Материалистическое понимание истории К. Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 01:31, реферат

Описание работы

Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей
логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний
о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла
огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для
миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой
популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,
неопровержимостью своей логики.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………………... |3 |
|1.Основные категории исторического |5 |
|материализма……………………………………………………………… | |
| 1.1. Общественное бытие и общественное сознание………………….. |6 |
| 1.2. Производительные силы и производственные отношения……….. |8 |
| 1.3. Базис и надстройка…………………………………………………... |13 |
|2. Исторический процесс как последовательная смена общественно - |17 |
|экономических формаций……………………………… | |
|2.1. Категория общественно - экономической формации. Критерии |17 |
|членения исторического процесса………………………………………. | |
|2.2. Формационные ступени исторического процесса………………..... |20 |
|2.3. Социальная революция как закон смены общественно - |28 |
|экономических формаций………………………………………………... | |
|3. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей |32 |
|………………………………………………………………………. | |
|Заключение………………………………………………………………… |37 |
|Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

1.docx

— 86.93 Кб (Скачать файл)

 

    2.1. Категория  общественно-экономической формации. Критерии членения

                           исторического процесса

 

      Диалектико-материалистический  подход   к   пониманию   истории   стал

предпосылкой,  обоснованием  формационной   теории.   Согласно   ей   каждый

исторический тип  общества  представляется  живым,  находящимся  в  развитии

организмом, а история –  закономерным  процессом  смены  общественных  форм,

утративших свое прогрессивное значение,  новыми  формами,  создающими  более

широкие возможности  для развития материального  производства,  общественной

жизни в целом. К. Маркс писал: «Моя  точка  зрения  состоит  в  том,  что  я

смотрю   на   развитие   экономической   общественной   формации   как    на

естественноисторический процесс…». Общество «не может ни  перескочить  через

естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».[10]

      Категория  общественно-экономической  формации  обозначает  исторически

определенную ступень общественного развития,  исторический  тип  конкретного

общества, общественного устройства. Сам термин «формация» бал  воспринят  К.

Марксом  из  геологической  науки,   где   им   обозначалось   напластование

геологических отложений определенного периода,  которое  представляло  собой

исторически  сложившееся  образование  в   земной   коре.   Сходство   между

«формацией» в виде  категории  геологической  науки  и  «формацией»  в  виде

категории  исторического материализма в том, что в обоих случаях  речь  идет

возникающих и изменяющихся образованиях.

      Впервые  категория «формация» была употреблена  К. Марксом в 1852  г.  в

книге  «Восемнадцатое  брюмера  Луи  Бонапарта».   Анализируя   политические

процессы становления и  развития  буржуазного  общества,  К.  Маркс  обращал

внимание на особенность  формирования  идей,  отражающих  коренные  интересы

нового  господствующего  класса.  Вначале  эти  идеи  облекались  идеологами

буржуазии в форму, характерную для  общественного  сознания  рабовладения  и

феодализма. Но так было только  до  утверждения  буржуазных  отношений.  Как

только «новая  общественная  формация  сложилась,  -  отмечал  К.  Маркс,  -

исчезли допотопные гиганты и  с  ними  вся  воскресшая  из  мертвых  римская

старина…».[11] Следует отметить, что термин  «формация»  употреблялся  им  в

разных сочетаниях: «общественная экономическая  формация»,  «  экономическая

формация», «общественная формация».

      В  качестве  критерия  формационного  развития  человеческого  общества

наиболее  общий,  фундаментальный   характер   имеет   способ   производства

материальной жизни: производственные отношения, типы (формы)  собственности,

т.е.  та  сторона  общественного  способа  производства,  которая   выражает

общественные  отношения  между  людьми.   Именно   это   составляет   основу

формационных   ступеней   исторического    процесса    и,    соответственно,

формационных типов конкретного общества. К. Маркс выделял  рабовладельческое

(античное), феодальное,  буржуазное,  коммунистическое  общества.  Также  он

обращал  внимание  на  азиатский  способ  производства,  а  после  работ  Г.

