Культура как филосовская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Культура как философская проблема представляет собой собирательный образ, объединяющий науку, технику, медицину, искусство, религию и т.д. в некую целостность. Философия оказывает огромное влияние на развитие культурного направления в бытии науки, искусства, медицины, религии. Однако в различных видах культуры она проявляет себя только тогда, когда возникает особая в ней потребность. Ее роль и значение рассматриваются не в утилитарной, практической полезности, а прежде всего в эстетическом пафосе.

Файлы: 1 файл

Культура как философская проблема.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

Слово «культура» в научный оборот впервые было введено в начале XVIII века Вольтером, знаменитым писателем  и мыслителем. Качество же философской  категории культура приобрела в  конце XVIII столетия, после того как И.Х. Аделун-га (1739-1806) в своей книге «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782) заявил о ней как об «истории человеческого духа». Безусловно, нужно согласиться с автором в том, что именно культура есть и воля, и совесть, и разум народа и отдельных его представителей. Не может быть культуры у людей, не овладевших искусством творчески мыслить, умением созидать. Выдающийся просветитель XVIII века И. Гердер так определял культуру: «Мы можем как угодно называть этот генезис человека во втором смысле, мы можем называть его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и называть его просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев земли». По Гердеру, человек, живя и действуя в обществе людей, в принципе не может отрешиться от культуры. Она придает ему нравственный облик и интеллектуально совершенствует его. Ее предназначение состоит в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждая в нем лучшие чувства, мысли и волю.

 

Философски осмысливая такое непростое общественное явление, как культура, необходимо сконцентрировать внимание на ее исключительной роли в судьбе каждого отдельного человека и человечества в целом как факторе самораскрытия их сущностных сил. Прояснить это для каждой отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальности и особенности, во всей неповторимости формы и способа существования должна философия». Таким образом, философия постигает энергетику человеческого духа, которая порождает культуру.

Философское осмысление исторического  становления культуры предполагает, в первую очередь, критический анализ научного и художественного творчества выдающихся ученых, знаменитых литераторов, великих художников, их духовнопросветительской  деятельности. Культура функционирует только там и тогда, где и когда она воздействует на широкие массы людей. Поэтому она органично связана с именами блистательных просветителей, таких, как Гоббс, Локк, Вольф, Вольтер, Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Кант, Радищев, Герцен, Маркс, Вернадский и многие другие. Развивая идею о единстве физиологических и культурных функций человека, они относили к числу основных форм и видов человеческой деятельности организующую и созидательную. Эти мыслители представляли культуру как творческий акт преодоления зависимости от природы, выхода за границы инстинкта, сотворения того, что может надстраиваться над природой.

 

Сфера культуры со временем стала  пониматься как духовная сила, способствующая приобретению человеком подлинной  свободы в мире вещей, предметов, явлений природы, а также общественных связей и отношений. Сфера культуры - это целостная система ценностей, исторически выработанных человечеством. Это и динамический процесс раскрытия и развития врожденных способностей индивида в его творческой, созидательной самодеятельности в конкретном историческом контексте. Именно совершенствование человеческой личности, развитие ее коммуникативных связей и отношений, а также выражение отношения к окружающему миру и самому себе стали составлять нравственноэтическую меру оценки культуры эпохи, общества, народа и конкретного индивида. Важнейшими же критериями историко-культурного прогресса могут служить конкретные факты созидания новых гуманных ценностей, а также цели, средства и способы корректного их использования и распространения во всех сферах жизни и деятельности людей.

 

Вместе с тем роль культуры далеко не всеми просветителями оценивалась  позитивно.

Феномен культуры философски осмысливается  уже не одно столетие, до сих пор  нет однозначно приемлемого ее определения. Сегодня можно назвать три ключевых ипостаси культуры.

Во-первых, она предстает как  сфера свободной самореализации личности, проявления ее в творческой, созидательной деятельности.

Во-вторых, культура выражает ценностное отношение людей к природной и социальной реальности.

 И в-третьих, она понимается  как искусственно созданный человеком  мир нового, природно-общественного  бытия.

 Есть и другие суждения  о культуре. Однако, пожалуй, главную  суть ее ярко выразил известный  философ Мамардашвили: «Культура - это усилие человека быть».

 

Таким образом, культура всегда предстает  в жизни каждого человека как  личное усилие над самим собой, чтобы  найти свою нишу, утвердиться в  обществе.

Кроме того, необходимо сказать о  естественном стремлении практически  всех людей к самоусовершенствованию. Поэтому только творя культуру и одновременно потребляя ее, человек становится Человеком.

У человека, имеющего множество биофизиологических предрасположенностей к социокультурной  жизни, нет какой-то врожденной культурной потребности.

У него нет также и изначального стремления к овладению сложными видами культуры общественного поведения. Однако вряд ли найдется сегодня хоть один человек, не желающий быть культурным. Для этого он и вынужден осваивать  в процессе приобщения к материальной и духовной жизни данного общества определенные, наработанные за тысячелетия материальные носители, образцы, смыслы и знаки культуры, а также правила владения собой при общении с другими людьми. Но прежде всего каждому человеку необходимо познать и понять ту культурную сферу, которая передается из поколения в поколение в виде своеобразной структур-но-кинематической модели, наподобие двойной молекулы ДНК.

 

Поскольку культура как результат  жизнедеятельности людей многими  ее носителями воспринимается лишь посредством философской рефлексии, необходимо предельно ясно представлять себе все структурно-методические особенности возможного пути ее познания.

 В латинско-русском словаре  перечисляются три основных смысловых  значения слова «культура» (cultura):

 

1)    сельхоз-работы - уход, обработка  земли, возделывание почвы;

 

2)    воспитание, образование, развитие;

 

3)    созидание всего нового, поклонение, почитание.

 

Очевидно, что уже первое из приведенных  значений укаывает на важнейшую особенность  культуры – созидательное.

К XX столетию завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. Она  стала своего рода результатом освобождения человека от воздействия жесткой  естественной детерминации. Правда, во всех известных истории обществах, в том числе и современном, сфера детерминации количественно преобладает. Причем только благодаря культуре человек не исключается полностью из природы, а образует высшее звено в ее саморазвитии, обосновывая идеалы из естественных потребностей.

В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Пространство культуры вычленяет человека и все созданное им из того, что было или есть сегодня в природе.

 В философской  энциклопедии культура определяется  как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных людьми. Под ценностью подразумевается общественная сущность бытия материальной и духовной реальности. Отсюда пошло глубоко укоренившееся в обыденном сознании деление всего существующего на две части: явления природы и сфера человеческой культуры.

 

 

 


Информация о работе Культура как филосовская проблема