Культура как филосовская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Культура как философская проблема представляет собой собирательный образ, объединяющий науку, технику, медицину, искусство, религию и т.д. в некую целостность. Философия оказывает огромное влияние на развитие культурного направления в бытии науки, искусства, медицины, религии. Однако в различных видах культуры она проявляет себя только тогда, когда возникает особая в ней потребность. Ее роль и значение рассматриваются не в утилитарной, практической полезности, а прежде всего в эстетическом пафосе.

Файлы: 1 файл

Культура как философская проблема.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

Культура как философская  проблема.

 

 

Культура  как философская проблема представляет собой собирательный образ, объединяющий науку, технику, медицину, искусство, религию  и т.д. в некую целостность. Философия  оказывает огромное влияние на развитие культурного направления в бытии науки, искусства, медицины, религии. Однако в различных видах культуры она проявляет себя только тогда, когда возникает особая в ней потребность. Ее роль и значение рассматриваются не в утилитарной, практической полезности, а прежде всего в эстетическом пафосе. Именно философская мысль всегда и везде ищет и рационально обосновывает человеческий идеал, способный служить путеводной звездой в жизни и деятельности людей. Немецкий философ М. Шелер ценил философию за то, что она ищет в науках «знание ради спасения», а не «ради достижений и господства» над природой.

 

Культура - это огромный мир, построенный и  постоянно изменяемый человеком  согласно его идеям, ценностям и  идеалам. Она включает в себя не только результаты эстетико-символической деятельности ума и рук человеческих, получившие выражение в науке, искусстве. Важнейшей частью культуры становятся те созидательные действия, которые и мысленно, и фактически изменяют окружающий людей природный и общественный мир к лучшему. Культура - это все, что реально улучшает, совершенствует бытие людей в результате сознательного преобразования ими мира и приспособления его к разумным потребностям человечества. Стремление компетентно управлять естественными процессами, происходящими в природе, обществе и человеческом организме, ведет к развитию самой культуры. В некотором смысле человек и культура - единое целое. Культура живет в людях, их творчестве, социальной активности, эмоциональных переживаниях. Люди являются существами не только общественными, но и культурными. Нацеленность всякой культуры на творчество и созидание является задачей улучшения жизни людей, совершенствования их самих путем постижения искусства управления природой, обществом.

 

Философски  культура осознается и оценивается  как исторически обретаемая сфера средств, целей и ценностей, умножающих человеческое могущество, и в силу этого обстоятельства имеющая непреходящее значение. Конечно, она включает в себя моральные, этические и эстетические измерения антропоцентрической реальности, может опираться и на религиознодуховные устремления. Но все же самое главное заключается в культивировании абсолютно свободной человеческой деятельности, не ведающей для себя никаких препятствий. Философское осмысление культуры вообще начинается с раскрытия внутреннего смысла человеческого бытия, получающего постепенное и последовательное осознание своих возможностей, определяющих его содержание, которое в силу этого обстоятельства стремится обеспечить себя условиями гарантированной реализации такого рода возможностей.

 

Рассматривая  смыслообразующую составляющую в развитии культуры под углом зрения нравственной философии, нельзя не обратить внимание на весьма глубокие идеи русских религиозных  философов, считающих культуру потребностью человеческого духа. Нравственно-этическая культура, принципы которой проповедовали Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский, JI. Толстой, Н. Бердяев, зримо противопоставляется идее рационального преображения жизни. Так, Н. Бердяев, в частности, связывает культуру с идеей творчества, превосходящего мир веками складывавшихся дифференцированных форм искусства.

Эти нравственные знания - основание для весьма сложных, разветвленных философских интерпретаций  и источник развития различных философских  направлений исследования и объяснения вселенского бытия человека.

 

Различные философские системы способны не просто объединять людей, но и весьма последовательно и полно выражать типичные и оригинальные культурологические идеи и идеалы эпохи, народа, отношение  к традиционной совокупности всего  прекрасного и возвышенного в жизни. Философия оказывается неким всеохватывающим единством, включающим в себя смысл жизни людей, добро, красоту, справедливость, свободу мысли и т.д.

 Все философские учения и  системы разными путями приближают  нас к прекрасному - первооснове всякого эстетического человеческого знания. Сначала - в смутном представлении, затем в художественной фантазии, а в перспективе - в жизненной реальности искусство, например, преображает всю естественную плоть мира, переосуществляет всю действительную жизнь людей, творит в ней истинную красоту. Ведь последняя есть не что иное, как «духовная телесность» (Вл. Соловьев). Именно в ней, по Соловьеву, дух сочетается с материей наиболее совершенным образом, торжествует над хаосом, бесформенностью, небытием.

