Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:41, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Философия".
Тема : Введение.
Философия, её смысл, функции.
Цели :
-ознакомить учащихся с задачами и структурой
курса;
- определить место философии среди других
учебных предметов;
- вызвать интерес к философии;
-прививать учащимся мысль о том что любая
точка зрение имеет право на существование;
Тип урока: Вводная
лекция
Вид урока: беседа
Основные понятия: «философия», предмет,объект,
феномен,мифология, мировоззрение , бытие,
Ход занятия:
I.Вступительное слово (беседа), Эпиграф:
«Наука - то, что мы знаем, философия - то,
чего мы не знаем.». Бертран Рассел
Нельзя научиться философии,
читая учебник. Не учебники по философии,
а книги великих философов учат думать,
развивать разум. Философия — греческое
слово и в переводе на русский язык озна¬чает
«любовь к мудрости». Это древнейшая наука,
и в то же время она всегда молодая, потому
что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда
не устаревают. Устаревать могут знания,
а мудрость — это умение удив¬ляться миру,
видеть его таким, каким не видит никто,
понять смысл собственного существования
и смысл существования человеческого
общества, смысл истории. Все это и означает
философствовать. Люди философствуют
всегда, поскольку они живут среди других
людей, по¬скольку постоянно нужно выбирать
между добром и злом, между че¬стью и бесчестием,
поскольку принимать самые главные решения
отно¬сительно собственной жизни приходится
чаще всего самому. Люди не были бы людьми,
если бы не философствовали. Но чаще всего
мы фи¬лософствуем стихийно, руководствуясь
здравым смыслом или житей¬ской интуицией,
которые нас часто подводят.
Изучение философии позволяет нам узнать
мудрые советы относи¬тельно осмысленной
жизни, относительно добра и зла, понять
свое соб¬ственное место и предназначение
в обществе и место человека в миро¬здании,
выработать свое отношение к таким феноменам,
как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни
физика, ни биология, ни лингвистика таких
советов не дают — изучение этих дисциплин
делает человека специали¬стом, а изучение
философии может сделать человека умным.
Быть ум¬ным — значит уметь правильно
распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать
последствия своих поступков, уметь быть
счастливым и влюбленным в жизнь человеком.
Духовная культура человека покоится
на четырех основаниях — это наука, религия,
искусство и философия. Как нельзя себе
представить общество без науки или искусства,
так нельзя его представить без фило¬софии.
Невозможно общество, где нет философов,
то есть людей, кото¬рые ищут последние
причины существования человека, общества,
мира в целом, пытаются понять — куда идет
человеческое общество, есть ли прогресс
в истории, ожидает ли человечество конец
или разум всегда будет существовать во
Вселенной; что такое сама Вселенная и
как мо¬жет человек постигнуть ее бесконечность
в пространстве и во времени, ее законы,
— будучи сам ничтожной, исчезающее малой
величиной в сравнении с ее величием. Без
этих поисков человеческое общество пре¬кратило
бы развиваться.
Философски мыслящим должен быть физик,
изучающий законы про¬исхождения и развития
Вселенной; биолог, пытающийся понять,
как воз¬никла жизнь и чем живое отличается
от неживого; лингвист, постигающий тайное
родство человеческих языков и приходящий
к мысли, что не мы говорим языком, а он,
язык, говорит нами и через нас. Но философски
мыслящим должен быть каждый человек,
если он не хочет жить подобно заведенному
автомату, марионетке в чужих руках, а
хочет сам докопаться до сути своего дела,
своих отношений с другими людьми, хочет
быть само¬бытным человеком, который сам
свободно строит свою жизнь.
Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал
философию с оводом, который постоянно
летает над людьми, жалит их и не дает им
спать, то есть жить бездумно и бессмысленно.
Философия говорит человеку: ду¬май, старайся
понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение,
в чем причина твоих бед и несчастий, кто
виноват в них — общество или ты сам; ищи
то дело, которое ты можешь сделать лучше
всех; не подда¬вайся ненависти и злобе,
старайся жить в любви и во что бы то ни
стало делать добро; не будь сытой и всем
довольной скотиной, мучайся своим несовершенством,
своим неумением, своей трусостью и постоянно
вы¬ковывай из себя человека; умей посмотреть
на себя искренно — ведь большую часть
своих достоинств и добродетелей ты сам
себе придумал, ведь еще никому не стало
теплее от твоего существования, никому
ты еще не сделал добра, потому что делать
добро — это искусство, а бла¬гими намерениями
вымощена дорога в ад.
