Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:43, лекция
Философия-это учение о наиболее общих принципах, законов развития природы, общества и человека.
Из этого определения вытекает 3 характерные черты философии:
-философия-это система предельно широких и глубоких знаний о мире.
-философия-это особый способ мышления, суть которого состоит в том, чтобы познать глубинный смысл человеческих проблем.
Философия.
1)Философия-любовь к мудрости.
Философия-это учение о наиболее общих принципах, законов развития природы, общества и человека.
Из этого определения вытекает 3 характерные черты философии:
-философия-это система предельно широких и глубоких знаний о мире.
-философия-это особый способ мышления, суть которого состоит в том, чтобы познать глубинный смысл человеческих проблем.
-органическая связь,
«Кинес» -собака (памятник Диагену).
2)Основной вопрос философии
- это вопрос о соотношении
двух предельно широких
Этот вопрос является основным, т.к. речь в нем идет о субстанции (основе). От него зависит решение всех других философских проблем. Он является основным, т.к. разделяются (классифицируются) философские школы.
ОВФ содержит 2 аспекта:
-что первично? Материя или сознание
-познаваем ли мир
В зависимости от того, как решается первая сторона вопроса философы делятся на материалистов и идеалистов.
Материалисты считают первичной материю. Первичность материи означает, что ее никто не создавал, существует вечно, сама она на определенном этапе развития производит существа, которые обладают созданием.
Идеалисты- напротив первичным считают сознание.
Существует 2 вида идеализма:
-объективный
-субъективный
С точки зрения объективного идеализма мир создан сверхистественным, божественным разумом.
Субъективный идеализм считает, что мир- это комплекс наших ощущений, переживаний.
Дуализм- который полагает, что существуют 2 независимые друг от друга субстанции, два параллельных мира материя и сознание.
Гилозоизм (гило- земля, зоизм- жизнь) : вся материя обладает сознанием.
Познаваем ли мир??
В философии существуют 3 точки зрения:
-скептицизм (сомнение) с
его точки зрения мир принципиа
-агностицизм (гносис- знание, а- отрицание)- позиция, теория согласно которой, мы познаем только явления, а сущность не познаваема.
-гносеологический оптимизм,
явления и сущность вещей
3)Основные функции философии.
Философия, как и любая наука выполняет 2 осн. функции:
-мировоззренческую
-методологическую
Мировоззренческая связана с формированием знаний о мире.
Методологическая связана с использованием знаний о мире в теории и на практике.
Мировоззрение включает в себя знания и убеждения.
Убеждения - это глубоко усвоенное знание, мотивирующее поведение человека.
Философия занимает центральное
место в мировоззрение
Методология- это учение о методах.
Метод (путь, дорога к знаниям) – это способ достижения. Он дает рациональный способ.
Методологическая функция – это использование знаний в теоретической или практической области.
В философии в качестве метода используются ее принципы, законы и понятия.
Античная философия
Она начинала изучать природу, поэтому получила название натурфилософия.
Среди натурфилософских школ были:
-милетская школа (город Милет)
-эфесская школа (город Эфес)
-пифагорейская
-атомистическая
Милетская школа.
Основателем был Фалес. Он считал, что первоосновой мира является вода. Все произошло от воды (материалистическая школа)
Заслуга Фалеса в истории человеческой мысли состоит в том, что он первый поставил вопрос о начале (основе) мира и начал искать ответ на него в самой природе, опираясь на возможности человеческого рассудка. Таким образом он перешел от мифологии к рациональному обоснованию мира.
Учениками Фалеса были Анаксиман, который считал первоосновой бесконечной и Аноксимен, который считал основой мира воздух.
Эфесская школа.
Основателем был Гераклит.
Его основные идеи:
-первоосновой мира является огонь
-в мире существует общий универсальный мировой закон развития (для всех и для всего). Гераклит называет его «Логос»
-идея развития
«Никто дважды не вошел в одну и ту же воду. Все течет, все изменяется».
Источником развития является внутренняя противоположность (противоречие) присущее всем явлениям.
