Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:52, реферат
Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание логической проблематики можно найти в сочинениях Парменида Элейского, родившегося около 540г. до н.э. и Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Аристотель и его роль в логике……………………..................................................4
§1.1 Краткая биография Аристотеля……………………………………………………..4
§1.2 Роль Аристотеля в логике…………………………………………………………....5
Глава 2. Логическая система Аристотеля………………………………………………….....6
§2.1 Учение о понятии и предложении…………………………………………………..6
§2.2 Теория силлогизма…………………………………………………………………...7
§2.3 Теория определения………………………………………………………………….9
§2.4 Учение о доказательстве…………………………………………………………….10
§2.5 Законы мышления…………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………………….…..15
Список используемой литературы………………………………………………………….....16
Согласно Аристотелю, можно выделить три вида возможного. Это, во-первых, возможное в обычном смысле, т.е. то, что будучи одним, может перейти в другое. Во-вторых, существует возможное, которое на деле всегда существует только в качестве действительного. Так как оно действительно, то тем самым оно и возможно, но оно никогда не встречается как возможное, а лишь как действительное. В-третьих, существует возможное, которое вечно остается только возможным и никогда не переходит в действительность.
§2.2 Теория силлогизма.
Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля - его теория силлогизма. В трактате “Первая аналитика”, где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что “силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть”5. Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье - заключение.
Исследуя строение
Из этого взгляда на
Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: “Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А.” Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм - импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа:
Если А присуще всякому В и В присуще всякому С,
то А присуще всякому С.
Важное значение имеет то,
что силлогизм-импликация
Форма силлогизм
Аристотелевская логика
Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основных вида (три “фигуры”), в которые могут быть сведены все отдельные его “модусы” (свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях). Принципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. ”Мы узнаем фигуру по положению среднего термина”7.
Цель силлогизма - обосновать
отношение А к В. Для этого
необходимо найти нечто общее
как для А, так и для В.
Найти его возможно тремя
1) утверждение А относительно С, а С относительно В;
2) утверждение С относительно их обоих;
3) утверждение А и В относительно С.
“Отсюда очевидно, что всякий силлогизм строится по какой-нибудь из этих фигур”. В этой схеме А - предикат силлогистического заключения, В - его субъект, С - его средний термин. В первой фигуре средний термин - субъект по отношению к А (к “большому термину”) и предикат по отношению к В (к “меньшему термину”). Во второй фигуре средний термин - предикат, а в третьей - субъект по отношению к большему и меньшему терминам.
Аристотель разделил все силлогизмы на “совершенные” и “несовершенные”. “Совершенные” - это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. “Несовершенные” силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.
§2.3 Теория определения.
В теории определения,
Согласно первой точке зрения
на определение, задача
Согласно второй точке зрения
Аристотеля на определение
Существует, по Аристотелю, глубокое
соответствие между понятым
Совмещение обеих указанных точек зрения на определяемые сущности указывает на черты определения как элемента и условия достоверного знания.
По Аристотелю, “материя” определяемого не должна быть отделяема от “формы” и, наоборот, “форма” - от “материи”.
Рассмотрим, например, определение дома. Некоторые философы пытались определить понятие о доме, указывая только на его “форму” или цель : дом - убежище для защиты от дурной погоды. Однако, некоторые физики определяют тоже понятие, указывая только на его материю: дом - нечто, сделанное из камней, кирпича. Напротив, определением, удовлетворяющим и требованиям философии, и требованиям физики будет определение: дом - убежище, построенное из таких-то материалов с целью защиты человека от дурной погоды. Это определение, не отделяя “форму” от “материи”, подчеркивает все значения “формы” как источника свойств, принадлежащих самой вещи. Такое определение будет причинным. “Во всех этих случаях, очевидно, что вопрос о том, что есть тождественен с вопросом о том, почему есть”. Так, согласно Аристотелю, определением понятия затмения Луны будет : “лишение Луны света вследствие расположения Земли между ней и Солнцем”8.
В науке ценность причинных
определений обусловлена их
§2.4 Учение о доказательстве.
В проблеме доказательства
Аристотель различает знание
достоверное и вероятное.
В теории доказательства утверждается, что исходные начала доказательства - сущности, природа которых не доступна доказательству, но доказательство все же способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы. Достигается это посредством деления. Для этого необходимо “брать все, относящееся к существу [вещи], и делением [все] расположить по порядку, постулируя первичное и ничего не оставляя без внимания. И это [приписываемое] необходимо [содержит определение], если все включается в деление и ничего не упускается”.
Ценность, в глазах Аристотеля, этого способа получения свойств из сущностей представится еще большей, если учесть, что сущности, познание которых имеет в виду Аристотель, в большинстве не простые, а сложные.
Задача доказательства - привести к усмотрению, что некоторое свойство принадлежит предмету или некий предикат принадлежит субъекту.
Возможные виды силлогизмов
не исчерпываются его научной
формой. “...[Всякое] доказательство
есть некоторого рода
Силлогизм, лишенный того, что
делает его доказательным, не
способен дать знания о
И в посылках, и в заключении
речь идет о свойствах
Во всех доказательствах,
выясняющих принадлежность
Исследование причинного
Это понятие о причине
делает ясной роль среднего
термина в умозаключении и
доказательстве. Средний термин
есть также понятие, общее
Особенно ясно выступает
свойство среднего термина
Очень характерно для
Доказательство у Аристотеля
становится методом науки.