовка возникла в 18 в. Ее

основоположником является И.Кант. В основе  лежит  утверждение  о  том,  что

религия является прежде всего регламентирующим фактором человеческого  бытия

и в ее основе лежит практический разум. Данную теорию продолжил Макс  Вебер,

по   мнению   которого   религиозная   вера    создавала    "психологическую

устремленность,  которая  указывала  индивиду  направление  и  нормы  жизни,

поведение и  убеждение  в  его   правильности".   Религия   дает   человеку

возможность осознавать смыслополагание своего бытия.  А.Тойнби  рассматривал

религию как движущую  силу  и  основу  всякой  культуры.  А.Энштейн  выделял

признак религиозности человека как способность  задаваться  вообще  вопросом

смысла жизни. Этой же версии придерживался  и  К.Г.Юнг,  который  утверждал,

что предназначение религиозных символов заключается в возможности  придавать

смысл человеческой жизни.

 

Список используемой литературы:

1. Мень А. История религии. Т.1. - М: Слово, 1991 год.

2.Тайлор Э.Б. Первобытная  культура. - М: Изд-во политической  литературы, 1989 год.

3.Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М: просвещение,1980 год.

 

 


Информация о работе Культура и религия