Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:14, курс лекций

Описание работы

Философия ее предмет и роль в обществе.
Предмет философии.
Знания- 1. обыденное, 2. конкретно научное, 3. мировоззренческие.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, который определяет его отношение к миру и поведение в мире.
Мировоззрение: 1. Религия, 2. Философия, 3. Мифология, 4. Наука.

Файлы: 1 файл

философия лекции.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Исследование сущности предметов  и явлений в закономерности их функционирования и развития, осуществляется с помощью рационального познания или абстрактно-логической формы  мышления.

Понятия – это особые представления, фиксирующие общие признаки предмета.

Понятия – это такие воплощенные в словах продукты, социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общее существенное свойство, отношение предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие знания о способах действия с данными группами предметов и явлений.

Суждение – форма мысли, в которой о каком ни будь предмете или явлении, что- либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – это рассуждение, при котором на основе двух или нескольких суждений выводится логическим путем новое суждение.

Истинным может быть такое  умозаключение, когда исходные посылки  были истинными и соблюдались  законы логики.

Мышление – это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном, отвлеченном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий.

В отличая от чувственного познания абстрактное мышление способно проникать в сущность окружающей действительности, открывать закономерности функционирования развития сложных систем.

Проблема соотношения  чувственного и рационального познания. Рационализм и сенсуализм.

Сенсуализм признавал  решающую роль чувств (Эпикур, Гопс, Беркли и др.)

Основной тезис – в  разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах.

Рационалистическое направление  – признает решающую роль разума (Дакар, Спиноза, Кант и др.), считают, что  разум имеет неограниченные способности, а чувственное познание дает вероятностное  знание.

Диалектика признает единство чувственного и рационального познания, основой диалектического единства является практическая деятельность человека.

3. Понятие истины и  проблема объективности истины.

Проблема истины является центральной гнисиологии.

Классическая или  корреспондентская концепция, считает, что истина – это соответствие наших знаний действительности. Её придерживались Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Геккель, Вербах, Маркс и другие.

От объективной истины в марксизме понимается содержание наших знаний, соответствующих объективной  реальности.

В истине необходимо различать  форму и содержание.

Истина по форме субъективна, что проявляется во-первых в том, что понятие истины относится не к реальному миру, а к знаниям о нем. В том, что истина постигается субъектом и глубина постижения зависит от многих субъективных причин.

В том, что истина существует в виде законов науки, теории, концепции, то есть феноменов духовной сферы.

По содержанию истина объективна, так она представляет собой отражение  связей и отношений объективной  действительности, не зависящей от сознания людей.  Признание объективного содержания истины лежит в основе всей науки и практики. Если бы научные открытия не соответствовали действительности, то наука превратилась бы собрание мифов.

4. Диалектика абсолютной  и относительной истины. Конкретность  истины.

Истина существует в разных формах, по степени полноты постижения объекта выделяют две формы или  два уровня истины:

1. Абсолютная (понимается в широком смысле, как цель всего процесса познания человечества, как никогда не достижимый предел познания, как полное и завершенное знание своего существующего; в узком смысле, как полное безусловное, исчерпывающее совпадение образа с объектом, завершенные знания об отдельном предмете или явлении, в конкретных неизменных условиях, которые в дальнейшем неопровержимы; как момент абсолютного знания в составе относительной истины; как констатация фактов – вечная истина)

2. Относительная (неполное, не завершенное знание о предмете, в целом наши знания относительны, потому что они зависят от конкретных социально-исторических условий, от уровня развития науки, технологий, актуальности научной проблематики, заинтересованности, гениальности ученых).

При увеличении момента устойчивости, неизменности знаний идет к драматизму, а преувеличение изменчивости знаний, их относительности ведет релятивизму.

Знания


 

Устойчивость              Изменчивость


Абсолютность             Относительность


Драматизм                    Релятивизм

 

Геккель говорил о то, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

5. Многообразие  концепций истины.

Конвенцианолиская  концепция истин рассматривается, как результат соглашения с учеными 
Прагматическая концепция считает, что истина – это знание с помощью которого можно добиться поставленных целей, это знание полезные для достижения нужных результатов.

Когерентная теория или концепция, утверждает, что достаточным критерием истинности знания является логический критерий, то есть система знаний должна быть сама согласованна и непротиворечива.

Существуют еще конперационалисткая концепция, непозитилиская концепция, семиотическая концепция.

Критерии истины

1. Практика. Эмпирики (ученые).

2. Тория. Теоретики.

3. Психологический. 

4. Эстетический.

