Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:52, реферат
Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание логической проблематики можно найти в сочинениях Парменида Элейского, родившегося около 540г. до н.э. и Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Аристотель и его роль в логике……………………..................................................4
§1.1 Краткая биография Аристотеля……………………………………………………..4
§1.2 Роль Аристотеля в логике…………………………………………………………....5
Глава 2. Логическая система Аристотеля………………………………………………….....6
§2.1 Учение о понятии и предложении…………………………………………………..6
§2.2 Теория силлогизма…………………………………………………………………...7
§2.3 Теория определения………………………………………………………………….9
§2.4 Учение о доказательстве…………………………………………………………….10
§2.5 Законы мышления…………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………………….…..15
Список используемой литературы………………………………………………………….....16
Всякое доказательство
Аристотель различает три вида недоказуемых начал:
1)аксиомы;
2)предположения;
3)постулаты.
Аксиомы - положения, обусловливающие возможность какого бы то ни было знания либо в науке, либо в группе взаимозависимых наук. Пример аксиомы для всех наук - начало или закон противоречия. Начало - это не гипотеза, а то, что необходимо знать человеку, если он познает хоть что-нибудь. Аксиомы имеют силу для всего существующего, а не специально для одного какого-либо рода.
Предположениями Аристотель
называет положения, которые
Постулатами (“требованиями”)
Аристотель называет положения,
§2.5 Законы мышления.
Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два: закон [запрещения] противоречия и закон исключенного третьего. Законы тождества и достаточного основания у Аристотеля намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому “невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно”(закон тождества)13.
В краткой форме закон [запрещения] противоречия звучит как “вместе существовать и не существовать нельзя”, а в полной как утверждение: “невозможно, чтобы одно и тоже вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле”. В “Метафизике” сформулирован и логический аспект закона [запрещения] противоречия в словах о том, что “нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь”. Этот закон прямо обосновать нельзя, однако можно опровергнуть противоположный ему взгляд, показав его нелепость.
Закон [запрещения] противоречия
у Аристотеля абсолютен, но
он действует только в сфере
актуального бытия, а в сфере
возможного он не действует.
Поэтому и становление, по
У Аристотеля можно найти
и другие принципиальные
Обостренной формой закона [запрещения] противоречия является закон исключенного третьего, этот закон выражен так: “Не может быть ничего посредине между двумя противоречащими [друг другу] суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать”.
Действие этих законов таково,
что закон [запрещения] противоречия
не обязательно влечет за
Научная база логики Аристотеля.
Во всех сочинениях
Но логика Аристотеля
В философской14 литературе выдвигалось предположение, что научной базой логики Аристотеля были его наблюдения и исследования, посвященные вопросам морфологии и физиологии животных. По-видимому, именно биология, в частности зоология, представляла в глазах Аристотеля пример систематики, классификации предметов на роды и виды. Различение биологического рода и вида, выступающее в биологической классификации, в логическом плане основывается на операции определения, на которой, в свою очередь, основывается в том же логическом плане доказательство.
И все же имеются серьезные
доказательства о том, что
И действительно, предметы
математики, по Аристотелю, имеют
несомненное преимущество по
сравнению с органическими
Согласно Аристотелю, ”предметом [изучения] математических наук являются понятия, а не какая-либо [материальная] основа. Ибо если геометрия и рассматривает некоторую [материальную] основу, то не как таковую”. А в другом месте он добавляет, что наука, “не имеющая дело с материальной основой, точнее и выше науки, имеющей с ней дело, как арифметика по сравнению с гармонией”. Правда, основа этой науки и ее понятий - физическая реальность. Однако, непосредственная реальность математических объектов для науки, как ее понимает Аристотель, уже не в их физической, а только, так сказать, в их логической материи: это умопостигаемые, а не чувственно постигаемые единства рода и видоопределяющего признака. В связи с этим математические объекты, в известном отношении, Аристотель ставит ниже, чем собственно “формы”, именно потому, что предметы математики - только абстракции и обладают индивидуальностью не в самой действительности, а только в мысли.
Но, признавая умопостигаемую реальность объектов математики, благодаря которой математическое рассуждение - естественный “материал”, в котором раскрывается природа логических операций и форм, Аристотель борется против платоновского взгляда на математику. Аристотель осуждает учение Платона о срединном положении математики между умопостигаемым миром “идей” и чувственно воспринимаемым миром вещей. Математика становится для Платона средством или орудием знания. Напротив , для Аристотеля математика - не “органон”, не орудие знания, а само знание в его явлении или обнаружении. Для Аристотеля “органон” знания - не математика, а “аналитика”, т.е. логика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно сказать, что “логика Аристотеля - это органическая часть его системно - рационализаторского, философского мировоззрения. Она помогает понять многое из его философии, даже его теологию. Изучая его логические произведения можно сказать, что Бог Аристотеля - это идеальная логика.
Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.
Благодаря философии Аристотеля, многие науки получили свое логическое переосмысление. Возможно, что создание подобной науки - это был первый шаг в попытке конкретизации мира, желание сделать его более логическим, более рациональным и упорядоченным, а следовательно и более понятным.
Данная проблема актуально и на сегодняшний день. Логике посвящена отдельная наука. Именно логистика занимает одно из важнейших мест в социально-экономических процессах нашей повседневной жизни, поэтому я считаю, что изучения великих древнегреческих философов и ученых, в том числе и Аристотеля, несмотря на ряд некоторых ошибок, внесли огромный вклад в развитие нашего познания, можно сказать, что они сделали его намного доступнее и проще.
Список используемой литературы
1. Аристотель. Первая Аналитика // Собрание сочинений, Москва, «Мысль» – 1978 г., т. 2, с. 117–254.
2. Аристотель. Вторая Аналитика // Собрание сочинений, Москва, «Мысль» – 1978 г., т. 2, с. 255–346.
3. Аристотель. Метафизика // Собрание сочинений, Москва, «Мысль» – 1978 г., т. 1, с. 63–308.
4. Аристотель. Топика // Собрание сочинений, Москва, «Мысль» – 1978 г., т. 2, с. 347–532.
5. Аристотель. О софистических опровержениях // Собрание сочинений, Москва, «Мысль» – 1978 г., т. 2, с. 533–593.
6. Я Лукасевич «Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики.'' // Издательство иностранной литературы, 1999 г.
7. Орлов Е.В. Аристотель о частных и универсальных доказательствах во «Второй аналитике» А // Вестник НГУ. Серия: Философия и право. 2003. Т. 1. Вып. 1. С. 144–152.
1 Метафизика, IV, 3, с. 62
2 Метафизика, IV, 3, с. 62
3 Аристотель. Риторика.// Античные риторики. М., 1979
4 Собрание сочинений Аристотеля в 4-х т.
5 Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.117-254.
6 Я. Лукасевич. Аристотелевская силлогвистика с точки зрения современной формальной логики.
7 Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.117-254.
8 Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.255-346.
9 Аристотель. Метафизика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 1, с.63-308.
10 Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.255-346.
11 Аристотель. Топика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.347-532.
12 Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.255-346.
13 Аристотель. Метафизика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 1, с.63-308. IV ч.
14 Аристотель. О софистических опровержениях //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.533-593.