Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:56, реферат
Главной задачей данной работы является определить место и роль, проблемы древнегреческой философии в мировой истории. Я применил теоретический анализ, изучение литературы, а также индуктивный и дедуктивные методы исследования данной проблемы. Выделил основные вопросы, при ответе на которые раскрывается вся проблематика данного вопроса.
Введение…………………………………………………..…………………….…4
1.Основная философская проблематика античности. Миф и логос…………...5
2.Понятие и цель античной философии…………………………………………7
3. Космоцентризм в понимании мира и человека……………………………….8
4.Проблема человека в древнегреческой философии…………………………10
5. Свобода человека……………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………...…16
В общественном сознании одной из главных стала проблема “гражданских добродетелей”. Мыслители того времени пытались понять какими качествами должен обладать гражданин полиса, какие моральные ценности должен он исповедовать.
С расцветом демократического
полисного устройства возникла насущная
потребность в образованных людях,
способных управлять
Появляется и немало ученых,
которые стали за отдельную плату
обучать граждан
Преподавателей философии называли софистами, т.е. знатоками, мудрецами, мастерами слова. Уже в те времена само слова “софист” приобрело несколько оскорбительное звучание. Позднее Аристотель называл софистику “мнимой мудростью”, а самих софистов “мнимыми мудрецами”, ищущими корысти, ибо по его мнению софисты не искали истины и не учили ей, а лишь стремились преподаванием философии обеспечить свое существование. И в наше время, нередко софистом называют того, у кого за красиво и умно построенной фразой не таится какого-то глубокого смысла.
Однако сегодня мы видим, что софисты имели немалое значения для развития философской мысли. Период их деятельности стал этапом перехода от философии “физиса” (натурфилософии) к созданию классической древнегреческой философии, выраженной Сократом, Платоном и Аристотелем.
Софисты вели странствующий образ жизни, переходя из полиса в полис, и останавливаясь там, где требовались их услуги в качестве преподавателей. Наиболее известными софистами в V в. до н.э. были Протагор и Горгий — современники Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита.
Софистов практически
не интересовала философия природы.
Главная их заслуга в том, что
они поставили в центр
Значение софистов в развитии мировоззрения древних греков заключалось еще и в том, что, пропагандируя идею относительности всего, они как бы раскрепощали сознание эллинов, призывали отказаться от бытующего догматического мышления и подвергнуть сомнению вроде бы вечные, непреходящие истины. Существовавшие в те времена научные достижения, моральные установки, принципы общежития в понимании софистов не считались единственно верными, ибо только человек может знать, что есть добро и зло, однако человеку свойственно ошибаться. И в этом смысле софисты как бы расчистили поле деятельности для философов следующих времен.
Значение софистов в развитии мировоззрения древних греков заключалось еще и в том, что, пропагандируя идею относительности всего, они как бы раскрепощали сознание эллинов, призывали отказаться от бытующего догматического мышления и подвергнуть сомнению вроде бы вечные, непреходящие истины. Существовавшие в те времена научные достижения, моральные установки, принципы общежития в понимании софистов не считались единственно верными, ибо только человек может знать, что есть добро и зло, однако человеку свойственно ошибаться. И в этом смысле софисты как бы расчистили поле деятельности для философов следующих времен и осмысления данной проблемы для современности. Ведь нынешние представления основываются на учениях тех далеких лет.
Свобода человека.
Если мы обратимся к
античности, то увидим, что данный вопрос
связан напрямую с вопросом о счастье
человека, о благе человека, о
добре и зле. И античность дает
нам несколько вариантов
В отличие от Демокрита, Аристотель говорит не о свободе в деятельности человека в этом мире, а о свободе воли, или свободе выбора добра и зла. И здесь, утверждает Аристотель, все зависит только от человека. Только от человека зависит выбор того или иного действия, свершения того или иного поступка, следовательно, только от человека зависит, будет он добродетельным или порочным.
Первая попытка пробить
брешь в естественной, природной
необходимости и предоставить человеку
возможность быть свободным принадлежит
Эпикуру. Развивая учение Демокрита, он
отвергает жесточайшую
Несколько в иной плоскости проблема свободы рассматривается в философии стоиков. Стоики утверждают опять же идею строжайшей необходимости, по которой все происходит в этом мире или о судьбе, как причинной цепи всего сущего или же разуме, сообразно с которым движется мир. Судьба определяет возникновение, существование и исчезновение всего. Таким образом, мы имеем дело с провидением, роком, фатумом и т. п. Как разрешить противоречие между роком и свободой?
Разрешая это противоречие,
стоики говорят о различии видов
(причин) движения. Неорганическое тело,
например, может получить импульс
к движению только от другого движущегося
тела. Животное имеет уже как бы
внутреннюю свою собственную причину
движения и это психика. Человек
в качестве такой причины имеет,
говорят они, логическое мышление, разум.
Но человек обладает и психикой (волей),
следовательно, для человека побудительной
причиной к действию будет разумная
воля. В силу этого человек всегда
в состоянии что-то отклонить
или принять. Свобода как действие,
изъятое из мировой необходимости
и противостоящее ей, для стоиков
не возможна. Но свобода становится
возможной как действие по собственной
склонности, из собственного побуждения.
Такая свобода, по мнению стоиков, наиболее
полным образом доступна только мудрецу.
Мудрец, говорят стоики, свободен как
само божество, ибо для мудреца
свобода и необходимость
В итоге весьма краткого и несколько схематичного рассмотрения проблемы свободы в античности мы можем сказать, что возможность свободы весьма тесно увязывается здесь с познанием, знанием, с разумом и его развитием. Свобода как нечто абсолютное вне необходимости, как нечто противопоставленное необходимости здесь не рассматривается, она просто немыслима в качестве таковой. В современном мире так же достаточно часто встречается вопрос свободы человека, и многие представления о свободе как таковой основаны на учениях древнегреческой философии. Она как базис послужила началом новых открытий и явлений.
Заключение.
Подводя итог рассмотренной
проблемы роли древнегреческой философии
и роли ее в современном мире,
следует отметить: философия данного
времени выдвинула ряд
Вывод: данные проблемы были раскрыты во времена древнегреческой философии и они до сих пор не потеряли своей актуальности. Человек каждый день пытается ответить для себя на данные вопросы и древние мыслители помогают нам в этом.
Список использованной литературы.
1.Хаврак А.П. Философия: Учебно-методическое пособие./ Под ред. В.Ю. Попкова. – М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2003.-464 с.
2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - 3-е изд., с испр. и доп. - М.:
Дашков и К, 2009. — 664 с.
3. Волкова А.Н., Горнев В.С., Данильченко Р.Н. и др. История
философии. - М.: Приор, 1997. — 464 с.
4. Гриненко Г.В. История философии. - М.: 2004. — 688 с.
5. Канке В.А. Философия.
Исторический и
Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. - 344 с.
1 См. с. 189. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики — М., 1982.
2
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Место и роль древнегреческой философии в мировой истории