Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:55, контрольная работа
Цель нашей контрольной работы: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа. Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и
качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык
3. Выяснить что такое бессознательное как феномен психики?
4.Объяснить соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.
1. Материальное и идеальное. Основные
Введение………………………………………………………………. 2
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества
сознания и предпосылки его возникновения развития…………….. 3
2. Структура сознания. Сознание и язык …………………………….. 8
3. Покажите, что такое бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное…………………………………………………………… 11
Заключение. ……………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………….. 16
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Материальное и идеальное. Основные
характеристики и качества
сознания и предпосылки его возникновения
развития……………..
3
2. Структура сознания. Сознание и язык ……………………………..
8
3. Покажите, что такое бессознательное
как феномен психики.
Объясните соотношение понятий: психика
- сознание - бессознательное………………………………………
Заключение. ……………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как ощущения, восприятия, представления, мышление. Необходимо отметить, что сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения – языка. Материализация сознания происходит в языке. Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.
Цель нашей контрольной работы: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа.
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и
идеальное. Основные
качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык
3. Выяснить что такое бессознательное как феномен психики?
4.Объяснить соотношение
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития.
Под сознанием обычно понимают присущую
только человеку способность целенаправленно
и обобщенно воспроизводить действительность
в идеальной форме, обеспечивающей
возможность как свободной
Наличие идеального позволяет человеку стать объектом культуры. При этом человек не только пассивно усваивает культуру, но и активно создает ее. Без этой действенности не было бы феномена культуры.
Таким образом, наличествуют два носителя идеального как атрибута сознания – душа или ум человека и объективированные формы истории: язык, наука, искусство, религия, политика, юридический закон, мораль и т. п.
В современной отечественной
Мы принимаем позицию Э. В. Ильенкова, который относил к идеальному содержанию сознания математические истины, логические категории, нравственные императивы, идеи правосознания, т. е. то, что имеет объективное значение для любой психики, несмотря на ее индивидуальные желания. [1; c.101]
В таком виде идеальность сознания существует уже у Платона. Именно он пишет об идеях как об универсальных, общезначимых законах души, которые она обязана признавать. «Коллективно созидаемый людьми мир духовной культуры, - пишет Ильенков, - противостоит индивидуальной психике как некоторый очень особый и своеобразный мир – как «идеальный мир вообще», как идеализированный мир ».
Итак, свойство сознания – идеальность – объективно, самостоятельно, необходимо. Оно универсально, бестелесно, неуловимо для материальных способов обнаружения; к тому же это – абсолютная сила повелевать людьми и вещами, это бесспорная и несомненная реальность.
Всякая материальность имеет смысл, только будучи наполненной идеальностью человеческого сознания, проистекающей из объективности духа. Без этого идеально-объективного смысла нет языка, культуры, есть лишь «колебания голоса», как отметил еще средневековый философ Росцелин.
Идеальность – атрибут сознания, т. е. это последнее не существует без первой. Сознание только и начинается там и тогда, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути». Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных.[2;c.132]
Возникновение и развитие сознания. Материалистическая философия, начиная примерно с XVII в., для истолкования сущности сознания применяла принцип отражения. За четыре столетия содержание этого принципа претерпело серьезную эволюцию. И ныне это выражение понимается скорее метафорически, нежели в буквальном смысле. Но более удачного аналога взаимоотношений сознания с внешним материальным миром пока нет. «Отражение» сознанием объективной реальности понимается не как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь такой согласованности, человек просто не смог бы существовать.[2;c.144]
Идея отражения в объяснении сущности сознания хороша также и тем, что позволяет проследить предысторию сознания, показать его место на эволюционной лестнице. Ведь отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. Оно существует на всех структурных уровнях организации материи, начиная с самых элементарных. Ведь любые результаты внешних воздействий механические деформации, изменения длин волн или строения молекул можно рассматривать как «отражение», т. е. некий след воздействовавшего объекта.
С появлением более сложных материальных
объектов усложняется и свойство
отражения. С возникновением жизни
появляется такое свойство, как раздражимость,
т. е. способность избирательно реагировать
на внешние воздействия, причем только
на те, которые прямо включены в
обмен веществ живых
Психика высших животных, в свою очередь, представляет появление принципиально иной, более сложной формы отражения – сознания, воспроизводящего реальность обобщенно, в абстрактно-понятийной форме. Таким образом, возникновение сознания с эволюционных позиций выглядит не чудом, а вполне логичной ступенью на длинной эволюционной лестнице постепенно усложняющихся форм отражения в материальном мире.[4;c.19]
Функции и свойства сознания. Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.
Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:
- идеальность;
- интенциональность;
- креативность.
Об идеальности мы уже говорили. Второе – интенциональность – означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э. Гуссерлем, который понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т. е. буквально акт придания смысла предмету сознания. Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.
2. Структура сознания. Сознание и язык.
В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфера
В основе всех психических
процессов лежит память — способность
мозга запечатлевать, сохранять
и воспроизводить информацию.
Так же сознание обеспечивает человеку
возможность мыслить. Мышление – это активный
процесс познавательной деятельности
сознания. Мышление осуществляется в трех
основных формах: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это форма мысли, в которой отражаются
общие, существенные свойства, связи и
отношения действительности. Содержание
понятия лишено наглядности, в нем уровень
обобщения доведен до выделения существенного.[3;c.200]
Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.
Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля –это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания.
Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели.[3;c.100]
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать.
Посредством языка происходит
переход от восприятий и представлений
к понятиям, протекает процесс
оперирования понятиями. В речи человек
фиксирует свои мысли, чувства и
благодаря этому имеет