Место и роль философии в системе духовной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Ф. – есть явление дух-ной жизни общ-ва и его дух-ной культуры. Дух культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Дух-ная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном дух-ном общении м/д людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления (строгологического), хотя в ней проявляются чувства и интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиии и чувств, чем в науке.

Файлы: 1 файл

Место и роль философии в системе духовной культуры.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

Место и роль философии в системе духовной культуры.

 

Ф. – есть явление дух-ной жизни общ-ва и его дух-ной культуры. Дух культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Дух-ная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном дух-ном общении м/д людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления (строгологического), хотя в ней проявляются чувства и интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиии и чувств, чем в науке. Нередко – это проявление человеческой души которой трудно выразить логически и вообще в словах. (в музыке, живописи, скульптуре). Проявлением духовной культуры выступает и мораль, как система нравственных чувств и убеждений, ,моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, справедливости, долге, совести, чести, смысле жизни. Все это прояв-ние дух-ной культ-ры людей и их духовностию, включая религиозную духовностьи религиозную культуру. Ф. – же занимает особое место в системе дух-ной кул-ры. Она воспроизводит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное фил-кое мировоззрение:

а) в немалой степени направляет поиск ученого

б) лежит в основе творческой ориентации художника

в) воздейтсвует на формирование моральн ценностей больших масс людей.

Формируя у людей определенное миропонимание, фил-я направляет их дух-ю деятельность и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, исскуства, морали, религии, всех видов дух-ного общ-ния м/д людбми.

Роль философии в развитии дух-ной культуры – основополагающая. По словам немец ФИО-фа Гегеля, фил-я – это эпоха схваченная в мысли. Вся эпоха эпоха». Другими словами фил-я отражает в себе всю эпоху и влияет на ее дух-ное содержание. Само слово философия означает»любовь к мудрости». Фил-ы как на Востоке так и на западе не редко выступали в роли мудрецов. «Быть философом – хначит быть мудрым», - говорил древнегреческий философ и математик Пифагор.  Человеческая мудрость это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соот-е решение на основе знаний, опыта и интуиции. Ф касается всех сторон дух-ной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеч дух-ть во всех ее проявлениях этим определяется ее роль в дух развитии человека и в его дух-ной культуре.

 

Возникновение философии и ее культурно-исторические предпосылки.

 

Ф как более высокий уровень мировоззрения, а именно как выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индии, Китае, Греции и тд). На рубеже 7-6 века до н э.  Основ ее культурно-историч предпосылкой явилось общное разделение труда и непосред отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, кот-й мог заним специально проблемами дух-ной культуры, в том числе религией, искусством, наукой, фил-ей. Другой вадной предпосылкой развития и появления философии был достаточно высокий уровень развития рационального логического мышления. Основной формой первобытного мышления был Миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслами и верой. С разложением первобытно-общинного строя  и появлением рабовладельческого, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное логическое мышление.  Это достигло своих вершин в математике Пифагора, в философии Фалеса, Гераклита и др греч фил-ф. они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали и религии. Их размышления сначала чисто умозрительные все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям, направлениям и школам. Нечто подобное происмходило и в др странах, в том числе странах др Востока. В дальнейшем фил-я развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отнощений, всей человеческой культуры.

 

Функции философии.

На значение фил-ии лучше всего указывают ее функции. Основные из них:

  1. мировоззренческая, суть ее в том что фил-я выступает как система взглядов на мир, общ-во и чел-ка. Формируя мировоззрение людей, фил-я помогает нам ориентироваться в сложном дух-ном и природном мире. В зависимости от того научной или не научной чвляется философия определяется и хар-р мировоззрения (научное или ненаучное).
  2. познавательная функция. Ф решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания – то как он совер-я, а также решает вопрос о границах познания.
  3. методологическая. Она заключ в том, что фил-я выступает в качестве метода познания мира, общ-ва и чел-ка. В качестве такого метода выступает например диалектика, как учение о развитии мира и его познания.  Методологическая и познавательная функции органически взаимосвязаны.
  4. прогностическая. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон фил-я помогает выявить источники и направления развития тех или иных яв-ний природы и общ-ва. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать.
  5. функция логотерапия – лечение смыслом. Задача фил-ии усматривается в том, чтобы помочь человеку справиться с теми страданиями, кот-е вызваны его непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общ-ва. Из-за тех или иных соц причин у отдельных людей наступает дух-ный кризис и человек мучается вопросом о том имеет ли смысл его дальнейшая жизнь. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или др, кот-и должен руковод-я человек, чтобы выйти из духовного кризиса и утвердить себя в общ-ве. В этом ему должна помочь фил-ия.

