Материальное и идеальное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей контрольной работы: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа. Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и
качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык
3. Выяснить что такое бессознательное как феномен психики?
4.Объяснить соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.
1. Материальное и идеальное. Основные

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 2

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества
сознания и предпосылки его возникновения развития…………….. 3

2. Структура сознания. Сознание и язык …………………………….. 8

3. Покажите, что такое бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное…………………………………………………………… 11
Заключение. ……………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

контрольная лен.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся  нормы, специфичные у каждого  народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают  некоторые лингвисты: мышление детерминируется  главным образом своими связями  с действительностью, язык же может  лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что  он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию»  над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно  переливающиеся, изменчивые, индивидуально  неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с  помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь  нужна и поэзия, и музыка, и  весь арсенал символических средств.

 

 

3. Покажите, что такое бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.

Психоаналитическая философия  ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а  изнутри, с позиций выявления  внутренних детерминант развертывания  человеческой деятельности. Вынесение  внешнего мира за скобки психоаналитического  исследования осуществляется не посредством  принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической  значимости для человека. Специфика  психоаналитической философии состоит  в том, что во внимание принимается  психологическое значение внешнего мира.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный опыт свидетельствует о существовании таких психических процессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что  собственно деятельными в психическом  смысле признаются те психологические  процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психический  акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными.

Бессознательное характеризуется действительностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов  свидетельствует о наличии в  человеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению  бессознательных представлений  в сознание. Состояние, в котором  данные представления находятся  до их осознания, называется вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений — сопротивлением. Устранение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитических процедур, с помощью которых соответствующие  бессознательные представления  могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненное бессознательное.

Наряду с топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деление психики, которая  теперь понимается как состоящая  из трех слоев, или инстанций, — Оно, Я, Сверх- Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые психические образования, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх- Я– инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.[4;c.205]

Не менее сложными оказываются  и отношения между Я и Сверх- Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, а на другом — лик запретов, Сверх- Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины. 

Считалось, что в ходе эволюционного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться  к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения  их. В этой связи он выдвигает  представления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек  руководствуется в своей жизнедеятельности.

«Принцип удовольствия»  — внутренне присущая человеку программа  функционирования психических процессов, в соответствии с которой бессознательные  влечения автоматически направляются в русло получения максимального  удовольствия. «Принцип реальности»  — внешний корректив в протекании психических процессов, обусловленный  необходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориентиры  на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и  перегрузок, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные по отношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов.

«Принцип реальности»  заставляет человека считаться с  внешней необходимостью. Но бессознательные  влечения оказывают сопротивление  реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым  создается благодатная почва  для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишь некоторые представления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы.

В клинической практике постоянно  приходится сталкиваться с подобной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек  лишь формально справляется с  внутренними конфликтами. На самом  деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлетворяющей  реальности завершается, по выражению  Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические  заболевания — типичный пример такого «бегства в болезнь», свидетельствующий  о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.

Лучший выход из положения  — это мобилизация человеком  всех своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения возникающих  в жизни конфликтов. Такая мобилизация  собственных сил предполагает осознание  человеком своих бессознательных  влечений. Психоанализ и является тем средством, благодаря которому может быть оказана помощь нуждающимся  людям в переводе бессознательного в сознание.

                                                Заключение

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с  речью, функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконролировании поведения человека. Наше сознание имеет, по крайней мере, три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Оно в целом выступает как содержание жизненного мира человека. В сфере сознания образуется интеллектуальная часть мира.

 И психика, и сознание идеальны. То есть представляют собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение представленности внешнего мира в структурах головного мозга. При этом представляющие структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными от представляемой ими внешней реальности. Понятия «психика человека» и «сознание» отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая активность человеком осознается.

 Бессознательное – те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Оно образует низший уровень психики. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие сознание, сознательное), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Список литературы

  1. Крянев Ю.В., Моторин Л.Е. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие. 2011 год. 418 стр
  2. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. 2010 год. 233 стр. 
  3. Современный философский словарь. / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова, 2009.–608
  4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2010.-736 с.

 
 

 


Информация о работе Материальное и идеальное