Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:25, курс лекций

Описание работы

1. Античная философия
— философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античнаяфилософиятесносвязанасовсемисторонамиантичнойкультуры.
Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Файлы: 1 файл

Философия семинар 1.docx

— 90.60 Кб (Скачать файл)
  1. Античная философия

— философия античности, подразделяется на древнегреческую  и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические  и политические условия, сложившиеся  в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь  в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение  античной философии относят к  VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Периодизация  по смене основных проблем. Выделяют 6 периодов:

  1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
  2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
  3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
  4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
  5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
  6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии

Хронологическая периодизация

  1. Ранняя классика (Архаика)
    1. VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.

Представители: Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай

    1. VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Основные школы:

Милетская школа 

(возникла в Ионии (малоазиатская  часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э.)

  • Фалес
  • Анаксимандр
  • Анаксимен

Решающая проблема этих натурфилософов – проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон.  Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.

Пифагорейцы

  • Пифагор
  • Алкмеон Кротонский
  • Архит
  • Тимей Локрский
  • Филолай

Элеаты 

(6-сер.5 века до н.э.)

  • Ксенофан
  • Парменид
  • Зенон Элейский
  • Мелисс

Формирование античной философии  завершается у элеатов. 

Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и  мышления. Впервые выдвигают понятие  единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют  мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как  неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон  тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Понимание Бытия как  неизменного  и неподвижного дает  первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.

Школа Гераклита

  • Гераклит (Наивный материалист и стихийный диалектик, первоначалом всего сущего считал огонь; использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.)
  • Кратил

Школа Анаксагора

  • Анаксагор
  • Архелай
  • Метродор Лампсакский

Атомисты 

  • Демокрит (Основная идея (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты.  Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве.  Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция)
  • Левкипп
  • Метродор Хиосский
  • Эпикур?! (внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса)

Вне школ

  • Эмпедокл
  • Диоген Аполлонийский

Софисты (вт.пол.5 в. до н.э.) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства).

Старшие софисты 

  • Горгий
  • Протагор («Человек есть мера всех вещей»)
  • Антифонт
  • Продик
  • Гиппий
  • Ксениад

Младшие софисты 

  • Фрасимах
  • Калликл
  • Критий
  • Ликофрон
  • Алкидам

2. Классика

2.1. V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:

Сократ

Называет свой метод рассуждения  и достижения истины диалектикой. Сократический  метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.

Платоники

Платон (сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является  мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные  конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея)

  • Спевсипп
  • Ксенократ
  • Полемон
  • Крантор
  • Кратет Афинский
  • Клеарх

Мегарская школа

  • Евклид из Мегары
  • Стильпон
  • Диодор Крон
  • Евбулид
  • Клиномах

Киники 

  • Антисфен, Диоген Синопский

Киренаики

  • Аристипп
  • Арета Киренская
  • Аристипп, сын Ареты
  • Феодор-Атеист
  • Гегесий
  • Аникерит
  • Эвгемер

Элидо-Эретрийская школа 

  • Федон из Элиды
  • Плистен из Элиды
  • Менедем

Другие сократики

  • Главкон из Афин
  • Кебет
  • Критон
  • Симмий
  • Симон-кожевник
  • Эсхин

    1. IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:

Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Стратон, Аристоксен, Дикеарх, Клеарх

Аристотель - считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.

В основе теории  познания лежит теория воспоминания, которая  связана с идеей переселения  души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

Философская система Аристотеля

Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике  теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в  некоем особом мире, отдельно от самой  вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и  именно от них люди производят общие  понятия.

Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.

1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.

2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь – единство формы и материи. Форма – суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.

3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.

4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог – максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.

  1. Эллинистическая философия

3.1. IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:

Скептицизм — Их философия  не оформилась в самостоятельную  школу 

  • Пиррон
  • Энесидем
  • Агриппа
  • Ксанф

Эпикуреизм 

  • Эпикур
  • Метродор Лампсакский

Стоики (Ранняя и Средняя стоя)

  • Зенон Китийский
  • Клеанф
  • Тимон
  • Хрисипп
  • Зенон Тарсийский
  • Кратет Малльский
  • Панетий Родосский
  • Посидоний

Средняя и Новая Академия

  • Аркесилай
  • Лакид из Кирены
  • Эвандр из Фокиды
  • Карнеад
  • Клитомах
  • Филон Ларисский
  • Антиох из Аскалона

Киники — философия  киников не оформилась в самостоятельную  школу 

  • Менипп Гадарский
  • Бион Борисфенит
  • Кратет
  • Гиппархия
  • Метрокл из Маронеи

Перипатетики 

  • Критолай
  • Кратипп

Вне школ

  • Филон Александрийский
   

  1. Римская и позднеантичная философия

4.1. I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ.

Основные школы:

Эклектизм

  • Цицерон

Римский эпикуреизм

  • Каций
  • Лукреций

Поздняя Стоя

  • Музоний, Руф Гай
  • Сенека
  • Эпиктет
  • Марк Аврелий
  • Калиетес
  • Максим Клавдий

Информация о работе Лекции по "Философии"