Диаген является основателем стихийной диалектики.
Пифагорейская школа.
Основателем был Пифагор (сын Аполлона по легенде).
Он создал первую математическую школу. Считал основой мира число.
Сущность вещей в мире, гармония.
Значительное место в учении Пифагора занимает учение о космосе.
Понятие космос впервые пошло от Пифагора.
Он считал, что душа имеет не земное происхождение.
Атомистическая школа.
Основателем был Демокрит.
Основной труд Демокрита – большой мирострой.
Основой мира согласно Демокриту является атом ( неделимая частица)
Атом отличается друг от друга.
Данная концепция
Софисты.
Софисты – первые учителя, которые обучали за плату. Это учителя мудрости, которые учили риторике, ораторскому искусству, математике, грамматике.
Среди софистов наиболее известным был Пифагор. Смысл его учения выражен в афоризме «Человек есть мера вещей». Это значит, что человек устанавливает истину и у каждого она своя!!
«Одному ветер кажется холодным, другому теплым»
Это первое субъективное мнение.
Поскольку нет общей истины, то доказать можно все, что угодно. Главное уметь это делать!!
Основные положения философии Сократа.
-в центре учения- человек
В человеке Сократ интересовала духовная сущность, нравственность.
Философия Сократа- это этика. Учение о морали.
Этика Сократа основана на принципе тождества знания и добродеятеля.
Он считал, что тот кто знает, что такое добро, тот будет поступать в соответствии с этим знанием.
Сократ создает диалектический метод общения.
Суть Сократовского метода состоит в рассуждениях собеседника, обнаружить противоречия преодолеть.
Философия системы Платона и Аристотеля.
Платон был основателем объективного идеализма. Он считал, что существует 2 мира:
-мир вещей
-мир идей
Мир вещей- это реальный мир в котором мы существуем.
Мир идей- потусторонний (трансцедентный) мир, в котором находятся сущности вещей, их идеи.
Мир идей создает мир вещей. Это делает божественное существо Демиург (ремесленник).
Теория познания Платона основана на единстве чувств и разума.
Чувства познают отдельные стороны вещей и не дают нам истинного знания, а разум постигают общую сущность вещей, их идей.
Учение Платона о государстве.
Платон разделяет общество на 3 сословия:
-земледельцы и ремесленники, которые создают условия для существования.
-воины (защита)
-правители (элита,
Платон создает первую модель тоталитарного гос-ва, считая, что гос-во –это высшая инстанция.
Частная собственность не должна быть. Все должно быть общим.
Семья отделяет от общих интересах (брак).
В государственном правление Платон выделяет 3 формы:
-монархия (моно 1, архия 20)
-аристократы
-демократия (демос –народ) власть народа
Учеником Платона был Аристотель.
Платон- академии
Аристотель- лицеи
Главный труд- метафизика.
Аристотель начинает свою самостоятельную деятельность с критики Платона.
Он говорил «Платон мне друг, но истина дороже»
Платон удваивает мир
Философия Аристотеля основана на принципе единства материи и формы.
Материя- это то из чего создают. Аристотель сравнивает ее с глиной.
Материя- аморфно.
Форма- активна.
От соединения материи и формы образуются вещи.
М+Ф=вещи
У Аристотеля форма- это идея, сущность, цель. Это деятельное начало.
Аристотель объединяет идею с вещью.
Прекрасно- это идея выраженная в совершенной форме.
Учение Аристотеля о космосе (космология).
Основана на принципе геоцентризма, т.е. в центре Вселенной находится «гео»- земля.
Существуют 2 сферы вселенной:
-подлунная
-надлунная
Подлунная состоит из 4 материй:
-земля
-воздух
-вода
-огонь
Надлунный - совершенный мир. Состоит из пятого-эфир.
Значительное место в учении Аристотеля занимает учение об этике.
Аристотель выделяет 4 формы правления:
-монархия
-аристократия
-демократия
Он приходит к выводу, что ни одна из форм не подходит, т.к. каждая их форм может перевоплотиться.
