Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:45, реферат
Хайдеггер Мартин (1889-19760) –немецкий философ. Родился в семье небогатого ремесленника. Учился в лицеях иезуитов в Константе и Фрейбурге. Слушал лекции по теологии, философии, естественным наукам в университете Фрейбурга. В 1933-1934г.г. в условиях нацизма, был ректором Оренбургского университета, некоторое время сотрудничал с режимом, но вскоре отошел от него. Со второй половины 30-х гг. целиком посвятил себя преподаванию и разработке собственного учения. Полное собрание сочинений М. Хайдеггера может составить около 100 томов.
1. М. Хайдеггер о значении Парменидовского понимания бытия.
2. Жизненные корни и философский смысл
проблемы бытия: античность.
3. Характеристика бытия Парменидом
4. Оппоненты Парменида в античности
5. Проблема бытия и судьба западного мира.
Итак, во- первых, проблему подлинности бытия Парменид не придумал, не изобрел, опираясь на субъективные фантазии: она имела реальные жизненные корни, отражала вполне определенные запросы и потребности общества. Он лишь сформулировал ее на языке философии и попытался философскими методами и способами найти ее решение. Во –вторых, вопрос бытия и ответ, данный на него философом, в какой – то степени предопределили мировоззренческие и ценностные установки западного мира. В – третьих, нельзя отождествлять Парменидово бытие (Абсолют, Благо, Добро и т. д.) с христианским Богом. Парменид не знает личного Бога и личного к нему отношения. Бытие — это безличностная трансцендентная реальность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обратиться с помощью личного местоимения «Ты». Античный грек не искал общения с Парменидовским бытием; ему достаточно было уверенности в том, что бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования. В-четвертых, решение проблемы бытия Парменидом открыло возможности, для метафизики, т. е. учения, в котором люди пытаются говорить не только о материальном, по и о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества, искать последние идеальные причины природных сущностей и в конце концов всего существующего. Учение об Абсолютном духе, Боге, духовных сущностях и монадах, которое составило в дальнейшем содержание многих трудов мыслителей западного мира, следует отнести к метафизической дисциплине.
Список литературы:
1. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений / Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева –Ростов н/Д.:1997,-576с.
2. Моисеева Н.А., Сороковикова В.А. Философия: Краткий курс. 2-е изд., доп. / Н.А. Моисеева, В.А. Сороковикова – СПб.:Питер,2010.-320с.
На следующей странице (13) не печатать, а краткое изложение для Любы, как ответ на вопрос.
Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел.
Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию которая обернулась трагедией для человеческого существования (Экзистенции) отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.
Но мысли не обычной,
о вещах и предметах мира, о
потребностях и нуждах
Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл иногда Божеством, тем, что действительно имеется. А это означало, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира.
Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в философию понятие и проблему «бытия».
Как же характеризует
бытие сам Парменид? Бытие -
это то, что имеется за миром чувственных
вещей, и это
есть мысль.
Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на
субъект и объект, оно есть вся возможная
полнота совершенств, среди которых
на нервом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
Парменид учил, что оно не возникло, не уничтожимо, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.
Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ.
По Пармениду: бытие есть мысль Логоса-- космического Разума, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно. Отсюда и вполне определенное толкование Парменидом человеческого мышления: оно получает знания в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Поэтому процесс логического доказательства, используемого отдельными людьми, не имеет решающею значения ни для самого процесса их мышления, ни для оценки истинности знания.
Парменидовская интуиция бытия внушала человеку чувство зависимости от Божества, находящегося за пределами повседневности, и одновременно давала ему ощущение защищенности от субъективного произвола и ВСЯКИХ случайностей.
Оппоненты Парменида в античности. Парменид умалил (уменьшил) человека ,потому Парменидовская интуиция бытия была подвергнута критике софистами, Сократом, киниками.
Софисты (например, Протагор, V — IV вв. до н. э.)
С их точки
зрения
человек
есть мера всех вещей и он определяет
статус существования чего бы то ни было.
Он мера бытия, а потому и в жизни, и в философии
следует ставить в центр человека. Софисты
пытались отстоять автономию человека
вообще.
Сократ
(V в. до н. э.) так же не принял Парменидово
учение
о бытии, ибо оно слишком возвеличивает
притязания философов на статус представителей
Божественного бытия и слишком умаляет
субъективный разум, мысль. Сократ ратовал
за автономию человеческого разума.