II. Изучение нового
материала.
План:
1. Предмет философии
2. Основной вопрос философии
3. Функции философии
1.Термин «философия»
Общую структуру предмета философии, составляют
четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
Философия – поиск и нахождение ответов
на фундаментальные вопросы бытия, под
действие которых попадает каждый человек.
2.Главные вопросы бытия сформулировал
И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен знать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
•Что я могу знать?
Это - одна из составляющих той революции, которую Кант совершил в философии природы. Не разум, субъект, человек, идет за природой, случайным образом ожидая от нее знаний - плодов, а сам разум устроен таким образом, что он предписывает природе законы и познает их в природе. Все остальное в природе случайно и не может быть познано достоверно.
•Что я должен делать?
Поэтому нравственно, по Канту, повиноваться голосу разума, а это и есть долг: “Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы пробудить волю, ты не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали...”
•На что я смею надеяться?
У Канта возникает понятие высшего блага - единства моральности и счастья. Высшее благо - это то, чего хочет, к чему стремится разумное существо. Высшее благо в нашем мире - это счастье, распределенное в точной соразмерности с нравственностью как достоинством личности и ее достойностью быть счастливой.
•Что такое человек?
человек со всеми его слабостями и предрассудками все же может быть разумным и нравственным существом, доказывает, что он не только должен быть нравственным, но может им быть, а иногда им и бывает
3.Специфика философии проявляется в её функциях. Основными Функциями философии являются:
Закрепление и осмысление инм: вопросы по теме, выслушать мнение учащихся касательно предмета
Д\З: параграф 1, (0:1) 6-12 стр.ответить на вопросы ,знать определения, пересказ.
Лекция 1. Введение в философию
- это поиски
смысла жизни. Смысл жизни
Это грань между нашим мышлением и реальностью.
Как понять где кончается мышление и начинается
реальность? Формально, наше мышление
- это то, что находится в голове, а все
что ее окружает - это уже объективная
реальность. Но разве мы понимаем, что
то, что мы видим - это только внешняя оболочка,
образ, из которого мы строим нашу жизнь,
наделяя смыслами и создавая свою собственную
реальность? Мы видим образы, оболочки,
наполняем их смыслом, собственным существованием,
встраиваем в создаваемые нами концепции
и в этом нашем мире рождаются смыслы,
где-то здесь и бродит смысл нашей жизни,
который объясняет зачем мы без конца
рождаем смыслы и где среди всего этого
реальная картина бытия.
Философские теории, существуя в авторской, личностно-окрашенной форме, содержат универсалии культуры - характерные для нее формы выражения всеобщего. Поэтому в силу собственной жизненной позиции и социокультурного опыта, один может принимать философскую позицию непротивления злу насилием, которую излагали вслед за библейскими авторами Л. Толстой, Ганди, А. Швейцер, а другой предпочтет философию прагматизма, где истина измеряется пользой, или позицию активного переустройства мира меньшинством для большинства К. Маркса и В.И. Ленина. Осознанное понимание универсалий культуры через ее философию - путь самоопределения личности в культуре.
1. ФИЛОСОФИЯ,
КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ, МЕТОД,
1.1. Характер философского знания
Разнообразие подходов к определению предмета и задач философии
С момента возникновения философии, её смысл усматривался в поисках истины. Кроме Пифагора эту мысль разделял Гераклит (V-VIвека до н.э.).
Философию таким образом различает разнообразие подходов к определению собственного предмета.
Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична.
Особенности философского знания
Во всех философских теориях можно найти ряд особенностей:
Философия, как мировоззрение. Исторические формы мировоззрения
Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере.
Мировоззрение:
совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему.
Мировоззрение имеет два уровня:
Мировоззрение может быть
не только философским. Историческими
формами мировоззрения
Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.
Категория:
наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент).
Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа.
1.2. Круг
философских проблем и