Всё разнообразие философских
проблем можно свести к ряду больших
групп:
- Онтологическая группа - в учении о бытии;
- Гносеологическая группа ("гносис" - знание) -проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;
- Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);
- Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;
- Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);
- Социально-философская группа - проблемы общества.
Основной вопрос
философии - является интегративным ядром
всех философских проблем, вопрос об отношении
материи и духовного, бытия и сознания,
вопрос о возможности и достоверности
человеческого знания.
Основной вопрос философии
имеет две стороны (два аспекта):
- В решении первой стороны основного вопроса философии сложились три позиции:
- Монизм - одно начало мира (материя или сознание). Выступает как материалистический или идеалистический (что первично? - материя или сознание?).
- Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное начало, независимое от сознания человека (Платон - миридей, Фома Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). "Объективное" - философская категория, обозначающая существование, не зависящее от сознания и воли человека.
- Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности человеческого сознания (Дж. Брекли: "Для вещей быть - значит быть в наших ощущениях"; Дэвид Юн: "Мы приписываем вещам независимое от нас существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо имеем дело только с нашими ощущениями");
- Дуализм - признание равноправия двух начал мира (материя и сознание и их соотношение);
- Плюрализм - признаёт множество начал мира (Эпидокл - вода, воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется ещё и дерево);
- Вторая сторона:
- Агностицизм - мир принципиально не познаваем;
- Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого познания; высказываются сомнения в возможности достоверного знания;
- Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;
- Оптимизм - утверждает способность человека получать достоверные знания (объективную истину).
1.3. Проблема
методов философии. Диалектика
и метафизика
Философский метод
-
это система наиболее общих
принципов и приёмов теоретического
и практического освоения мира, а
также способ построения и обоснования
самого философского знания. Задаёт общие
принципы, ориентиры познания и деятельности
(Ф. Бекон: "Философский метод - факел,
освещающий путь") Философский метод
выступает, как диалектический и
метафизический.
Диалектика -
всеобщая связь и развитие
мира, а также природы, общества,
мышления. Историческими формами
являются:
- Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира ("дорога в гору, является дорогой вниз", "нельзя в одну реку войти дважды"); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).
Диалектика может быть
как материалистической, так и
идеалистической. Гераклит был материалистом
и его диалектика создаёт существенный
материалистический компонент.
- Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод XVIII-XIXвв.);
- Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).
Метафизика -
является противоположным
диалектике методом познания. Её особенность
в создании однозначной, статичной
картины мира, в преувеличенном рассмотрении
тех или иных моментов или фрагментов
бытия. Примерами метафизического
мышления выступают рассуждения: "либо
да, либо нет", "либо белое, либо чёрное".
Однако сам по себе способ рассмотрения
вещей в статике, изолированно от других
имеет право на существование. Это метод абстрагирования,
т.е. отвлечения от второстепенного на
данном этапе исследования.
Для познания, однако, вредны
преувеличение как покоя, так
и движения: "нет покоя без
движения и движения без относительного
покоя".
1.4. Функции
философии
Специфика философии проявляется
в её функциях. Основными Функциями
философии являются:
- Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;
- Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;
- Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;
- Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;
- Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;
- Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оце<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'