Курс лекций по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 08:41, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 93.89 Кб (Скачать файл)

Всё разнообразие философских  проблем можно свести к ряду больших  групп:

  1. Онтологическая группа - в учении о бытии;
  2. Гносеологическая группа ("гносис" - знание) -проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;
  3. Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);
  4. Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;
  5. Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);
  6. Социально-философская группа - проблемы общества.

Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания.

Основной вопрос философии  имеет две стороны (два аспекта):

  1. В решении первой стороны основного вопроса философии сложились три позиции:
    • Монизм - одно начало мира (материя или сознание). Выступает как материалистический или идеалистический (что первично? - материя или сознание?).
      • Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное начало, независимое от сознания человека (Платон - миридей, Фома Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). "Объективное" - философская категория, обозначающая существование, не зависящее от сознания и воли человека.
      • Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности человеческого сознания (Дж. Брекли: "Для вещей быть - значит быть в наших ощущениях"; Дэвид Юн: "Мы приписываем вещам независимое от нас существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо имеем дело только с нашими ощущениями");
    • Дуализм - признание равноправия двух начал мира (материя и сознание и их соотношение);
    • Плюрализм - признаёт множество начал мира (Эпидокл - вода, воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется ещё и дерево);
  2. Вторая сторона:
    • Агностицизм - мир принципиально не познаваем;
    • Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого познания; высказываются сомнения в возможности достоверного знания;
    • Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;
    • Оптимизм - утверждает способность человека получать достоверные знания (объективную истину).

1.3. Проблема  методов философии. Диалектика  и метафизика

Философский метод -

это система наиболее общих  принципов и приёмов теоретического и практического освоения мира, а  также способ построения и обоснования  самого философского знания. Задаёт общие  принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: "Философский метод - факел, освещающий путь") Философский метод  выступает, как диалектический и  метафизический.

Диалектика -

всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Историческими формами  являются:

    • Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира ("дорога в гору, является дорогой вниз", "нельзя в одну реку войти дважды"); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и  идеалистической. Гераклит был материалистом  и его диалектика создаёт существенный материалистический компонент.

    • Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод XVIII-XIXвв.);
    • Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).

Метафизика -

является противоположным  диалектике методом познания. Её особенность  в создании однозначной, статичной  картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического  мышления выступают рассуждения: "либо да, либо нет", "либо белое, либо чёрное". 
 
Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так  и движения: "нет покоя без  движения и движения без относительного покоя".

1.4. Функции  философии

Специфика философии проявляется  в её функциях. Основными Функциями  философии являются:

  • Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;
  • Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;
  • Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;
  • Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;
  • Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;
  • Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оце<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Философия"