Маурера, Х. Банкрофта и особенно Л.  Моргана  в  качестве  исходного  пункта

развития  человеческого  общества  называл  архаическую  формацию  общинного

типа.[12]

      В  процессе разработки своей теории  общественно-исторического  процесса

К. Маркс использовал  и  иные  критерии  членения  истории  человечества  на

отдельные этапы. Так, в работе «К критике  гегелевской  философии  права»  в

качестве таких критериев выдвигалось  соотношение  гражданского  общества  и

государства. Под этим углом  зрения  различались  древность,  средние  века,

новое время и демократия  будущего.  В  «Экономическо-философских  рукописях

1844 года» история  представлялась в виде  процесса  зарождения,  движения  и

отмирания исторических форм отчуждения труда. Опираясь на  данный  критерий,

К. Маркс выделял доклассовое, классовое  и  бесклассовое  (коммунистическое)

общество.

      В  «Немецкой  идеологии»,  где  материалистическое  понимание  истории

обретает зримые черты и определенность, К. Маркс  и  Ф.  Энгельс  за  основу

членения исторического процесса взяли формы собственности, которые  выражают

различные ступени в развитии разделения труда. Соответственно были  выявлены

четыре  господствовавших  в  историческом   процессе   форм   собственности:

племенная, античная (общинная и государственная), феодальная  и  буржуазная.

Обосновывалась также неизбежность  коммунистического  общества.  Наконец,  в

предисловии к книге «К критике политической экономии» К.  Маркс,  формулируя

суть  материалистического  понимания  истории,  выделял  еще  один  критерий

членения исторического процесса – способ производства материальной жизни.  В

качестве  прогрессивных   ступеней   общественного   развития   он   называл

азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства.[13]

      В  настоящей работе будет рассмотрен  формационный  подход  к  членению

исторического процесса. Данная позиция обусловлена, по  мнению  автора,  его

наибольшей обоснованностью и последовательностью  аргументации,  максимально

адекватным отражением реального поступательного движения общества от  низших

форм  своего  развития  к  высшим.  Ведь  каждая   общественно-экономическая

формация предстает  одновременно  и  как  тип  общества,  функционирующий  и

развивающийся по своим особым законам, и как  стадия  всемирно-исторического

процесса, связанная предпосылками своего возникновения  с  предшествующей  и

предпосылками  своего  исчезновения  –  с   последующей   стадией   развития

человеческого общества.

 

              2.2. Формационные ступени исторического  процесса

 

      Первобытнообщинный    строй    –    первичная    (или     архаическая)

общественно–экономическая  формация,   структура   которой   характеризуется

взаимодействием общинных и родственных  форм  общности  людей.  Деятельность

первобытного  человека  протекает  в  рамках   общины   (кровной,   родовой,

сельской), которая состоит из семей  (парных,  больших,  и  т.д.)  –  ячеек,

осуществляющих воспроизводство самого человека и  представляющих  более  или

менее  зависимые  от  общины  центры  хозяйственной,  религиозной   и   т.д.

деятельности.  В  силу  экзогамности  брака  в  состав  общины,   наряду   с

кровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из  других  общин.

Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным  связям  устойчивый  и

упорядоченный характер, содействует  превращению  общин  во  взаимосвязанные

элементы   социального   целого   (родоплеменная   организация,   и    др.).

Первобытнообщинный  строй  охватывает   время   от   зарождения   социальных

отношений  до  возникновения   классового   общества.   При   расширительном

толковании понятия первичной формации в  целом  началом  первобытнообщинного

строя считают фазу первобытного  стада,  а  завершающим  этапом  –  общества

общинной государственности, где  уже  наметилась  классовая  дифференциация.

Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения  достигают

в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и  рода.

Основой производственных отношений  здесь  служила  общая  собственность  на

средства производства (орудия  производства,  земля,  жилище,  хозяйственный

инвентарь), в  пределах  которой  существовала  и  личная  собственность  на

оружие, предметы домашнего  обихода, одежду и  т.п.  Первобытные  отношения,

существовавшие  в  условиях   начальных   ступеней   технического   развития

человечества,  коллективных  форм  собственности,  религиозно  -  магических

представлений, вытесняются новыми социальными отношениями  (или  частично  к

ним  адаптируются)  в  результате  совершенствования  орудий   труда,   форм

хозяйства, эволюции семейно- брачных и др. отношений).[14]

 

