Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:14, курс лекций

Описание работы

Философия ее предмет и роль в обществе.
Предмет философии.
Знания- 1. обыденное, 2. конкретно научное, 3. мировоззренческие.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, который определяет его отношение к миру и поведение в мире.
Мировоззрение: 1. Религия, 2. Философия, 3. Мифология, 4. Наука.

Файлы: 1 файл

философия лекции.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.

Философия ее предмет и  роль в обществе.

      1. Предмет философии.

Знания- 1. обыденное, 2. конкретно научное, 3. мировоззренческие.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, который определяет его отношение к миру и поведение в мире.

Мировоззрение: 1. Религия, 2. Философия, 3. Мифология, 4. Наука.

Миф – это особая форма мировоззрения, систематизирующая повествования о доисторических (иногда не исторических) событиях, о происхождении человека и мира, а так же включающая в себя представления о волшебном мире (эпос, придания, легенды, сказки).

Религия – это более сложная форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное (бог, или нечто абсолютное).

Философия – появилось около 2,5 тыс. лет назад, в др. Индии, Китае.

Как форма мировоззрения, опирающая на разум и знания.

Термин философия возник в 6 веке до н.э. в др. Греции, считается, что он был введен Пифагором.

Филио – любовь, софия – мудрость.

Современная философия –  это форма духовной деятельности, в которой отражены основные принципы бытия и познания.

Философия выступает обобщенной системой взглядов на мир и места  человека в нем.

Энгельс в работе «Людвиг  Феерварк и конец немецкой классической философии» сформулировал основной вопрос философии как вопрос об отношении мышления к бытию или духа к природе.

Этот вопрос имеет 2 стороны.

Первая  Сторона основного вопроса философии.

Материализм, материя-сознание,

Идеализм, Сознание-материя,

Дуализм, сознание – не зависимо от материи,

Эклифицизм,

 

Материализм - философский принцип утверждающий первичность материи по отношению к сознанию.

Направления материализма: 1. Наивно-стихийные,

2. механистическое,

3. диалектическое.

Идеализм - это философское направление, утверждающие первичность сознания, по отношению к материи.

Направления: 1. Объективный,

      1. Субъективный.

 

Объективный идеализм утверждает, что в начале мира лежит внечеловеческое или надчеловечекое сознание.(мировой дух, софия).

Объективный идеализм утверждает, что мир существует объективно, то есть независимо от человека

Основатель объективного идеализма, был древнегреческий  философ Платон.

Платон считал, что существует два мира:

1. Мир идей (существуют вечные и неизменные идеи),

2. Мир вещей (вещи и люди, которые являются отражением этих идей).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под идеями Платона скрываются понятия, и заслуга Платона в  том, что он впервые стал анализировать  универсалии (общие понятия).

К объетивным иделистам относился Омар Оклинский, представитель немецкой философии Г. Геккель, русский философ В. Соловьев и другие.

Субъективный  идеализм утверждает, что первичны человеческие ощущения, его сознание, а материя вторична.

Основал субъективный идеализм английский философ 17 века, Дж. Беркли.

Главный тезис Беркли: « Существовать, значит быть воспринимаемым». Предметы с точки зрения Бертли, это совокупность ощущений.

А. Яблоко = круглое, зеленое, сладкое.                    А=Б

Б. Красное, зеленое, сладкое = ощущения              Б=В

В. Яблоко = ощущение                                               А=В

 

Ошибка Беркли состоит  в том, что он не учитывал того, что  наше ощущения являются отражением объективных  свойств предметов. 
К субъективному идеализму относились: Дэвид Юм.

Крайнее проявление субъективного идеализм, носит название солецизм (учение утверждающее). Существует один человек, а весь мир – продукт его сознания.

Дуализм – это направление или принцип, утверждающий, что существует две равноправные субстанции (первоосновы мира) материя и сознание.

Создал дуализм французский  философ Реме Декаж.

Применительно к человеку, дуализм проявлялся как психофизический параллелизм. Утверждающий, что человеческое тело и душа, независимы друг от друга.

Вторая сторона  основного курса философии.

Познаваемый мир.

Тождественны ли наши мысли  окружающей нас действительности.

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, то есть считает  мир познаваемым, но есть направления отрицающие возможность (агностицизм).

