Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:25, курс лекций

Описание работы

1. Античная философия
— философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античнаяфилософиятесносвязанасовсемисторонамиантичнойкультуры.
Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Файлы: 1 файл

Философия семинар 1.docx

— 90.60 Кб (Скачать файл)

    1. I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:

Неопифагореизм

  • Аполлоний Тианский

Средний и поздний платонизм 

  • Плутарх
  • Клеанф
  • Цельс

Скептицизм 

  • Фаворин, Секст Эмпирик

Перипатетики 

  • Александр Афродисийский
  • Фемистий

Неоплатонизм 

  • Аммоний Саккас
  • Плотин
  • Кастриций
  • Порфирий
  • Ямвлих
  • Клавдиан
  • Прокл Диадох
  • Зенодот
  • Дамаский
  • Симпликий

Христианская философия 

  • Климент Александрийский
  • Ориген
  • Августин Блаженный, Боэций

 

  1. Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья

— исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога,  мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.

Философия превращается в  схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики  проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.

Направления:

  1. Патристика — II—VII века

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Александрийская теология

  • Тит Флавий Климент (Климент Александрийский)
  • Ориген
  • Афанасий Великий
  • Кирилл Александрийский

Каппадокийский кружок

  • Василий Великий
  • Григорий Богослов
  • Григорий Нисский

Латинская патристика

  • Амвросий Медиоланский
  • Августин Блаженный
  • Григорий Великий
  • Тертуллиан

 

Богословие отцов-пустынников

  • Антоний Великий
  • Евагрий
  • Ефрем Сирин
  • Иоанн Кассиан Римлянин
  • Иоанн Лествичник
  • Исаак Сирин

Византийская  философия

  • Иоанн Златоуст
  • Дионисий Ареопагит
  • Максим Исповедник
  • Иоанн Дамаскин
  • Григорий Палама
  1. Схоластика — VIII—XV века

Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный Scholia - школа) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

  • Боэций, Северин
  • Пётр Дамиани
  • Ансельм Кентерберийский
  • Пьер Абеляр
  • Пётр Ломбардский
  • Раймунд Луллий
  • Альберт Великий
  • Бонавентура
  • Фома Аквинский
  • Дунс Скот
  • Жан Буридан
  • Уильям Оккам
  1. Мистика

Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — в обыденном смысле — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; в духовном смысле — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом. Также совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики (мистицизм)

  • Гностицизм
  • Исихазм
  • Бернар Клервоский (Сен-Бернар)
  • Гуго Сен-Викторский
  • Майстер Экхарт

Философия Возрождения —  направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности  и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес  выразился в идеях классического  гуманизма и способствовал утверждению  практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

  • Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое (человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.)

 

 

  • Основные направления

Гелиоцентризм

Солнце является центральным  небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты

Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон

Гуманизм

мировоззрение, в центре которого находится идея человека как  высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его  право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей

 

Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Франческо Петрарка,  Томас  Мор, Гёте, Мать Тереза.

Неоплатонизм

идеалистическое направление  античной философии III—VI вв., соединяющее  и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством

Секуляризм

Концепция, согласно которой  правительство и другие источники  права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной  веры

С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских мыслителей (Ибн Рушд), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Джефферсон и др.))


 

3.Философия Нового времени (16-17 века)

Рождение философии нового времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

Возникновение нового типа сознания связано с процессом  секуляризации, с движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, становлением капитализма, а  также с созданием нового типа науки – экспериментально-математического  естествознания.

Секуляризация. Процесс секуляризации начинается в Европе примерно в XV в., а в XVI-XVII вв. углубляется и расширяется.

  • Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь - философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от откровения знанием о Боге, мире и человеке.
  • Аналогичный процесс идет и в художественном сознании: архитектура, живопись, музыка, поэзия постепенно теряют свою органическую связь с церковной жизнью и обретают как новые выразительные средства, так и новые сферы приложения.
  • Происходит смена мировоззренческих ориентиров. В то время как средневековый человек рассматривал земную жизнь как приготовление к жизни вечной, - что, вопреки распространенному предрассудку, отнюдь не умаляло для него земных радостей, - взгляд человека нового времени устремлен прежде всего на мирское существование; посюсторонний мир все больше приобретает для него самодовлеющее значение. Это выражается в частности в распространении в XV-XVII вв., с одной стороны, пантеистических учений, а с другой, различных вариантов утопизма. Духовный корень пантеизма - стремление преодолеть дуализм посюстороннего и потустороннего миров и дать природе божественный статус.
  • Своеобразная сакрализация природы - один из признаков ранней новоевропейской культуры от Бернардино Телезио (1508-1588) и Джордано Бруно (1548-1600) до Спинозы (1632-1677), Жан-Жака Руссо (1712-1778) и романтиков конца XVIII-начала XIX вв., в том числе и Гете (1749-1832)

Антропоцентризм.

  • Отмеченные процессы сопровождаются появлением нового типа человека – человека с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием.
  • В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и все чаще представляет не то или иное сообщество, но самого себя. Сознание собственной силы и таланта, гордость, честолюбие, самоутверждение отличают человека на заре нового времени. Возникает любопытный феномен - почти религиозное почитание выдающихся людей; поэты и художники, писатели-гуманисты и даже знаменитые ученые-юристы занимают то место, которое в античности принадлежало героям, а в средние века - святым.

Реформация и  протестантизм. Исключительно важную роль в формировании философии и науки нового времени сыграла Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу и хозяйственную жизнь Западной Европы.

Протестантизм выступил с критикой католической церкви с характерным для нее принципом иерархии.

В кальвинизме, особенно у  его английских последователей, борьба против иерархического принципа, господствовавшего  в средневековом миросозерцании, велась наиболее ожесточенно. Не признавая  необходимости в посредниках  между человеком и Богом и  тем самым отвергая иерархию церковных  властей, протестанты подчеркивали, что Бог непосредственно обращается к каждому человеку и столь же непосредственно правит Вселенной

Поскольку космическая иерархия в Средние века осмыслялась с  помощью философии и физики Аристотеля, то именно Аристотель стал предметом  ожесточенной критики со стороны  протестантских богословов.

И Лютер, и Кальвин, критикуя схоластику, видели в Аристотеле главного виновника того интеллектуализма, который, по их мнению, едва ли не вытеснил веру в католической церкви.

Противопоставление  веры и знания, характерное для протестантизма, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром "земных вещей", поскольку трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания. Под "земными вещами" понималось прежде всего практически ориентированное познание природы. Предоставив дело спасения души "одной лишь вере", протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу протестантизм не принимает. Отсюда уважение к любому труду - как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности землекопа, так и деятельности предпринимателя. Этим объясняется характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс.

Информация о работе Лекции по "Философии"