      Рабовладельческий  строй – первое классовое антагонистическое  общество,

возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство  в  тех  или

иных масштабах и формах имелось во всех странах и  у  всех  народов.  Высшей

формы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы  стали

главной  производительной  силой  общества.  При   рабовладельческом   строе

господствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев   -

эксплуататоров.  Он  распадается  на  разные  социальные   группы:   крупные

землевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы,  ростовщики.  Вторым

основным классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов.  Кроме

этих  двух   основных   классов   в   рабовладельческом   обществе   имеются

промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие  своим

трудом  (ремесленники  и  крестьяне),  а   также   люмпен   –   пролетариат,

образовавшийся   из   разорившихся   ремесленников   и   крестьян.   Основой

господствующих  производственных   отношений   рабовладельческого   общества

является  частная  собственность  рабовладельцев  на  средства  производства

рабов. Эксплуатация рабов, основанная  на  внеэкономическом  принуждении,  в

значительной   мере   обусловила   низкую   производительность   труда   при

рабовладельческом строе. Прибавочный продукт, создаваемый  каждым  отдельным

рабом, был  незначителен.  Однако  общая  масса  прибавочного  продукта  при

эксплуатации громадного числа рабов  и  исключительной  дешевизне  их  труда

была  относительно  велика.  На  этой  основе   стали   возможны   известный

общественный и технический прогресс, развитие науки,  искусства,  философии.

С  возникновением  рабовладельческого  общества  возникает   и   развивается

государство. Вся история  рабства  является  историей  классовой  борьбы.  С

разложением  рабовладельческого  строя  классовая  борьба  достигает   своей

высшей точки. Восстания рабов переплетаются с  борьбой  разоряющихся  мелких

крестьян против крупных землевладельцев. Гибель рабовладельческого  строя  в

Риме  ускорилась  вторжением  извне.  Рабовладельческая  форма  эксплуатации

заменяется другой – феодальной. С  уничтожением  рабовладельческого  способа

производства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает  существовать,  в

тех или иных размерах, и в период феодализма и в период капитализма.[15]

 

      Феодализм     (от     латинского     feodum     –     поместье)      –

общественно–экономическая  формация,  которая  представляет  среднее   звено

целостного  диалектического  процесса   смены   общественно-   экономических

формаций в ходе всемирно- исторического  процесса:  эпоха  феодализма  лежит

между рабовладельческим строем и  капитализмом.  В  истории  разных  народов

феодализм    возникал    посредством    синтеза     элементов     разложения

первобытнообщинных  и  рабовладельческих  отношений.  Наблюдается  три  типа

этого синтеза:  с  преобладанием  первых,  вторых  или  с  более  или  менее

равномерным  их  соотношением.  Экономический  строй  феодализма  при   всем

многообразии его форм в разных странах и в разное  время  (между  древней  и

новой историей) характеризуется тем, что  главное  средство  производства  –

земля находится в монопольной собственности господствующего класса  феодалов

(иногда почти  полностью сливающегося с государством),  а  хозяйство  ведется

силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян.  Основное

экономическое отношение феодализма  находит  свое  проявление  в  феодальной

ренте, т.е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или  государством)  с

производителей в форме работ, денег  или  натурой  (отработочная,  денежная,

натуральная  рента).  В  систему  феодальных  отношений  необходимо  включен

город,  поскольку  без  сбыта  продуктов   сельского   хозяйства   горожанам

феодализм не  знал  бы  денежной  ренты.  Антагонизм  феодального  общества,

основанного на эксплуатации  крестьян  феодалами  (для  нее  характерно  как

экономическое, так и внеэкономическое  принуждение),  порождал  многообразие

форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма  редкую

форму представляли народные, крестьянско–плебейские восстания и  войны.  Для

идеологии феодальной эпохи  характерно  тяготение  к  широчайшим,  но  почти

неподвижным  и  мало  основанным  на  действительных  знаниях  умозрительным

концепциям и мировым религиям (христианство, ислам,  буддизм,  конфуцианство

и др.). Политическое устройство феодального общества на  разных  этапах  его

развития различно: от мельчайшей государственной раздробленности  до  весьма

централизованных абсолютных монархий. Специфическую форму представлял  собою

Информация о работе Материалистическое понимание истории К. Маркса