Существует несколько направлений агностицизма. Выделяют агностицизм Дэвида Эма, Эмануила Канта.

 Скептицизм, основатели  которого Семст Импирек.

Функции философии и структура  философского знания и понятие картины  мира.

Лекция 2.

Мировоззрение –  это система взглядов на мир.

Материя.

1. Формирование научно – философское понятия материя: материя как субстанция и материя как вещество.

Древнегреческие философы пришли к двум выводам:

1. Хотя вещи возникают, они возникают не из ничего, а из других вещей. Хотя все вещи гибнут, они превращают не ни в что, а в другие вещи. Вечных вещей нет, а есть нечто, лежащие в их основе, то есть материал из которого собственно и состоит или субстанция.

2. Существует большая разница между тем как нам представляется наблюдаемые явления природы и каковы они в действительности.

Фалес считал (545 – 546 г до н.э.) считал субстанцией мира воду.

Анаксимен (2я половина XI века до н.э.) считал, что субстанция мира – это воздух.

Гераклит (520-560 года до н.э.) считал, что субстанция мира – это огонь.

Этот космос не создан ни кем из людей и ни кем из богов, а был, есть и будет огнем нежно  загорающимся и нежно потухающим.

Эмпедокл. В основе мира видел 4 стихии: воздух, вода, огонь, земля.

Анаксимандр (610-540 до н.э.). Ввел в науку представление апейрон (субстанция не наблюдаемая, не определенная, вещественная).

Демокрит, Левсгипп, Эпикур.

1. Все вещества состоят  из атомов, атомы как бытие  противопоставляется не бытию.

2. Атом – это конечная, неделимая частица, первооснова  мира.

3. Все атомы одинаковы  по содержанию или качеству, но  различны по формам.

Атомисты из материалистического  принципа, что все состоит из атомов, объяснили причину многообразия мира.

В средние века господство тиоцентрического (божественная теория) мировоззрения. Не способствовало экспериментальному изучению природы.

Прогресс в учении о  материалистическом строении мира, наметился  лишь в новое время 17 – 18 века, когда  начинает бурно   развиваться  экспериментальное естествознание. Возникают знания о магнетизме, электричестве, о строении солнечной системы. Ботаника и зоология описали 10ки видов растений и животных. Но наиболее развитой была механика.

Механистический стиль мышления, объясняющий все в мире законами механики. Такой подход называют редуцианизмов (сведение сложного к простому). 

Материализм данного периода  был механистическим и метафизическим. Декар, Ньютон, Ломоносов считали основой мира движущиеся частицы корпускулы.

Механика изучает движение и взаимодействие тел, движущихся по определенным орбитам, то понятие материи  полностью отожествляли  с понятием вещество, поскольку тело или вещество имеет постоянную массу, геометрическую форму, движется по определенным линиям и ограниченна в пространстве, то эти свойства стали предписывать всей материи.

В этот период считалось, что  мире есть ряд самостоятельных, независимых друг от друга субстанций:

1. Материя или вещество.

2. Электричество.

3. Эфир (гипотетическая субстанция, которая заполняет пустые пространства).

4. Пространство.

5. Время.

В середине 19 века произошли «три великих открытия» - это

- открытие  клетки,

- открытие  закона сохранения и превращения  энергии,

- эволюционная теория Дарвина.

2. Философское  определение материи и его  значение для развития философии  и естествознания.

Обоснование и разработка философского понимания материи  связанно с научной революцией естествознания на рубеже 19 – 20 веков.

Открытия:

1. Открыты новые неизвестные науке явления. Электромагнитные поля. Гравитационные и ядерные поля.

Физические поля в отличая от вещества, не имеют  массы покоя, геометрической формы, конечных размеров, не перемещаются по определенным траектория.

2. Открыт электрон, Тем самым опровергнуто представление о неделимости атома, а так как электрон электрически заряжен, то возникло предположение, что материю можно свести к электричеству.

3. Открыто явление радиоактивности, свидетельствующее о превращении атомов одного элемента в атомы другого элемента. Опровергнуто представление о неизменности атомов.

4. Открыты рентгеновские лучи. Опровергнуто представление о непроницаемости атомов.

5. Согласно теории Эйнштейна, если тело движется со скоростью близкой к скорости света, то масса его увеличивается.

