Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:22, реферат
При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности.
Введение 3
Глава 1. Специфика русской философии 5
Глава 2. Виды Русской философии 11
2.1. Религиозно-идеалистическая философия 11
2.2. Философия свободы и творчества Н. Бердяева 14
2.3. Русский космизм 16
Заключение 22
Список литературы 24
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Специфика русской философии 5
Глава 2. Виды Русской философии 11
2.1. Религиозно-идеалистическая философия
11
2.2. Философия свободы и творчества Н. Бердяева
14
2.3. Русский космизм 16
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости.
При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности.
Первые достоверные свидетельства
об этом относятся примерно к Х– ХI в. в.;
т. е. к тому времени, когда на территории
нашей страны сложились достаточно развитые
общественные отношения и возникло государство,
а культура и образованность достигли
относительного высокого уровня. Но русская
философия превратилась в самостоятельную
науку и утвердила свой собственный предмет
и проблематику лишь в начале XVII века,
когда философия окончательно обособилась
от религии. В русской философии влияние
православия оказывает решающую роль.
Она глубинным образом связана с ним как
корневым основанием русской культуры.
Только благодаря ему, мы можем придать
нашему миросозерцанию окончательную
завершенность и раскрыть сокровеннейший
смысл вселенского существования. Философия,
принимающая во внимание этот опыт, неизбежно
становится религиозной.
История русской философии – одна из важнейших
составных частей нашей культуры. «Основные
проблемы» мировой философии, - писал Б.
П. Выщеславцев, - являются, конечно, и проблемами
русской философии… Но существует русский
подход к мировым философским проблемам,
русский способ их переживания и обсуждения.
Разные нации замечают и ценят различные
мысли и чувства в том богатстве содержания,
которое даётся каждым великим философом».
Русскую философскую мысль
можно назвать этикой жизни. Для нее характерно,
прежде всего, осознание самоценности
жизни, нравственное освящение жизни как
фундаментальной ценности, причем жизни,
наполненной духовным смыслом. Этот духовный
смысл жизни по-разному трактовался в
различных философских концепциях. Религиозная
философия исходила из мифологем православия,
отстаивая идеи воскресения человека
после Страшного суда и бессмертия души
человека. Освящение духовного смысла
жизни было связано с пониманием смерти
как врат к новой жизни. Идея воскресения
предполагала не только то, что подлинная
жизнь христианина впереди, в будущем
веке, в загробном мире − мире радости
и блаженства, но и религиозное освящение
мирской жизни, потому что новая жизнь,
начинающаяся после Воскресения, не может
не быть продолжением земной жизни.
1 Специфика русской философии
Русская философия представляет собой оригинальное образование мировой философской мысли. Возникнув в Киевской Руси в процессе её христианизации, она развивалась в контексте русской культуры, отражая её историческое своеобразие. Такая взаимосвязь позволяет выделить основные исторические формы русской философии, возникшие и существовавшие внутри крупных т относительно самостоятельных эпох развития русской культуры с XI по XIX век включительно.
Первой крупной эпохой является период XI – XVII веков, типологически соответствующий эпохе средневековья в западноевропейской культуре. Он делится на древнерусский (культура Киевской, или домонгольской, Руси) и средневеково – русский (культура государства Московского).
С момента крещения в 988 году процесс христианизации тесно связал Древнюю Русь с Византией; древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии. Правда, особенностью русской мысли и русской образованности являлось то, что она использовала свой собственный письменный язык (созданный в IX веке византийцами Кириллом и Мефодием) и в большей степени являлась практической. Главным итогом развития древнерусской философской мысли оказалась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианскими, представлений о мире как творении бога, о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души. Это обеспечило возможность восприятия в период перехода от культуры древнерусской к русской средневековой новых тенденций. В XIV веке сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм (от греческого «исихия» - безмолвие) – религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной («умной») молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека.
Второй крупной эпохой в историческом становлении русской культуры является период с конца XVII по первую четверть XIX века. Она открывается реформаторской деятельностью Петра I, нацеленной на европеизацию России. Московское государство становится Российской империей. Идеал православной «святой Руси» замещается идеалом сильного светского государства, что нашло свой отражение в отмене патриаршества в 1729 году и превращения церкви в государственный департамент. В западноевропейской культуре XVIII века это эпоха Просвещения, выразившая тенденцию восходящего, революционного буржуазного развития. Россия многое восприняла из культуры западноевропейского Просвещения. Но это влияние не могло компенсировать некоторую замедленность русского исторического процесса и, соответственно, изменить сущность русского XVIII века. В западноевропейской культурной типологии ему примерно соответствует эпоха Ренессанса. Соответственно русскую философию XVIII века можно рассматривать как форму русской ренессансной философии, ещё сохраняющую отпечаток формы средневековой, но уже содержащей потенциал той формы философии, которая была порождена западноевропейской культурной эпохи ранних буржуазных революций (XVI – XVII веков). С основанием в 1755 году московского университета начинается процесс секуляризации философии, её постепенного отхода как от средневеково-византийского, так и западноевропейского схолистического образцов. Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с именами М. В. Ломоносова, Г. К. Сковороды, М. М. Щербатова и А. Н. Радищева. Они в наибольшей степени выражают ренессансную природу русской культуры и философии XVIII века. Все они в той или иной мере осуществляли синтез античной (языческой) и христианской культур, опосредуя обращение к Древней Греции и Риму традицией истолкования античности западноевропейским Ренессансом и тяготевшей к классицизму культурой Просвещения.