Социальное познание

Особенности социального  познания:

1.Субъект и объект познания  совпадают

2. Субъективность

3.  Ограниченность возможности  наблюдения и экспериментов

4. Переплетение интересов  различных людей, классов, групп.

Социальный  факт – это событие, объективно имевшее место в определенное время и при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

1. Поступки людей. ВОВ,  Революция.

2.  Словесные действия. Мнения, суждения, оценки.

3. Продукты человеческой  деятельности: 1. Материальные

2. Духовные.

Оценка – это одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Самопознание

Самосознание – определение себя как личности.

Этапы самосознания:

1. Познание мира.

2. Способность контактировать  с предметами и явлениями окружающей действительность.

3. Формирование самооценки.

Виды самооценки:

-Адекватная

-Повышенная

-Пониженная

Я концепция – итог размышления человека о себе.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществление личностью своих возможностей.

Сознание

Это высшая форма отражения  объективной реальности.

Самые главные признаки нашего сознания:

1. Субъективность.

2. Идеальность.

3. Интенциональность (направленность на предметы)

Сознание представляет собой  единство трех моментов:

1. Ощущение человеком  своего существования

2. Ощущения присутствия  в данный момент в данном  месте

3. Само индефикация.

15.04

Анимизм – это вера в духов и души.

Витализм (Вита – жизненный)- предполагает наличие в человеке не материальной жизненной энергии.

Гилозоизм – учение предполагающее материю.

Вульгарный материализм – упрощенный материализм

19.04.13

Социальная философия

История социальной философской мысли

Первочеловек уруши

Конфуций – общество появилось, так как появилось небо

Платон-философ, общество делятся  в зависимости от того куда стремится  душа

Волевая, обеспечивать людей благами

Вождивлеющая,

Разумная

Аристотель

Человек – это общественное животное, которое иначе как в  обществе жить не может

Желание либо свободы, либо рабства.

Две теории естественного  состояния общества

Т. Гоббс (1588-1679)

«Левиафан, или материя, форма  и власть государства церковного или гражданского»

Люди равны, так как  могут нанести друг другу равный ущерб.

Мужчины физически сильнее, значит они должны быть в социальном статусе.

Любимое высказывание, Человек  человеку волк.

Война всех - против всех

Противоположную точку зрения отстаивали Шевсбери и Девид Юм.

Естественное состояние  общества – это любовь к ближнему.

Экономический взгляд на общество

Мандевиль

Работая на другого, ты реализуешь свои мечты.

 

Сен - Симон

Человек рожден, чтобы вступить в экономические отношения и  быть счастливым.

Дети должны работать с  юного возраста.

Он хотел узаконить  детский труд и давать образование  только тем, кто проявил способность  или интерес.

Томас Пейн

Государство – это неизбежное зло, поэтому, чем меньше его, тем  лучше.

Выступал за гражданское  общество правильно воспитанных  людей.

Был сторонником абсолютной демократии.

Геккель

Чем сильнее и крепче государство, тем лучше живет общество.

Чем жжеще закон в государстве, тем лучше.

1.Семья нерасторжима.

2. Женщина может реализовать  себя только в семье.

 Семья – это гражданское  общество. Мужчина должен реализовать  себя как семьянин и как  гражданин.

3. Общество построено  на конкуренции.

Конт

Основатель философии  позитивизма и создатель философской  физики.

Ввел понятия социальная статика и социальная динамика

Социальный прогресс и  социальный регресс.

Спенсер

Рассматривал общество, как  человеческий организм.

Аристотель: Общество – это совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения социальных инстинктов.

Карл Маркс: Общество – это совокупность общественных отношений.

Парсонс: Общество – это система разделения социальных ролей.

Владимир Соловьев: Общество – это соборное единство свободных личностей, основанное на любви к богу и ближнему.

Общество – это динамическая система.

Система – это социальное целое,  составленное из частей, находящихся  в отношениях и связях друг с другом.

Общественное отношение- это совокупность различных связей, зависимостей возникающих между  людьми.

Когда она становится мене сложным, т.е. упрощение.

Стагнация – это временная остановка.

Критерии  прогресса:

1. общие – это развитие интеллектуальных способностей, нравственных качеств общества, производительных сил, прогресс науки и техники, степени своды человека в обществе

2. социальные – это уровень образования, средняя продолжительность жизни человека, смертность среди младенцев и матерей, состояние здоровья людей, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.

Реформа – это изменение какой-либо области жизни, проведенная властью мирным путем. Бывают экономические, политические, социальные.

Модернизация – это усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствии с новыми нормами и требованиями.

 

Биосфера

Это сфера биологической  жизни на Земле.

 

 


Информация о работе Лекции по "Философии"