Место и роль философии в системе духовной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Ф. – есть явление дух-ной жизни общ-ва и его дух-ной культуры. Дух культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Дух-ная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном дух-ном общении м/д людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления (строгологического), хотя в ней проявляются чувства и интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиии и чувств, чем в науке.

Файлы: 1 файл

Место и роль философии в системе духовной культуры.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

 

13.Учение  Платона «об идеях» и трансцендентном  мире.

Платон рассматр бытие как существование бестелесн идей т.е. реалистических. Платон учил о сущ-ние 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красота, истина) и мира «вещей» (слабое отражение мира идей, т.е. общих понятий). Подлинное бытие по Платону мир идей. Он вечен, неизменен, абсолютен. Чел-ка же окружает мир вещей и сам чел-к постоянно изменяется. Никогда не равен себе и наход в вечном процессе становления. Как утвер Платон бесссмертн душа чел-ка связывается с миром идей, как с миром сущности, кот он постигает своим умом. Тем самым благодаря душе чел-ка ощущает его переход в духовное измерение, т.е. к подлинному существованию. Учение Платона развил его ученик Платин (205 – 270 гг. н.э.), кот утверж, что идеи Платона – идеи блага, истины, добра, справед, можно объединить понятием Единое. Единое сущ-ет в потустороннем мире. Обычный мир существует, но всегда, по Платону,  неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир — мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея», кот в обыденном языке обозначало внешний вид, образ, форму, качество

Мир идей представляет собой царство благих сущностей. Поэтому высшей идеей у Платона выступает идея Блага, как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея Блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире Солнцем, в идеальном мире — идеей Блага. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Главным для Платона является мир идей, увенчанный идеей 
Блага, который был первичным даже по отношению к богам,созерцающим чистые сущности. Платон показал, что в человеке, помимо его способностей воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого мира, существует и действует некоторая сила какой-то другой природы, благодаря которой осуществляется переход в духовное измерение. Бессмертная душа человека связывает его с трансцендентным, т. е. сверхчувственным миром идей: «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа» Уч платона об «идеях»подверг критике его учен Аристотель(384-322до н.э.) говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». Арист. видел  осн ошибку Платона в том, что он преписал идеям самостоят сущ-ние отделив их от окруж чел-ком мира. Аоистот вывин тезис, что нет идеи сущ-ти вне чувствено воспринимаемо вещь, если бы не было единого (вещи) не было бы и общего (идеи). Он ставил задачу мысли в связи с жизнью.

 

14.Античный атомизм (А). Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой А  была потребность дать матер. объяснение наблюд св-в вещей - их множ-ва, движения и изменения. После Зенона, доказавш будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустраним противореч и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множ-ва, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Труды Д. охватыв вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты, образующ своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд, по кот ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидет-ва ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии - горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действит-ти сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. Д. говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего. Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Он отрицает наличие целесообразности в природе. А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются  “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проник в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, и это позн. также м.б. достоверным. Этические воззрения Д - разумное наслаждение жизнью сос т в светлом и спок. состоянии души, обусловлен согласием с прир., исполнен долга, мерой во всем... Эпикур (341-270дэ)  Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - созд этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теории познания. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможн для чел. свободы. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная безмятежность, кот. и есть счастье фил. Лукреци Кар – рим фил – в 17-18 вв н.э.

 

 

 

15.Учение  Аристотеля о материи, форме, причинах  и движении

Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. (По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с  миром  реальным.)  Если вещи  действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи,  будучи чем-то единичным,  как единична и сама вещь, в то же  время  является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи  обязательно  существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз  по-разному;  но  это значит,    что   общность   вещи  охватывает  все  её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть  организм  вещи  в  отличие  от механизма вещи,  когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи,  когда имеется одна или  несколько  таких частей,  в которых целостность  присутствует субстанционально. Четырехпринципная структура всякой вещи, как  организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней  самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и  возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя,  а материя вещи не есть её эйдос. Материя   есть  только  возможность  осуществления эйдоса

 

16.Платон об «идеальном государстве».

Платон не только рассуждал об истинной добродетели, но и пытался воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве, по мысли Платона, строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума. Обосновывая свой проект идеального государства, Платон сознанием дела подверг критике существовавшие формы государственной власти. Если концепция идеального государства в целом была утопией, то критика реальных форм государственной власти сохраняет свое значение и в настоящее время. Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе, Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей. Однако ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всему остальному искажает этот строй и создает все предпосылки для перехода к тирании, так как, провидчески замечает Платон, чрезмерная свобода и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство>

 

17. Основные  философско-этические концепции  античности.

Первый период АФ – эллинисткий: космологизм, стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; онтологизм, центральная филос. Проблема – проблема бытия; теоретико-познавательный и жизненный оптимизм. Второй период – эллинистическо-римский: ранний эллинизм: индивидуализм, обусловленный освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса; предмет филос. Исследования – субъективный мир личности. Поздний эллинизм: возврат к идеям классики (о бытие), но со знанием субъктивного мира личности; частичный отход от рационализма и обращение к мистицизму. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествовать разраб. теории познания. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть  крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными восприятиями. Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой философии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств. Именно такому преобразованию подвергся атомистический материализм у Эпикура. Философию Эпикур понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. По Эпикуру, человек даже вовсе не испытывал бы потребности в изучении природы, если бы его не страшили смерть и небесные явления. (см. Сократ в 10)

 

 

 

немецкая классическая философия

 

27,28 Кант  как родоначальник немецкой классической  философии. Теория познания и  этики Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета , писал свои труды и умер в 1804.  Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал. Фил развитие К. делится на 2 периода. В так наз-ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В этот. период пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным). В 1770 состоялся переход К. к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода К. доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К. к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по К., тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка. В разуме, по К., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о боге, как безусловно необходимом существе. К. считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако, противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.

Информация о работе Место и роль философии в системе духовной культуры