Место и роль древнегреческой философии в мировой истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Главной задачей данной работы является определить место и роль, проблемы древнегреческой философии в мировой истории. Я применил теоретический анализ, изучение литературы, а также индуктивный и дедуктивные методы исследования данной проблемы. Выделил основные вопросы, при ответе на которые раскрывается вся проблематика данного вопроса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…………………….…4
1.Основная философская проблематика античности. Миф и логос…………...5
2.Понятие и цель античной философии…………………………………………7
3. Космоцентризм в понимании мира и человека……………………………….8
4.Проблема человека в древнегреческой философии…………………………10
5. Свобода человека……………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

место и роль древнегреческой философии в мировой истории.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

 

Московский университет МВД  России

Московский  областной филиал

 

Кафедра философских  и экономических дисциплин

 

 

 

 

Реферат

по философии

Тема: «место и роль древнегреческой философии в мировой истории».

 

 

 

 

Подготовил  курсант

11 взвода

Иляскин С.Ю.

 

 

Доцент

Хаврак А.П.

 

Руза 2013 г.

 

Содержание.

 

 

Введение…………………………………………………..…………………….…4

1.Основная философская проблематика античности. Миф и логос…………...5

2.Понятие и цель античной философии…………………………………………7

3. Космоцентризм в понимании мира и человека……………………………….8

4.Проблема человека в древнегреческой философии…………………………10

5. Свобода человека……………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………………...…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что европейская  и значительная часть современной  мировой цивилизации прямо или  косвенно являются продуктом древнегреческой  культуры, важнейшей частью которой  является философия. С учетом этого наше отношение к древнегреческой культуре не может быть беспристрастным и даже более того, требует большего внимания и заинтересованного отношения. Собственно говоря, эти мысли не являются оригинальными. Все или почти все европейские исследователи если не преувеличивали роль и значение Древней Греции в развитии современной цивилизации, то, по крайней мере, никогда эту роль не преуменьшали.

Напомним, что под Древней Грецией подразумевается цивилизация, которая в VII – VI вв . до н. э. включала в себя ряд рабовладельческих государств, расположенных на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии и западной береговой полосе Малой Азии и распространивших свои владения в период греческой колонизации (VIII – V вв. до н. э.) на Южную Италию и Восточную Сицилию, на юг Франции, северное побережье Африки, побережья Черного моря и черноморских проливов.

Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII–VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь  и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

При анализе греческой  философии в ней выделяют три  периода: первый – от Фалеса до Аристотеля; второй – греческую философию  в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию. Хронологически эти периоды охватывают свыше  тысячи лет, с конца VII в. до н. э. до VI в. текущего летоисчисления. Объектом нашего внимания будет только первый период. В свою очередь первый период целесообразно разделить на три этапа. Это необходимо для того, чтобы более четко обозначить развитие древнегреческой философии как по характеру исследуемых проблем, так и их решению. Первый этап первого периода – это в основном деятельность философов Милетской школы Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (название получила по наименованию ионийского города Милет); второй этап – это деятельность софистов, Сократа и сократиков и, наконец, третий включает в себя философские идеи Платона и Аристотеля.

Следует отметить, что о  деятельности первых древнегреческих  философов практически, за небольшим  исключением, достоверных сведений не сохранилось. Так, например, о философских  воззрениях философов Милетской  школы, а в значительной степени  и о философах второго этапа, известно, главным образом, из произведений последующих греческих и римских  мыслителей и в первую очередь  благодаря работам Платона и  Аристотеля. И если под итожить то древнегреческая философия  — философия , одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней  Греции  и Рима, а также тех земель и  народов, которые находились под  их культурным влиянием.

Античная философия - уникальное явление,  давшее импульс в развитии буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Все  поколения философов,  жизнь которых  практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации  и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты античной философии : духовное многообразие,  подвижность и свобода  позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

Главной задачей данной работы является определить место и роль, проблемы  древнегреческой философии  в мировой истории. Я применил теоретический анализ, изучение литературы, а также индуктивный и дедуктивные  методы исследования данной проблемы. Выделил основные вопросы, при ответе на которые раскрывается вся проблематика данного вопроса.

 

Основная философская  проблематика античности. Миф и логос.

Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой формации была мифология, то рабовладельческая  формация, возникшая на почве разделения умственного и физического труда, в идеологической области уже  не могла удовлетвориться мифами и должна была заменить их рациональными  построениями. Все эти категории  в скрытом виде, конечно, были и  в самой мифологии, но функционировали  они там в слитном и нерасчлененном виде. Рабовладельческое сознание, будучи уже мышлением, а не мифологической фантазией, должно было расчленить все  эти категории и потому быть в  конфликте с мифологией. Но конфликт этот, однако, не мог быть окончательным, поскольку родственные отношения  продолжали играть огромную роль и  в период внеродственных отношений. От семьи и рода некуда было деться, хотя рабовладельческий полис уже  не имел прежнего родственного авторитета, а был авторитетом только в  меру необходимости совместной жизни  рабовладельцев и рабов. Собственно говоря, рабовладельческое мышление было не столько критикой мифологии, сколько критикой ее антропоморфизма (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий). Если на очереди стояла выработка мыслительных категорий, то для чистого мышления авторитетом уже была, конечно, не мифология, но только собственная же, чисто мыслительная последовательность. Поэтому переход от общинно-родовой формации к рабовладельческой ознаменовался, во-первых, критикой антропоморфизма, а во-вторых, стремлением вместо мифологии создать мыслительную систему абстрактных категорий1.