В физике возник кризис и  ряд из них перешел на позиции  идеализма, возникло течение «физический идеализм» - физика изучает не реальность, а то, что они придумали.

Возникло преставление релятивизм, утверждающие, что все наши знания относительны.

В.И. Ленин в работе «  Материализм и эмпириоплестицизм»:

1. Выявил основное затруднение ученых то, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней.

2. Сущность кризиса состоит в замене материалистической линии в объяснении физических открытий и идеалистической линии.

3. Им были вскрыты причины кризиса. Отсутствие идеалистического стиля мышления.

4. Наметил пути выхода из кризиса.

5. Дал философское определение материи.

«Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется или отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Данное определение имеет  онтологическое и гносеологические аспекты.

Материя в онтологическом аспекте, есть субстанция или объективная  реальность, то есть то, что существует вне и не зависимо от нашего сознания.

В гносеологическом аспекте  материя – это то, что прямо  или косвенно вызывает ощущения, отражением чего является сознание.

Представление о материи  прошло в своем развитии три этапа:

1. Наглядно – чувственное  представление, древние философы.

2. вещественно – субстратное, в науке механике, когда материя отожествлялась веществом. Естественнонаучное или сцелентическое представление.

3. Философское представление материи, возникшее в начале 20 века в ответ на кризис вещественно – субстратного представления.

История философии.

Древнеиндийское общество делилось на веды – группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре:

1. Жреческая Варна (брахманы);

2. Варна военной аристократии (кшатрии);

3. Варна земледельцев, ремесленников,  торговцев (вайшьи);

4. Низшая Варна (шудры);

«Неприкасаемы» ни в одну из социальных каст не входили, то есть низшие.

Ортодоксальная – признающая авторитет древнего исторического источника.

Неортодоксальная – пишущие свои книги, не признающие других.

Древнеиндийская философия  единственная, в которой присутствуют мистицизм и эротизм.

Джайнизм:

1.  Запрет на убийство  любого живого существа.

2. Аскеза, вегетарианство.

Буддизм  VI век до н. э.

Сиддхартхи ( Гаутама Будда)

Истинны жизни:

1. Жизнь исполнена страданиями;

2. Есть причина возникновения страдания;

3. Имеется возможность прекращения страдания;

4. Есть путь, идя по которому можно избавиться от страданий.

Гедонизм –  учение о наслаждении!

Древнекитайская философия.

Дао- сущность жизни.

Китайская теория «инь и янь».

Даосизм – учения Лау Дзы 6 век до н. э.

Даосизм мироввозренчески обращен на родовое прошлое.

Конфуцианство. Конфуций .

Культ неба, культ предков.

Государство – это большая  семья, семья – это маленькое  государство.

Школа легизма. 6 век до н. э.

Перед законом все равны, укрепление силовых структур и армии.

Управление государством с помощью кнута и пряника  к нам пришло от легистов.

Школа имен.

5 – 3 века до н. э.

Натурфилософская  школа.

Стихийные материалисты, опора  в теории инь и янь, китайцы в 4 основных стихии добавляют металл. 

Патристика и  схоластика.

Патристика – патр, учение отцов в церкви.

Теоцентризм – признание в качестве всего сущего Бога;

 

22.03.13

Проблема  познания.

1. Чувственное  познание и его формы.

В структуре деятельности человека выделяют чувственные и  рациональные формы.

Чувственное познание – это способность к отражению предметных явлений окружающего мира с помощью органов чувств.

Чувственное познание имеет 3 формы:

1. Ощущение (это отражение, какого либо одного свойства предмета или явления, при их непосредственном воздействии на соответствующие органы чувств);

2. Восприятие (это целостный образ предмета или явления, возникающий при непосредственном воздействии предметов внешнего мира на органы чувств);

3. Представление (это образ раннее воспринятого предмета или явления, а так же образ созданный продуктивный воображением);

В процессе эволюции из-за потребности  в ориентации организма среди  предметов внешней среды, живые  существа вынуждены приспосабливаться, целостные предметов, поэтому развилась  способность восприятие.

В познавательной деятельности человека, все формы чувственного познания не существуют изолированно и не связанны линейно.

Чувственное познание представляет собой сложное единство своих  форм и тесно связанно с формами  абстрактного мышления.

 

2. Рациональное  познание и его формы.

Информация о работе Лекции по "Философии"