 

Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия и тд.

Выступая как общий взгляд на мир философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Их много, вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные:

  1. сущ-ет ли окружающий нас мир вечно или он кем-то создан?
  2. сущ-ет ли бог как всевышний и как творец мира?
  3. имеются ли в самом мире причинная и закономерная связь или все идет от бога?
  4. можем ли мы познать мир?
  5. есть ли границы научного познания мира и каковы они, т. е. где они кончаются, на каких вопросах?
  6. сущ-т ли иные, кроме научного способы и формы познания? Например насколько верно говорить о художественном и религиозном познании мира и человека.
  7. что представляет собой человеческое мышление? Как оно соотносится с действительностью и с Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются предмета фил-ии. Ф выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление. Система взглядов на мир, на связи и отн-я между различными явлениями наз онтологией. Онтология – это философское учение о бытии. В том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем. Система взглядов на познание мира получила название гносеологией. Система взглядов на мышление, его формы и законы наз логикой. Онтология, гносеология, логика – три осн элемента структуры философского знания, три осн раздела фил-ии. Можно указать на научную философию, формирующую свои выводы на основе науч данных, художеств фил-ю, когда то или иное фил-ое видение мира выражается средствами лит-ры и искусства; религиозную философию, дающую фил-е толкование религиозных проблем.

 

Философия и мировоззрение

 

Ф в переводе с греческого любовь,мудрость,первый употр Пифагор,возникла в 6-7в до н.э. в Индии,Китае,Др.Греции

Первоначально вкл. в себя  весь комплекс знаний о мире,в последствии в рез-те накопления и его расдел от ед. науки отделились:мат,физика,и филос выдел. Как особая наука,признание кот постановка мировозр. Проблемы и поиск ответов на них.

Мир можно опред.,как систему взглядов на опр. Мир в целом и на самого себя и основан. на этих взглядах позицию по отношению к миру.Всякая ф. явл. Мировоззрением,но понятие мировоззрение шире понят. Ф.,тк оно вкл в себя мифол., религ. И др. формы мира!

М. предст собой единство эмоций и интеллект. Компанентов,по хар-he форм выдел 2 уровня мира:

1)жизненнопрактич.-стихийно,под  влиянием традиций,эмоций перед. из поколения в поколение.Этот  мир попадет в свое обобщение  в мифологии и религии.

2)рацион0теор. Создан сознательно.Основан на  знании,логике,опир на четкие  понятия и категории.

К этому уровню пренадл. Ф.,это теория оформления рацион. мира

Процесс становления Ф. это длит процесс, кот был связан прежде всего с возникновением приход. на смену  первобыт. общества. Этот процесс хар-ся появлением разделения труда, товарно-денеж. отношением, разложение первобытнообщинного строя,возн. гос-в правовых норм регул-их общ-ую жизнь,постепенное накопл. науч знаний, кот  все больше исп в практике, в жизни людей и способств. формир. их мира.

Истоки филос. мира.

истоки первобытности формир. Мировоззрения явл мифология.Она была первой попыткой ответить на вопрос о происх. вселенной, небес. тел, природ. стихий.

Мифология объед. в себе элементы практич. религии верования. Для него характерно:1. перенесение человеческих черт на опр. мир,одушивление,очеловечивание космоса.2. отсут четкого разграничения между отр. предм. и самим предм 3. эмоцион.-образная форма познания мира.4. религиозное мировоззрение дает ответ на мировоззренческие вопросы,на авторит. сверхестественнонное тк главное признание веры явл эмоцион. вера и общение с ним…..

Ф. в опр. смысле заимствует вопросы у мира и религии,но в отл. от них вынесена на 1й план интеллект. аспекта мира,основан. на знании разума.

 

7. Материализм  и идеализм как направления  философии.