Но абсолютного отрицания мифологии, повторяем, здесь не могло быть, ведь само же рабовладение, как мы сейчас установили, базировалось на вещественно-телесных интуициях. А такого рода интуиция, конечно, была на первом плане и в  период мифологии. Надо было только эти  вещественно-телесные интуиции выдвинуть  на первый план и отвергнуть всю  базировавшуюся на них общинно-родовую  картинность. А это и значило  критиковать антропоморфизм, оставаясь  на почве вещественно-телесного  мироощущения, и вместо него строить  систему абстрактных категорий. В современной науке это часто  обозначается как переход от мифа к логосу.

Понятие «Логос» было введёно  в греческую философию Гераклитом. Так как этот термин созвучен с  житейским обозначением «слова», сказанного человеком, он использовал его чтобы  подчеркнуть огромную разницу между  Логосом как законом бытия  и человеческими речами. Космический  логос (слово), говорит греческая  философия, «обращается» к людям, которые, даже «услышав», неспособны его понять. В свете космического Логоса мир  есть гармоничное целое. Однако обыденное  человеческое сознание считает свой частный произвол выше «общего» законопорядка. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос  остается равным себе. То есть картина  мира, описанная Гераклитом, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе. Учение Гераклита  о Логосе схоже с учением Лао-цзы  о дао.2И основы данного учения применимы и в современном мире.

Понятие и цель античной философии.

Традиция приписывает введение термина "философия" Пифагору. Структурно феномен философии представляет единство содержания, метода, цели.

Содержание: философия стремится  объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов  науки, отрасли которой объясняют  лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет  философии - бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться  только через уяснение первоначала  всех вещей.

Метод: философия стремится к  рациональному объяснению, полагая  при этом всеобщее за предмет. В философии  значим разум, логика, логос. Философия  должна идти дальше фактов и опыта, опираясь на разум. Рациональность на уровне логоса - отличие философии  от таких мировоззренческих форм как религия и искусство.

Цель философии - чистое созерцание истины. При этом созерцание истины как таковой не выходит из пределов логоса, не обращается к помощи мифопоэтических  образов. Аристотель, утверждая приоритет  философии в деле познания истины, говорил: все другие науки более  необходимы, но лучше нет ни одной.

Таким образом, рациональность есть принципиальное отличие (греческой) философии от других форм познания. Всеобщее как предмет  философии и рациональность как  принцип философского познания определили развитие и западной культуры в целом.

Однако, позднейшая интерпретация  философского мышления как непрерывного чувствования, эксплицирует элемент  чувственного как равноправный в  контексте философского познания. Действительно, вопрос: "Почему есть бытие, а не ничто? ", задаваемый по сути философского дела, вопрос, которого не снимает и  существование современной науки, выявляет удивление (чувство, напряженность чувства, пафос) как конституирующее основание философского познания. Основание данного вопроса именно в онтологической, по отношению к бытию философии, природе удивления. Как писали Платон и Аристотель: "Начало философствования в удивлении".

Космоцентризм в  понимании мира и человека.

 Античная философия  космоцентрична: ее горизонты всегда  охватывают весь Космос, в том  числе и мир человека, т.е. в  античной философии формируется  особый подход в постижении  природы и человека (мировоззренческая  установка). Суть заключается в  том, что исходной отправной  точкой в разработке философских  проблем было определение понимания  космоса природы как единого  соразмерного целого обладающего  некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития  космоса как источник развития. Понимание космоса находится  в центре понимания мира. Это  означает, что именно античные  философы выработали самые универсальные  категории. Современный же философ,  как правило, занимается разработкой  «узких» проблем, например проблемы  времени, избегая рассуждений  о Космосе в целом. Аристотель  понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа  не может двигаться. Душа есть  причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность  одушевленных тел. Душа есть  суть бытия и форма естественного  тела, которое в самом себе  имеет начало движения и покоя.

Античная философия исходит  из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие  от средневековой философии не теоцентрична ( философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшегобытия источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.), т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.

 Античная философия  многого достигла на понятийном  уровне – концепция идей Платона,  понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона)  у стоиков. Однако она почти  не знает законов. Логика античности  – это преимущественно логика  общих имен, понятий.

 Обращает на себя  внимание поразительное умение  античных философов находить  ответы на кардинальные вопросы  бытия. Античная философия по-настоящему  функциональна, она призвана помочь  людям в их жизни.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа  человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего  мира (гармония человека, мира, разум  человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и  космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между  человеком и космосом.

С этим связана такая характерная  черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат  знаний, Зло – результат не знаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью. Можно спорить о том, в какой степени им это удалось. И какое наследие они оставили своим потомкам в этом вопросе и пути его решения.

 Проблема человека  в древнегреческой философии.

V в. до н.э. — это  время расцвета древнегреческой  демократии. Античные города-государства  — полисы — переживают период  экономического, политического и  культурного подъема. Политическим  и культурным центром Древней  Греции становятся Афины.

Важнейшим понятием древнегреческой  жизни оказывается понятие “гражданин”. Гражданин полиса обладал всеми  правами свободного человека, должен был соблюдать законы и исполнять  общественные обязанности — нести  военную службу, участвовать в  выборных органах управления и т.д. Гражданином полиса мог стать  не каждый, а только свободный человек, родившийся в данном полисе или же тот, чьи предки родились в этом полисе, а затем покинули его.

Информация о работе Место и роль древнегреческой философии в мировой истории