Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:22, реферат
При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности.
Введение 3
Глава 1. Специфика русской философии 5
Глава 2. Виды Русской философии 11
2.1. Религиозно-идеалистическая философия 11
2.2. Философия свободы и творчества Н. Бердяева 14
2.3. Русский космизм 16
Заключение 22
Список литературы 24
Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) – выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, один из выразителей русского космизма, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиогеологии и других научных направлений.
Своим учением о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский внёс огромный вклад в разработку современной научной картины мира. Биосфера. По В. И. Вернадскому, - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции. «Стоя на эмпирической почве, я… старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты… в связи с этим… я ввёл вместо понятия «жизнь» понятие живого вещества… «Живое вещество» есть совокупность живых организмов» (Вернадский). Живое вещество, по Вернадскому, вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нём распространено (космичность жизни).
В. И. Вернадский указывает на существование трёх различных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но и отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы, по В. И. Вернадскому, таковы: 1) распространение человека – одного биологического вида, обладающего разумом, - по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3) открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и т. д.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований; 4) массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом всё более широкие массы населения; 5) Взрыв научного творчества в XX в., обладающий геологическим масштабом своих последствий. Своеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, т. е. освобождение от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, - условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос. В. И. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой картины мира.
Характерно, что статья В. И. Вернадского «несколько слов о ноосфере» заканчивается так: «Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим». В трудах В. И. Вернадского анализировались многие проблемы методологии и философии науки. Особенностью научной мысли В. И. Вернадский считал её вселенскость; она охватывает всю биосферу, всё человечество и выступает как сила, создающая ноосферу. Отдавая приоритет науке, В. И. Вернадский вместе с тем подчёркивал, что она неотделима от философии и не может развиваться в её отсутствие. Научное познание, утверждал он, расширяется не путём только логических приёмов мышления; его источником служат также вненаучные сферы мышления, философия и религия. В. И. обосновывал идею плодотворности взаимодействия всех сфер человеческой культуры.
Заключение
Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.
Интерес к истории отечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века. Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков. Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместе с тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в «оглядке» на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.
Отечественная философия долгое время оставалась для нас «белым пятном», не признавалась и осуждалась как «белоэмигрантская». Долгое время в нашей стране официально признавалась только марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. И поэтому работы советских философов по сути дела утратили философскую преемственность, ибо как правило не касались целых пластов отечественной религиозной философской мысли. Были существенно ограничены и историко-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеем доступ к трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с их идеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, для восстановления преемственности философской традиции.
Можно надеяться, что в скором времени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философии современных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашу национальную культуру.
Дальнейшие исследования философского дореволюционного наследия, позволит прояснить и некоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствовать духовному возрождению современной России.
Подобно русской литературе XIX века, русская философия этого периода может считаться своеобразной классикой в национальной философской традиции. Именно в её рамках сложились и выявили себя магистральные направления, нашедшие своё продолжение уже в XX веке. Так, например, через Чаадаева и Соловьёва, Фёдорова и Достоевского пролегла дорога к философским поискам Н.А. Бердяева. Фундаментальные идеи славянофилов и Вл. Соловьёва развивали С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский. Наконец, ориентированные на неокантианство и феноменологию концепции Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г.Г. Шпета, И.А. Ильина, Б.А. Яковенко также имеют свои истоки в философии XIX века.
Русская философская мысль
развивалась в тесной связи и взаимодействии
с развитием философской мысли других
народов нашей страны.
Список литературы
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М.:
Проспект, 2000.
Введение в русскую философию./ Лазарев
В. В., Абрамов А. И., Авдеева Л. Р. и др. Учебное
пособие. - М., 2000.
Вернадский В. И. Живое вещество. - М., 2002.
Зеленов Л. А., Вдадимиров А. А. Основы философии.
М., 2000
Ильенков Э. И. Философия и культура.- М.,
2001.
Конович Л. Г., Медведева Г. И. «Философия
– учебник для высших и учебных заведений»,
Ростов – на – Дону; 2002.
Канке В. А. Основы философии. М., 2001
Кувакин В. А. Религиозная философия в
России. - М., 2003.
Введение в русскую философию./ Лазарев
В. В., Абрамов А. И., Авдеева Л. Р. и др. Учебное
пособие. - М., 2000.
Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время.
- М.: Прогресс, 2001.
Махлин В. Л. Михаил Бахтин: философия поступка.
М.: Знание, 2000.
Мир философии: В 2-х ч. М., 1991
Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах
и ответах», М., 2004.
Русский космизм. Антология философской
мысли. /Сост. С. Г.Семеновой, А. Г. Гачевой.
- М.: Педагогика-Пресс, 2003.
Современная философия: словарь и хрестоматия.
«Феникс», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Спиркин Г. А. Философия. М., 2003
Устрицын Н. Национальная проблема у первых
славянофилов, Русская мысль, 2000 г. с.76
Уткин А. И. Запад и Россия: история цивилизаций:-
Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. ст.
132
Флоренский П. А. У водоразделов мысли.
//Приложение к журналу Вопросы философии,
т.2. - М., 2001.
Философия: Учебник для ВУЗов – Ростов
н/д.: Феникс, 2002 г. с.202-203
Философия: Учебник для ВУЗов / под ред.
проф. В. Н.Лавриненко, проф. В. П.Ратникова
– М.: Культура, 2002 г. с.55
Философия / Под ред. В. П. Кохановского.
Ростов н/Д., 2001
Хайдеггер М. "Бытие и время". пер.
В. В. Бибихина. М. 1997.
Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1986 г. с.
109
Щербинин В. А. Лекции по философии. - М.,
2001.
Информация о работе Место и роль русской философии в мировой культуре