В решении фил-их проблем касающихся развития мира и его познания преобладают материальный и идеалистический подходы. Материа-зм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в фил-ии. Они различаются потому, как они решают вопрос об отношении бытия, материи и природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Это значит, что материя (бытие, природа) лежат в основе всех вещей и явлений, в том числе и сознания. Сознание вторично, т. е. производно от материи; от человеческого бытия. Идеализм напротив за первичное принимает сознание, мышление, дух. Тем самым признается что они лежат в основе всего существующего. Сознание рассматривается как творец мира., всех его вещей и явлений. При этом объективный идеализм указывает на сверхчеловеческое сознание – божест сознание, мировой дух, «мир идей» Платона и др. Объективное – значит независимое от человеческого сознания. Субъектив же идеализм указывает на сознание самого человека. При этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Юм Беркли) или что сознание человека первично по отношению к общ-ву и его культуре (Фейербах). Материализм и идеализм – это не только разные мировоззрения, но и различные способы мышления. Того и другого способа могут придерживаться физик, биолог, экономист, политолог и др.

 

8.Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

Философ вопрос отражает  познаваем мира и различные процессы (физические и биологич). Научные философы всегда отвеч на этот вопрос полож. Открывается сущ-ть многих явлений и законы их развития, кот затем используются в интер людей. Но сущ-ет и др подход, согласно кот чел-ская возможность познания либо ограничена, либо = 0. Нем фил 18 в. Иммануил Кант: «чел-к в состоянии познать лишь окруж его мир явлений» Т.е. познают в ходе своих опытов. На мир явлений лишь внешняя сторона действительна. Сущность явлен, т.е. их внутр сторона по Канту впринципе непознаваема. Она – некая «вещь в себе». И она никогда не откроет, т.е.не станет вещью для нас. Мы можем придержив лишь опред веры. Кант писал: «мне пришлось ограничить знания, чтобы освобод место вере» Этот его подход – агностицизм. Это учение о непознаваемости мира. Вопросы о познаваем мира мучает людей до сих пор. Он звучит приблез так: Опираться ли людям в своей деятельности на науку или на веру?

 

9. Диалектика  и метафизика как методы познания

Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов.  время возник понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М

 

10.Человек и космос в античной философии. Проблема первоначала.

1-им из  гл. черт античной Греческой фил  было стремление понять проблему  бытия, космоса, мира в целом. Космологизм  – хар-ная черта греч философии. Чел-к рассматрив в его отношении  к космосу, как эелемент космоса. Космос как бесконечная и упорядочная  природа, при этом рассуждение  о космосе носит чисто умозрител  хар-ер. Т.е. не были основаны на  научных данных. Гр мыслители  искали материал начало мира  или космоса- его первоначало (праматерию). Фалес считал такой праматерией  воду, Гераклит – огонь и т.д. назва 4-е стихии:вода, земля, воздух, огонь. Из сочетания кот якобы  состоят все тела. Материалистический  подход – обращение к данным стихиям, оно ориентирует на сознание реальной действительности – природы, космоса, вселенной.

 

11.Элементы  диалектики в учениях Гераклита, Зенона Элейского, Платона, Аристотеля.

Для античных фил хар-ны зачатки диалектики в объяснении развития мира его познания и чел-кого мышления. Так Гераклит указыв на развитие всего сущного от ? до космоса. «все течет все изменяется» «в одну реку нельзя войти дважды» Гераклий считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия + внеш противоречия м/у ними. «все происходит через борьбу и по необходимости» Зенон Элейский пыт осмыслить противореч хар-ер движения, прежде всего движенья и покоя он указывал на прерывность движен, ноне смог объяснить его, как единство непрерывного и непрерывного. Проблемы диалектики разраб Платон, кот писал свои труды в форме диалога, споров, дискуссии. В споре истина. Он рассматривал развитие  самого мыщления, а также противоречий взаимодейст мира вещей и мира идей. Он развил многие идеи Сократа, кот. впервые ввел в фил понятие диалектика. Аристотель развил диал дальше. Это прояв в его учении о материи, форме, причинах и движении. Он считал, что возникнов вещей и их совершенство зависит от форм, кот по своей сущ-ти активно. Материя пассивна. Форма входит в материю организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определ ее развитие. Форма вещей определ многообразие мира.

 

12.Философия  Сократа.

Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии на человека. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. СОКРАТ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры