Курс лекций по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:41, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 93.89 Кб (Скачать файл)

 
Тема : Введение. Философия, её смысл, функции. 
Цели :  
-ознакомить учащихся с задачами и структурой курса; 
- определить место философии среди других учебных предметов; 
- вызвать интерес к философии; 
-прививать учащимся мысль о том что любая точка зрение имеет право на существование; 
Тип урока: Вводная лекция

Вид урока: беседа 
Основные понятия: «философия», предмет,объект, феномен,мифология, мировоззрение , бытие,  
Ход занятия: 
I.Вступительное слово (беседа), Эпиграф: «Наука - то, что мы знаем, философия - то, чего мы не знаем.». Бертран Рассел

 
    Нельзя научиться философии, читая учебник. Не учебники по философии, а книги великих философов учат думать, развивать разум. Философия — греческое слово и в переводе на русский язык озна¬чает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость — это умение удив¬ляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, по¬скольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между че¬стью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения отно¬сительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы фи¬лософствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житей¬ской интуицией, которые нас часто подводят. 
Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относи¬тельно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое соб¬ственное место и предназначение в обществе и место человека в миро¬здании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают — изучение этих дисциплин делает человека специали¬стом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть ум¬ным — значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком. 
Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без фило¬софии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, кото¬рые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как мо¬жет человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающее малой величиной в сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество пре¬кратило бы развиваться. 
Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы про¬исхождения и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как воз¬никла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он, язык, говорит нами и через нас. Но философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно заведенному автомату, марионетке в чужих руках, а хочет сам докопаться до сути своего дела, своих отношений с другими людьми, хочет быть само¬бытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь. 
Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: ду¬май, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них — общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не подда¬вайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно вы¬ковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а бла¬гими намерениями вымощена дорога в ад. 
II. Изучение нового материала. 
План: 
1. Предмет философии 
2. Основной вопрос философии 
3. Функции философии

 
1.Термин «философия» происходит  от греческих слов и означает  любовь к мудрости. Однако это  еще не раскрывает существа  дела, потому что одного любомудрия  явно недостаточно, чтобы быть  философом. Любовь к мудрости  еще не делает человека ее  обладателем и творцом, хотя  и является важным условием, чтобы  стать философом. Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.). согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.). В любой теории, как известно, различается предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия. Таким образом предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. 
Общую структуру предмета философии, составляют четыре основных раздела:  
• онтология (учение о бытии);  
• гносеология (учение о познании);  
• человек;  
• общество.  
Философия – поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек. 
2.Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант: 
1. Что я могу знать? 
2. Что я должен знать? 
3. На что я смею надеяться? 
4. Что такое человек?

•Что я могу знать?

   Это - одна из составляющих той революции, которую Кант совершил в философии природы. Не разум, субъект, человек, идет за природой, случайным образом ожидая от нее знаний - плодов, а сам разум устроен таким образом, что он предписывает природе законы и познает их в природе. Все остальное в природе случайно и не может быть познано достоверно.

•Что я должен делать?

Поэтому нравственно, по Канту, повиноваться голосу разума, а это  и есть долг: “Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы пробудить волю, ты не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали...”

•На что я смею надеяться?

У Канта возникает понятие высшего блага - единства моральности и счастья. Высшее благо - это то, чего хочет, к чему стремится разумное существо. Высшее благо в нашем мире - это счастье, распределенное в точной соразмерности с нравственностью как достоинством личности и ее достойностью быть счастливой.

•Что такое человек?

человек со всеми его слабостями и предрассудками все же может  быть разумным и нравственным существом, доказывает, что он не только должен быть нравственным, но может им быть, а иногда им и бывает

3.Специфика философии проявляется в её функциях. Основными Функциями философии являются:

  • Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;
  • Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;
  • Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;
  • Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;
  • Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;
  • Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.

 

 

    Закрепление и осмысление инм: вопросы по теме, выслушать мнение учащихся касательно предмета

Д\З: параграф 1, (0:1) 6-12 стр.ответить на вопросы ,знать определения, пересказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 1. Введение в философию

  1.  
    Предмет философии.
  2.  
    Место и роль философии в культуре.
  3. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. 
     
    Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. 
     
    Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание. 
     
    Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук. 
     
    В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики. 
     
    Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

 

- это поиски  смысла жизни. Смысл жизни видится  нам во всем, к чему мы прикасаемся.  Вот прикоснулись к деньгам  - и они превратились в наш  смысл жизни. Наши прикосновения  мы совершаем в мышлении и  поэтому самые разные явления  становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию  чем-то и т.д. Наша цель - сделать  эти прикосновения физически  реальными. Но когда это в  конце концов происходит, они  теряют смысл. Парадоксальность  ситуации заставляет нас искать  какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало,  и чувствовалась легкая тяжесть  в кармане. 
 
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Философские теории, существуя в авторской, личностно-окрашенной форме, содержат универсалии культуры - характерные для нее формы  выражения всеобщего. Поэтому в  силу собственной жизненной позиции  и социокультурного опыта, один может принимать философскую позицию непротивления злу насилием, которую излагали вслед за библейскими авторами Л. Толстой, Ганди, А. Швейцер, а другой предпочтет философию прагматизма, где истина измеряется пользой, или позицию активного переустройства мира меньшинством для большинства К. Маркса и В.И. Ленина. Осознанное понимание универсалий культуры через ее философию - путь самоопределения личности в культуре.

1. ФИЛОСОФИЯ,  КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ, МЕТОД, ФУНКЦИИ

1.1. Характер  философского знания

Разнообразие  подходов к определению предмета и задач философии

С момента возникновения  философии, её смысл усматривался в  поисках истины. Кроме Пифагора эту  мысль разделял Гераклит (V-VIвека до н.э.).

  • Софисты - считали смыслом философии умение доказать для себя (выгодное для общества);
  • Платон (ученик софистов, а впоследствии критик) - "Задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. Философами рождаются, а не становятся".
  • Аристотель - "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". "Философия - единственная из наук, которая существует ради самого знания и понимания".

Философию таким образом различает разнообразие подходов к определению собственного предмета.

Философию нельзя свести к  какой-то одной системе. Она антидогматична.

Особенности философского знания

Во всех философских теориях  можно найти ряд особенностей:

  • любая из них поднимает наиболее общие вопросы бытия. Само бытие понимается в универсальном, всеобщем смысле (бытие - небытие; бытие идеальное - материальное; бытие природы - общества - человека);
  • любая из них решает наиболее общие вопросы познания (познаваем ли мир, в чём смысл познания, применимы ли наши знания к внешнему миру, можно ли их использовать для его изменения и изменения самого себя);
  • Каждая из них изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества;
  • Любая философская теория изучает наиболее общие вопросы человека.

Философия, как  мировоззрение. Исторические формы  мировоззрения

Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере.

Мировоззрение:

совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его  место в этом мире, его отношение  к нему.

Мировоззрение имеет два  уровня:

  • мироощущение (миропредставление) - носит эмоционально-чувственный характер;
  • миропонимание - отражение мира и человека с помощью понятий, носит рационально-теоретический характер ("рацио" - разум, интеллект, мышление).

Мировоззрение может быть не только философским. Историческими  формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия.

Философское мировоззрение  выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.

Категория:

наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие  связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент).

Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным  мировоззрением, как попытка рационально  объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности  человека мыслить. Философия выполняет  функцию теоретического обоснования  того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или  у данного народа.

1.2. Круг  философских проблем и структура  философского знания. Основной вопрос  философии

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Философия"