Он объявил
высшей реальностью не бытие, а
индивидуальное, но общезначимое сознание.
Киники(V - IV в.в. до н. э.) призывали людей попрать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях.
Основатель кинизма Антисфен, будучи незаконнорожденным, выразил опыт человека, извергнутого из патриархальных связей, вынужденного в реальной жизни оставаться одиноким, безопорным. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира», отрицая тем самым чувство и понятие Родины, как чего-то родного и близкого, что даст силы, поддерживает дух, создает ощущение непокинутости в мире. Термин «космополит» был изобретен ими. Другой киник — Диоген — зашел в отрицании опорности человеческого существования так далеко, что способ своей жизни построил по формуле страшного для грека проклятия: «без общины, без дома, без отечества».
Выдающийся философ XX в. М. Хайдегтер, посвятивший сорок лет жизни проблеме бытия, утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешили судьбу западного мира,
М. Хайдеггер постепенно переносил центр своего внимания с человека на бытие в целом, пытаясь понять, как сам тип европейского мировоззрения приводит к «неподлинному существованию», предавшему забвению свои собственные основы, как он порождает усредненность, безличность, всеобщее господство технического. Преодоление такого состояния требует, по мнению философа, возвращения к истокам культуры.
1. в культуру и мировоззрение было введено представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.
Западный мир воспринял это представление и продолжил развитие идеи трансцендентного подлинного бытия. Европейский мир на протяжении многих столетий отрабатывал искусство постигать инобытие мыслью, изучал ее, тренировал ее способность работать в пространстве., где нет чувственных образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, довела данную способность мысли до невообразимых высот. С другой стороны, если существует подлинное бытие, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, в совершенствовании, приближающим его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Разного рода социальные утопии, которыми полна история запада, явились своеобразным следствием мировоззренческого устремления к подлинному бытию.
Желание людей запада победить неправду земного бытия исторически реализовывались двумя путями.
1путь: практическое, предметно – деятельностное воздействие на земной мир с целью его перестройки; деятельность направлялась на внешне –вещное обряды в религии, государственное устройство, способ экономической жизни и т.д. Это – путь бунтов и революций, слом неподлинного бытия и строительство на его «обломках» подлинного мира - мира всеобщего равенства, свободы, братства.
2 путь: преобразование не внешнего мира, а своего духовно – нравственного внутреннего опыта.
Люди ставшие на этот путь стремятся переделать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. Этот путь отработан в христианстве святыми монахами, описан в Житиях святых, представлен в деяниях Сергея Радонежского, оптинских старцев и др. Небезынтересно отметить, что многие русские мыслители в канун революции 1917г. призывали интеллигенцию и народ пойти по второму пути борьбы с неподлинностью бытия.
Итак,
во- первых, проблему подлинности бытия Парменид не придумал, она имела реальные жизненные корни, отражала вполне определенные запросы и потребности общества. Он лишь сформулировал ее и попытался найти ее решение.
Во –вторых, вопрос бытия и ответ, данный на него философом, предопределили мировоззренческие и ценностные установки западного мира.
В – третьих, нельзя отождествлять Парменидово бытие (Абсолют, Благо, Добро и т. д.) с христианским Богом. Парменид не знает личного Бога и личного к нему отношения. Бытие — это безличностная реальность, это Абсолют. Античный грек не искал общения с Парменидовским бытием; ему достаточно было уверенности в том, что бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.
В-четвертых, решение проблемы бытия Парменидом открыло возможности, для метафизики, т. е. учения, в котором люди пытаются говорить не только о материальном, по и о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества, искать последние идеальные причины природных сущностей и в конце концов всего существующего. Учение об Абсо лютном духе, Боге, духовных сущностях и монадах, которое составило в дальнейшем содержание многих трудов мыслителей западного мира, следует отнести к метафизической дисциплине.
В главном произведении М. Хайдеггера «Бытие и время» (1927), принесшем ему мировую славу, ставится вопрос о смысле бытия, который оказался «забытым» традиционной европейской философией. Смысл этот видится философу в человеческом существовании, ибо только человеку бытие «открывается», выявляет свою тайну. Человеческое существование имеет временной, конечный характер. Человек «заброшен» в поток времени, которое и составляет сущность его бытия.
Информация о работе М. Хайдеггер о значении Парменидовского понимания бытия