Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:06, реферат
Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство).
Типологический метод в большей степени помогал выделять отдельные периодыразвития литературы, но не сами процессы, протекающие в их хронологических границах, т. е.«вертикальные» («диахронические»), а не «горизонтальные» («синхронистические») срезы. На это были рассчитаны и термины, использовавшиеся в понятийном аппарате историко-типологических работ («метод», «художественная система», «тип творчества», «идейное» или «стилевое» течение, литературное «направле-
ние», «жанр» и др.).
Другой недостаток историко-типологического метода был связан с существовавшими представлениями об «отражательной» специфике литературы (литература и искусство интерпретировались как «отражение» действительности). Это положение является верным лишь частично: искусство соотнесено с тем, что называется «действительностью», однако не исчерпывается ею.
Искусство похоже на реальность (и может в отдельных ситуациях компенсировать ее), но, тем не менее, не есть та реальность, в которой нахо-
дится «бытовой» человек. Любое настоящее произведение искусства создает свой особый художественный мир, в котором человек может находиться лишь частично и временно, в момент эстетического переживания, вызванного восприятием произведения искусства. Именно то, что мир произведения искусства – это особая художественная реальность, и не учитывалось исследовательскими стратегиями, связанными с культурно-историческим и историко-типологическим методами.
Укажем на еще один недостаток типологических исследований литературного процесса, предпринимавшихся в 1960–1970-е гг., – их европоцентризм. Система понятий и процедура анализа оказывались приспособленными к выявлению в литературном процессе этапов, жанров, методов, стилей, представленных по преимуществу в литературе Западной Европы (отсюда регулярные попытки найти в восточной или в русской литературе черты итальянского Возрождения).
Недостатки
историко-типологического
В первую очередь
следует назвать структурно-
На протяжении 1980-х гг. структурно-семиотический метод развивался например, в исследованиях самого Ю.М.Лотмана) в направлении углубления исследования связей художественного текста с различными историко-культурными контекстами (по сути становясь при этом методом культурно-контекстуальным).
Ю.М.Лотман одним из первых увидел невозможность использования сугубо структуралистского подхода к литературным текстам и заявил о необходимости рассматривать художественный образ как особый знак, требующий для его исследования особого индивидуального исследовательского инструментария. Он поставил проблему выявления особенностей текста произведения искусства как вторичной знаковой системы и проблему пересемантизации текста [Лотман
1970: 120–250].
В конце 1970-х гг. в российском литературо-
ведении сформировался историко-
функциональный метод (в настоящее время
чаще называемый герменевтическим методом).
Некоторые основные положения этого метода
были сформулированы в рамках психологиче-
ской школы Н.А.Рубакиным еще в 1920-е гг.
[Рубакин 1977], Р.Якобсоном и П.Богатыревым
[Богатырев 2006], однако только в 1970-е гг. ис-
торико-функциональные исследования стали
входить в практику литературоведения.
Историко-типологический и историко-
функциональный методы в значительной степе-
ни дополняли друг друга: при помощи первого
можно было объяснить, как действительность
обуславливает появление произведения и как она
«отражается» в нем; второй позволял проследить
связи между произведением и последующими
периодами развития литературы, определить ха-
рактер его воздействия на читателя и, наоборот,
воздействия ценностно-смысловой позиции чи-
тателя на интерпретацию. Историко-
типологический метод был эффективен при изу-
чении литературных направлений, течений,
жанров; он мог быть применен как к классике,
так и к «рядовым» произведениям искусства. Ис-
торико-функциональный метод использовался
преимущественно по отношению к «классиче-
ским» произведениям, порождающим большое
количество разнообразных интерпретаций.
Возможности применения историко-
функционального метода ограничивались отсут-
ствием достаточно достоверных социологиче-
ских данных, которые могли бы стать базой для
обоснованных научных выводов, что приводило
к иллюстративности исследований и к унифи-
кации их результатов. Даже в лучших литерату-
роведческих работах обычно не ставился вопрос
об историко-культурных причинах возникнове-
ния интерпретаций, об особенностях их взаимо-
действия с поэтикой направлений, о существова-
нии типологической общности трактовок, о
принципах разграничения «правильных» (т. е.
адекватных художественному тексту и замыслу
писателя) и «неправильных» (т. е. предполагаю-
щих полемичное отступление от существующей
традиции и от писательского замысла) интерпре-
таций. Поэтому историко-функциональный ме-
тод, как и метод историко-типологический, не
способствовал разрешению ряда актуальных ме-
тодологических проблем, вставших перед лите-
ратуроведением в конце 1980-х гг.
Вполне закономерными представляется и ха-
рактерное для литературоведения 1970-х гг. об-
ращение к методологическим концепциям конца
XIX – первой половины XX в., например, к иде-
ям компаративистики и «исторической поэтики»
А.Н.Веселовского [Веселовский 1940], а также к
индивидуальным методологическим системам,
разработанным в теоретических трудах Ю.Н.Ты-
нянова [Тынянов 1977], В.М.Жирмунского
[Жирмунский 1925], М.М.Бахтина [Бахтин 1975]
и др.__
http://www.studd.ru/lib/2/39/
Информация о работе Литературоведение как гуманитарная наука