 

Даже если признать весь окружающий нас мир материальным, то искусство  не обязательно должно быть таковым, ибо в его рамках всегда осуществляется свободный выбор средств и  способов восприятия, оценки и объяснения мира. Эстетическое познание есть особая форма миропонимания и философского осмысления имеющегося знания о внешнем мире, а также о мире, находящемся внутри человека. Поэтому искусство как форма познания принципиально отличается, например, от науки.

Если научное познание восходит к логике как всеобщей теории самой науки и к эксперименту как наиболее точному способу проверки суждений, то эстетическое познание, как правило, осуществляется в результате синтеза разрозненных представлений о мире и своеобразной рефлексии на новые открытия воображения и умозрения.

Источник эстетического знания - это накопленные сведения о среде  обитания человека и его творчество. Это и вечные проблемы осмысления общечеловеческих ценностей.

На базе самокритичного постижения всего этого и возникло царство  внутреннего мира человека - мира духовности, или чистого умственного созерцания и особого способа осмысления мира.

 

В русской философии эстетика предстает  как смыслообразующее начало жизни  человека. Только она создает и  охраняет систему мотиваций и  форм человеческого поведения, изобретая «модельные образцы», побуждая человека к обретению веры в добро, к самосовершенствованию и т.д.

 Эстетика, обладая принципиально  иным способом миропредставления и мироот-ражения, совершенно иначе, нежели наука, «смотрит» на объективную данность мира.

Таким образом, эстетическое познание лежит вне той сферы, в которой  функционирует механизм рационального  изучения мира наукой, а также вне  сферы иррационального постижения бытия религией.

Философско-эстетическое стремление к свободе творчества предполагает присущие человеческой сущности духовный инстинкт и творческую интуицию. При этом люди «умом зрят, головой ощущают» старые и «сердцем творят» новые духовные ценности. Творчество в философии и искусстве - естественный источник духовных и материальных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей истории своего существования. Благодаря творению люди совершенствуют естественный мир и самих себя, создают новую реальность.

 Творческий характер человеческого  труда специфичен, прежде всего для искусства и науки, где нет проторенных путей, поэтому деятельность художника и ученого всегда направлена на поиск неизведанного и на созидание небывалого. Стоит подчеркнуть, что в жизни человека созданный им на базе естественного искусственный мир теперь играет исключительно важную, первостепенную роль. Без его существования современный человек уже просто не мыслим.

 

Философы и художники всегда творили новый мир бытия на основе своего собственного, неповторимого  восприятия реальности. Но это восприятие объективной действительности естественным образом сопряжено с внутренними законами исторического бытия, окружающего художника. Объективность и субъективность (в их традиционном понимании) в искусстве не должны противопоставляться друг другу.

 Художник, как и философ, - это человек, самобытно преодолевающий все противоречия жизни. Он вовлечен в жизнь, подчиняется ее ритму, но одновременно выражает свои субъективные пристрастия, формирует ценности, придающие бытию подлинно человеческий смысл.

 Искусственный  мир (культура) - это не только созданные человеком вещи, приобретенные знания, рожденные идеи, но и совместная жизнь и деятельность людей. Коллективный труд стимулировал человеческие чувства, мышление, принципиально новые потребности и интересы. Короче говоря, творя новый мир вещей, а также созидая мир духовности (концепций, теорий, идей, идеалов), человек создал небывалую сферу общественных отношений и личного общения людей - культуру морально-этического общественного поведения.

 

Таким образом, в процессе конволюции природы и общества появились качественно иные формы человеческого бытия. Родились мораль, искусство, религия, наука. Все они в своих исходных началах, принципах, в своих смыслах, целях и идеях во многом зависят от философии познания.

 Н. Бердяев  считал, что допустимо существование философии науки, но не может быть научной философии. В этом он, скорее всего, ошибался. Если в науке всегда присутствуют философские элементы, а в научных гипотезах - философские позывы, то и большие ученые нередко бывают большими философами. Поэтому нельзя отказывать философии вправе называться научной в своей основе.

 

Люди всегда рассматривали концепции, теории как  некий «осадок» культурной жизни.

И это не только допустимо, но даже необходимо, тем более, что сам вопрос об отношении к научным теориям есть один из коренных вопросов истинной культуры.