Третья эпоха русской культуры берёт начало со второй четверти XIX века с восстания декабристов, в философском творчестве которых продолжилась секулярная тенденция XVIII века. Русская культура обретает свой национальный язык (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин). Рождается русская классическая литература, а вместе с ней и национальное русское самосознание, определяющее свою основную тему как тему специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории. В этом контексте и возникает третья историческая форма русской философии, отличающаяся, с одной стороны, наибольшей оригинальностью, а с другой стороны – более тесной соотнесённостью с западноевропейской философией XVII – XIX веков. Здесь мы обнаруживаем и собственно русский вариант философии просвещения, и позднеромантическую философскую тенденцию шеллингианства, и неолейбницианство, неокантианство, неогегельянство и позитивизм.
Проблемное поле русской философии XIX века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: «познания», с основной оппозицией «вера - знание»; «действия» с основной оппозицией «аполитизм - революционаризм»; «ценностей» (нравственности), с основной оппозицией «альтруизм - эгоизм». В каждой из сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый «идеал» или «тип». В сфере познания это идеал рациональности (духовности), задаваемый либо религией, либо наукой. В сфере действия – идеал социальности, представляемый либо монархией, либо демократией (в вариантах: либерализм, социализм, анархизм). В сфере ценностей – идеал человека, определяемый либо с помощью некоторых форм коллективности («государство», «народ», «община», «церковь»), либо посредством личностных атрибутов («разумность», «нравственное чувство», «природа человека»). Таким образом, русская философия предстаёт как многообразие философских доктрин, систем, школ и традиций, организованных вокруг двух «полюсов» - «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». И в этом – специфическая особенность русской философии XIX столетия. Однако, будучи органической частью мировой философии, она включает в себя её проблематику, выработанную в рамках основных течений новоевропейской философской мысли.
Другой основной чертой, ярко выступающей в русской философии XIX века, является её глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек? Для русской философии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как область субъективного – они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным бытиём; характерны акцентирование способности и предназначенности человека уподобляться Богу, включённость человека в Космос.
В развитии русской философской мысли особенно важную роль играли проблемы нравственности, а также проблема отношения русского мира к культуре Западной Европы. Поиски решений этих проблем проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40 - 60-х гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую - западники. Идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен.
Особенностям русской философии можно отнести гносеологический реализм. Человек видит мир проникающим в себя и себя входящим в мир. Человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в принципиальной познаваемости мира. Кроме интеллектуального, рационального, логического видов познания, огромная роль отводится непосредственному постижению реальности, интуиции, чувственному опыту.
Рассмотрение человеческого духа в социальной и исторической философии выступало здесь как религиозная этика коллективного человечества. В противоположность западному, русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «Мы» или «Мы-философию». Это находит своё объяснение прежде всего в простой религиозной уверенности, что спастись можно только вместе. Кроме того, «мы» является органическим целым, единством, в котором его части с ним связаны и им пронизаны, но при этом свобода и своеобразие «Я» не отрицается.
В философии ряда русских мыслителей (А. С. Хомяков и др.) нашло своё развитие понятие соборности. Идея сорности имела большое значение. Соборность означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Принцип соборности имеет значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и общественной жизни.
Можно отнести к чертам русской философии XIX – начала XX в. её несистематичность, систематическую недоработанность, некоторую недооценку рационалистических конструкций.
Нельзя не отметить религиозность русской философии. Ведь сама религия и теология были первой формой философствования, переполнены философскими размышлениями. Русские философии особо доверяли мистическому религиозному опыту, устанавливающему связь человека с Богом. Религиозный опыт, подчёркивал Н. О. Лосский, даёт наиболее важные данные для главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Ряд русских мыслителей – Вл. Соловьёв, С. Г. Булгаков, П. А. Флоренский и многие другие – посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения.
2 Виды Русской философии
2.1. Религиозно-идеалистическая философия
Одним из ведущих направлений в русской философии XIX - начала XX в. была религиозно – идеалистическая философия.
Наиболее ярким её представлением был Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист. Соловьёвым была заложена традиция русской философии Всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции.
Информация о работе Место и роль русской философии в мировой культуре