Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить историю возникновения и основные принципы марксистской философии. Исходя из цели, необходимо выполнить ряд задач, а именно, изучить:
историю возникновения философии марксизма;
основные идеи марксистской философии;
концепцию человека в марксистской философии.
Введение………………………………………………………………........................
1. Формирование марксистской философии…………………………
2. Основные философские идеи марксизма…………………………..
2.1. Идея практики………………………………………………………………
2.2. Материалистическая диалектика………………………………..
2.3. Материалистическое понимание истории………………....
2.4. Концепция отчуждения………………………………………………..
3. Концепции человека в марксистской философии….............
Заключение……………………………………………………………........................
Список использованной литературы……………………………………………
2.3. Материалистическое понимание истории
Оно составляет, по выражению В.И.Ленина,
краеугольный камень философии марксизма.
Для классиков марксизма
· Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.
· Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ.
· В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п. Способы материального производства, характерные для различных времен и народов, не произвольны, а типичны и могут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Основание для такого заключения Маркс приобрел через внимательное изучение мировой истории, реконструкцию существующего исторического материала в интересующей его перспективе. Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять:
· Первобытнообщинный.
· Рабовладельческий.
· Феодальный.
· Капиталистический.
· Коммунистический.
Развитие материального
Вокруг способа материального производства складывается целая система отношений, которую Маркс и Энгельс назвали "общественно-экономической формацией". Этих формаций столько же, сколько и способов материального производства. Любая формация имеет два уровня: базис - то есть, первичные и определяющие отношения и надстройку - вторичные, зависимые структуры общества. Базис охватывает производственные отношения, а надстройка - это система идеологических институтов и отношений. Человеческая история, как следует из вышесказанного, это не чехарда спонтанно возникающих и исчезающих народов, событий, героев, а совокупность общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в результате качественных изменений в способе материального производства. Несмотря на объективный характер человеческой истории, она является все же человеческой историей, и поэтому сами люди активно ее делают. Это относится и к так называемым "великим личностям", и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Поэтому положение о классовой борьбе как движущей силе истории также входит в материалистическое понимание истории.
2.4. Концепция отчуждения
Концепция отчуждения - это марксова
теория человека как общественного
существа. Впервые об отчуждении сказал
Гегель, охарактеризовав с помощью
этого понятия отношение
· Отчуждение условий труда от самого труда.
· Отчуждение результатов труда.
· Отчуждение социальных институтов от человека.
· Отчуждение идеологии от жизни.
Все эти формы отчуждения позволяют конкретизировать сущность отчуждения следующим образом: превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную, непонятную для человека реальность. Преодоление отчуждения - далекая перспектива, ибо оно предполагает постепенное исчезновение необходимости в разделении труда. А это означает, по сути, превращение человека в гармоничную, всесторонне развитую личность. Такое возможно лишь в коммунистической формации. Развитие марксистской философии в работах соратников и учеников Маркса и Энгельса. Уже во время жизни и деятельности Маркса и Энгельса их учение получило признание и в среде профессиональных философов, и у почитателей, не имеющих прямого отношения к философии. Главная особенность марксизма в том, что он претендовал на роль идеологии рабочего класса, самого передового, по мнению Маркса и Энгельса, класса эпохи капиталистического способа производства. Философская составляющая идеологии марксизма представляет собой наиболее сложную часть, и поэтому пропаганда и распространение её были сопряжены с известными трудностями. Энгельс, признавая реальность этой проблемы, даже написал специально для популяризации марксистской философии работу "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Однако основную нагрузку по распространению марксистской философии приняли на себя ученики и последователи Маркса и Энгельса. Основное направление их исследовательской и пропагандистской работы состояло в прояснении наиболее сложных теоретических вопросов марксистской философии, а также в экспликации моментов, скрыто, имманентно присутствующих в трудах классиков. Очень важной частью деятельности последователей Маркса и Энгельса было издание трудов классиков марксизма, систематизация оставшегося после них эпистолярного наследия. В XIX - начале XX века наиболее известными теоретиками марксизма были: И.Дицген, Ф.Меринг, К.Каутский, Ж.Герд, П.Лафарг, Лабриола, Г.В.Плеханов.
Наиболее развитую и внутренне непротиворечивую
концепцию человека развивает марксистская
философия. Она исходит из предпосылки об
уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения
служит развиваемая теория предметно-практической
деятельности.С точки зрения марксизма,человек это
С точки зрения этой концепции человек
выделяется из мира животных благодаря
активной производственной деятельности,
благодаря труду. «Труд создал человека».
В этом высказывании отражена специфическая
особенность жизнедеятельности человека.
Однако необходимо уточнить, в чем состоит особенность
человеческого труда, позволившая ему конституироваться в
Решение вопроса о человеческом начале
означает выяснение специфики человека
как качественно новой, по сравнению с животной,
сложной открытой системы. При определении
границы перехода от животного к человеку
чаще всего в марксистской антропологии
ее определяют началом изготовления орудий
труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении.
Дело в том, что уже у животных наблюдаются элементы
инстинктивной деятельности, имеют место начальные
формы изготовления примитивных орудий
труда.Действительным
Заключение.
Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.
Его основные постулаты:
мир материален;
мир объективен и не зависит от сознания;
материя первична, вечна, несотворенна;
сознание — свойство материи;
мир познаваем.
Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем. Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.
Список использованной литературы
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. – Белгород, 2000.
2. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991.
3. Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения к. Маркса. – М., 1999.
4. Степин В.С. Марксизм вчера, сегодня, завтра //Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. – М., 1996.
5. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму // Вопросы философии. -1990. – №1.