Эрих Фромм, известный американский философ, заметил: «Духом гордости и оптимизма была отмечена западная культура последних  нескольких веков: гордости за человеческий разум как инструмент познания и овладения природой; оптимизма в связи со свершением невероятных надежд человечества и достижением счастья для большинства людей. Гордость человечества оправданна. Благодаря разуму человек создал материальный мир, реальность которого превосходит самые смелые мечты и фантазии сказок и утопий. Он заставил так служить себе энергию, что скоро она будет в состоянии обеспечить человечество материальными условиями, необходимыми для достойного и продуктивного существования».

 Но чтобы  достойно пользоваться достижениями созданного человечеством нового вещественного и духовного мира, необходимо всегда с философских, нравственно-этических позиций формировать истинно человеческую культуру общения.

 

 

Становление культурного человека предполагает огромное личное усилие индивида подняться над самим собой, а значит -овладеть культурой бытия. Никто не сможет заставить человека быть тем, кем он быть не может или не хочет.

Нельзя  понудить личность к философскому и  эстетическому совершенствованию.

Это всегда сугубо личный внутренний мотив, стремление адаптироваться к новым природным и социальным обстоятельствам и способность адекватно менять их в соответствии со своими интересами и потребностями. Это внутреннее постоянное желание человека самосовершенствоваться.

 

Культура, таким образом, служит своеобразным критерием развитости человека и  всего человечества. Это стиль  духовной жизнедеятельности общества, социальной группы и каждого конкретного  индивида. Это способ и образ критического мышления.

Это стиль верования. Это характер общественного поведения, народные обычаи, традиции. Это, наконец, форма  и стиль языка. Духовная культура заключает в себе системы ценностей, созданных человеком, такие, как  философия, наука, техника, медицина, искусство  и т.д.

 В заключение отметим, что  дальнейшее развитие человеческого  общества зависит от культуры  в той мере, в какой она определяет  общее состояние образования,  воспитания и просвещения.

 

 

Философское основание  культуры.

 

Культура - многоплановое явление  в жизни и деятельности человечества. Она воздействует на все стороны общественного бытия. Издревле люди относились к ней как к особому фактору, носящему сакральный характер, то есть рассматривали ее как нечто священное. И это естественно, ибо становление и развитие культуры, в сущности, представляет собой становление и развитие человечества. Последнее за тысячелетия наработало немало подходов к самоутверждению и самовыражению через мифы, религию, искусство, медицину, науку, философию. Культура предстает в виде некоего самостоятельного духовноинтеллектуального и материального образования, интегрирующего философию и медицину, мораль и политику, искусство и религию, науку и технику, производство.

 

Культура как  предмет философского осмысления.

 

Культура выполняет универсальную функцию - совершенствует человеческое бытие, реализуя созидательный потенциал и свободу творчества всех народов и каждой отдельной личности. Само понятие культуры несет в себе удивительное многообразие смыслов. Говорят об общественной, духовной, исследовательской, политической, морально-этической культуре, а также о культуре чувств, мышления, поведения и т.д. Культура - явление многогранное и противоречивое.

 Бесспорно одно: она всегда  связана с передовыми идеями  и идеалами, высокими смыслами  и целями людей, характером и содержанием, по сути, всей человеческой жизнедеятельности и особыми способами творческой самореализации личности. Смыслы, цели и средства в жизни людей фактически наполняют их культуру особым интересом к творческой, созидательной деятельности. При великом множестве значений слова «культура» на обыденном и философском уровнях, обозначает единый принцип

конкретно исторического отражения  специфически человеческого единства с природой и обществом. Это есть обобщающее духовно-интеллектуальное, творческо-созидательное состояние людей, свидетельствующее о прогрессе качественного совершенствования отношений между ними.

 

История культуры берет свое начало в глубокой древности. Так, уже в  Древней Элладе основным содержанием  широко распространенного понятия «пайдейя» (воспитание, образование) являлись гражданская доблесть и стремление людей к свободе как культурной ценности. В соответствии с этой нравственной установкой все достижения граждан свидетельствуют не об их победах над природой, а об искусстве привлекать природу на свою сторону в борьбе за свободу. Именно культура стала качеством, отличающим человека от всех остальных живых существ. Согласно последним данным науки, она существует уже примерно 30-50 тысячелетий, то есть является ровесницей человека разумного (Homo sapiens). С другой стороны, ее возникновение обусловило дальнейшее прогрессирующее развитие (социальное, интеллектуальное и т.д.) людей современного типа. На протяжении всей своей истории человечество стремится осмыслить саму сущность этого уникальнейшего феномена общественного бытия.

Информация о работе Культура как филосовская проблема