Монархия- может стать терронией.
Аристократия- в олигархию.
Демократия- охлократия (власть толпы).
Лучшая форма- Полития. Власть обеспечивать средний класс. Власть среднего класса. (принцип «золотой» середины)
Существенное место в философии Аристотеля занимает теория познания. Он создает современный образ теории.
4 уровня
-эмпирический (опытное знание конкретных явлений)
-техно-искусство видеть общее конкретных явлений, событий.
-эпистема-подлинные знания. Знания о причинах.
Эпистемалогия- теория научного познания и только.
-софия- мудрость.
Это знание первооснов, принципов. Субстанциональные знания.
София- метофизические знания, т.е. универсальные находятся за пределами.
Философия средневековья (5-15 век).
Главная черта- феодолизм (господство церкви).
В философии средних веков выделяют 2 периода:
-патристика (5-8 в)
-схаластика (от 8 года)
Патристика- это учение отцов в церкви, которое на основе бибдии и античной философии создали библию (учение о Боге).
Самым известным представителем патристики был Августин Блаженный (Аврели).
Его основной труд- исповедь, в котором он показывает на основе своей биографии путь к Богу.
Проблемы:
-защита христианства от язычества
Схаластика.
Название образовано от термина «школа».
В то время все изучалось в монастырских школах. Все образованные люди были там.
Декан- старший над 10-тью монахами.
Самым известным представителем был Фома Аквинский (немой бык).
Основной труд- сумма теологии (сумма- свод всех знаний).
Значительное место в развитие образования занимало учение Фомы Аквинского о двух истинах:
-истина человеческая
-истина божественная
Высшей является божественная истина.
Основные проблемы средневековой философии.
-креационизм (креация-
-провиденциализм- это учение о божественном проведение, согласно которому осуществляется история.
-эсхатология (эсхатос- последний)- учение о конце света.
Основные черты философии Возрождения (16-17 века. Ренесанс).
-гуманизм- согласно которой человек высшая ценность (создание доктрины)
Антропос-древ. греч. Человек возвышающий, стремление.
Гомос- земля, человек хозяин земли.
-пантеизм (пан-все) –все есть Бог. Бог в самих явлениях природы. Бог в самих вещах. Бог это высший иерарх. Он все создает.
Пантеизм считает, что для развития не нужно внешнего источника.
Бог есть сама природа.
Пантеизм нечто среднее между теизмом и атеизмом.
«Сжечь не значит опровергнуть»
Джордано Бруно
-возращение к
В это время создается новая модель вселенной- гелиоцентрическая концепции польским астрономом Коперником, согласно которой центром вселенной является Солнце.
-социальный утопизм.
В это время появляются теории, описывающая общество, основанные на принципах справедливости, братства, солидарности.
Первая теория утопия Томаса Мора английского футуриста.
Утопия-место, которого нет ( топ- место, высшее).
Философия нового времени (17 конец 19 веков).
Новое время- потому что зарождаются новые социальные отношения. Феодолизм уходит в прошлое. Появляется буржуазия.
Появляется новый класс.
Новое знание –классическая механика.
Законы:
-3 закона Ньютона
-Галилео Галилей (закон падающих тел)
Возникает потребность научного познания.
1)Создание научного метода познания философии Френцеза Бэкона и Р. Декара.
Бэкон –анг. Философ, лорг, хранитель печати.
Он создает эмперическую модель научного познания, в основе которой лежат опыт и индукция.
Опыт- это знания, полученные в результате эксперимента.
Индукция (наведение лат.)- это движение мысли от частного к общему.
Делаем вывод о
Первый закон небесной механики Гагилео Галилея.
Шарик
скоростной участок
водяные часы
Рене Декарт- франц. Ученый, физик. Он воспитанник изуицкого ордера.
Рене Декарт разрабатывает рациональную модель познания, в основе которой лежат сомнения, интеллектуальная инструкция и дедукция. 1)Познания начинаются с сомнения. «Я сомневаюсь, потому что я мыслю».
2)Новые знания добываются
с помощью интеллектуальной