Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 04:29, контрольная работа
Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл. Публиковать свои научные труды Тайлор начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая, пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные». Еще спустя четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший его имя - «Первобытная культура».
Община может изменяться, разрушаться и даже исчезнуть вообще, но доктрины
веры могут сохраниться в письменных источниках или в форме устной традиции.
5. Любое поклонение должно иметь смысл, отсутствие которого является
признаком отсутствия самого поклонения. Представление о смысле лежит в
сфере духа, но необязательно в сфере сознания. Скорее смыслополагание
принадлежит области бессознательного. Можно жить со смыслом, быть верующим,
но не осознавать этого предмета своей веры. Вера есть понятие рефлексивное,
т.е. связано с фактом осознанности.
Проблемным остается вопрос о представлении самой сущности и
первоосновы возникновения религии в человеческом бытии. Существует
несколько моделей, отражающих эти представления:
1. Иррациональная модель. Религия дается человеку свыше и существует
за пределами его рациональности (дельфийский пророк дышал наркотическими
испарениями из расщелины в скале, а в Древней Греции человек получал
катарсисческое воздействие при восприятии театрального действия, в более
поздних религиях - «жизнь нас в Боге и Бога в нас" (П.Флоренский) и т.д.)). В
данной концепции религия рассматривается как "переживание святого"
(Р.Отто). Святое - нечто иное по отношению к человеку, способное вызывать
неизъяснимый трепет и восторг, одновременно пугающее и притягательное,
непознаваемое для человека.
2. Религия как аллегорическое знание. Впервые, таким образом, религия
была истолкована Теагеном Регийскис (6 в. до н.э.). В данном случае религия
понимается как некий особый способ познания, позволяющий увидеть то, что
недоступно увидеть обыденному познанию. Эта предпосылка позволяет
рассматривать религию как форму научного знания или предшественницу науки.
Однако, в конечном смысле религия не является средством познания, т.к.
ничего не познает, а дает уже готовое знание, спецификой которого является
преобладание в нем нравственного аспекта.
3. Религия как преклонение. Впервые в данном виде она была истолкована
Эвгемером из Мессены (4 в. до н.э.) в книге "Священная запись", который
считал, что люди обожествляли реальных личностей, поражавших их своим
величием. Данное направление положило начало отождествлению религии и
культа, распространенному и в наше время. Согласно ему религией надо
считать и поклонение фанатов своим кумирам.
4. Религия как общественный институт. Ведет начало от афинского тирана
Крития (ум. 403 г. до н.э.). В данном случае религия рассматривается как
форма управления народом властью. Данная теория в дальнейшем переросла в
"теорию обмана" народа. У просветителей религия понималась как форма
договора между властью и народом. У Карла Маркса религии - опосредованный
результат общественных отношений общественных отношений, иллюзорное
сознание, отражающее разорванность и отчужденность общественного бытия.
5. Религия как плод страха и бессилия. Впервые так была определена
Демокритом из Абдеры (5 в. до н.э.). В основе данной концепции лежит
утверждение о том, что религию создал страх человека перед природой,
возможность решить сложные житейские ситуации, достижение психологических
компенсаций и т.д. Религия является только одним из множества возможных
путей выхода человека из сложной ситуации человеческого бессилия.
6. Религия
как врожденное свойство
стоика Посидония из Ампеи (ок. 135-51 гг. до н.э.). Такая трактовка снимает
проблему смысла религии и делет ее биологически обусловленной. Но проблема
разнообразия верований остается открытой при таком подходе.
7. Религия как направляющая сила. Данная трактовка возникла в 18 в. Ее
основоположником является И.Кант. В основе лежит утверждение о том, что
религия является прежде всего регламентирующим фактором человеческого бытия
и в ее основе лежит практический разум. Данную теорию продолжил Макс Вебер,
по мнению которого религиозная вера создавала "психологическую
устремленность, которая указывала индивиду направление и нормы жизни,
поведение и убеждение в его правильности". Религия дает человеку
возможность осознавать смыслополагание своего бытия. А.Тойнби рассматривал
религию как движущую силу и основу всякой культуры. А.Энштейн выделял
признак религиозности человека как способность задаваться вообще вопросом
смысла жизни. Этой же версии придерживался и К.Г.Юнг, который утверждал,
что предназначение религиозных символов заключается в возможности придавать
смысл человеческой жизни.
Список используемой литературы:
1. Мень А. История религии. Т.1. - М: Слово, 1991 год.
2.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во политической литературы, 1989 год.
3.Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М: просвещение,1980 год.