Место науки в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Методы исследований в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести естественнонаучные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны гуманитариев, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры.

Содержание работы

Введение
1. Место науки в системе культуры
2. Роль науки в формировании картины мира
3. Взаимосвязь науки и других систем культуры
3.1 Наука и искусство
3.2 Наука и религия
3.3 Наука и философия
3.4 Наука и технология
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 104.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 Введение

1. Место науки в системе культуры

2. Роль науки в формировании картины мира

3. Взаимосвязь науки и других систем культуры

3.1 Наука и искусство

3.2 Наука и религия

3.3 Наука и философия

3.4 Наука и технология

 Заключение

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наука является важнейшим  элементом духовной культуры людей. Наука - это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Традиционно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела - на естественно-научную, в которой объединяют знания об окружающей природе, и на гуманитарную (от лат. humanitas- человеческая природа), в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты.

Различия между естественнонаучными  и гуманитарными знаниями заключаются  в том, что естественнонаучные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает  человек-субъект), а гуманитарные имеют  отношение, прежде всего к самому субъекту. В природе действуют  объективные, стихийные и независимые  от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций.

Методы исследований в  естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести естественнонаучные методы целиком и полностью, без  учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки  не могли не встретить сопротивления  и критики со стороны гуманитариев, изучавших явления социальной жизни  и духовной культуры. Зачастую такое  сопротивление сопровождалось полным отрицанием естественнонаучных методов  познания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов.

Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических  специальностей представляется необходимым  как для применения естественнонаучных методов в своей деятельности гуманитариями, так и для того, чтобы иметь четкое представление  о научной картине мира, выработанное современным естествознанием.

 

 

 

 

 

 

 

1. Место науки в системе культуры

В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие  и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture.) означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова  культура - это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности - мифология, в cредневековье - религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки.

Наука - это сфера человеческой деятельности, представляющая собой  рациональный способ познания мира, в  которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.

Как многофункциональное  явление наука представляет собой:

1) отрасль культуры;

2) способ познания мира;

3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Существует определенная внутренняя структура и классификация  современных наук.

 

Фундаментальными считаются  естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические  и другие науки.

Задачей фундаментальных  наук является познание законов, управляющих  взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные  исследования определяют перспективы  развития науки.

Непосредственной целью  прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.

Результатами научных  исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых  имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio- понимание, система. Концепция, во-первых, - это система взглядов, то или  иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, - это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

 

2. Роль науки в формировании картины мира

Пользуясь метким выражением Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского определить культуру как ненаследственную память коллектива , то науку, безусловно, можно рассматривать как её часть, или, точнее - подсистему, обладающую некоторой автономией. Но, рассматривая науку в контексте культуры, мы не должны забывать, что, несмотря на свой почтенный возраст, во временных масштабов цивилизации наука возникла не так давно, а её заметное влияние на общество - это уже достижение последних полутора столетий. К тому же, не склонны ли мы преувеличивать значение науки для восприятия мира? (А. Ю. Гиляров)

Наука - это многогранное общественное явление, это система  знаний о мире. Всякое знание, в том  числе и научное, необходимо рассматривать  как отображение природы и  общественного бытия. Объектом научного познания могут быть все без исключения процессия природы и общественной жизни. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, мораль, правовая идеология, где отображаются только общественные отношения.

Отдельные эмпирические знания, возникающие из практики, могут существовать без науки и вне нее. Наука  дает знание не только об отдельных  сторонах предметов и внешних  связей между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Специфика  науки в том, что она является высшим общением практики, способным  охватить все явления действительности, дает истинное знание сущности явлений  и процессов, законов природы  и общества, в абстрактно - логической форме.

Наука, являясь компонентом  духовной жизни, воплощается и сфере  материальной. Она является областью как теоретической, так и практической деятельности.

Познавательную роль в  отношении явлений общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последнее отображает общее через индивидуальное, конкретное, а наука предоставляет его  в абстрактно - логической форме, через  понятия, категории.

Природу невозможно заставить  говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь  рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском. Но тем не менее науке удалось найти вопросы, на которые природа дает непротиворечивые ответы. И сколь бы отрывочно ни говорила природа в отведенных ей экспериментах рамках, высказавшись однажды, она не берет своих слов назад: природа некогда не лжет.

Наука зарождается лишь на определенном этапе зрелости человека, и ее состояние может служить  одним из основных показателей развития общества.

Предпосылки для возникновения  науки появляются еще в странах  Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной  цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему  Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. В прошлом, Шумеры создавшие письменность, считали, что будущие запечатлено тайными письменами в событиях, происходящих вокруг нас в настоящем. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Если для древних природа  была источником мудрости, то средневековая  природа говорила о боге, наука  перетерпливала период застоя и выполняла  в те времена объяснительную функцию.

С приходом техногенной цивилизации  открывается новая глава в  диалоге человека с природой. Наука  начинает бурно развиваться, все, набирая  темпы и становясь средством  и способом познания, переделки и  преобразования природы, то есть, наука  становится орудием производства.

Всю структуру науки можно  свести к трём компонентам: Эмпирические знания, добываемые через наблюдение и эксперимент. Теоретические знания, объясняющие факты, раскрывающие законы, сводящие их в единую систему. Мировоззренческие  философские основы и выводы, в  которых находит своё продолжение  и завершение теории. Чем выше степень  всеобщности, тем ближе данная теория к философии. Не удивительно, что  наиболее важные синтетические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером.

В итоге, наука дает человечеству возможность использовать силы природы, развивать материальное производство, изменять общественные отношения Она способствует формированию научного мировоззрения, расширяет кругозор человека, увольняя ее от предрассудков и ошибок.

 

 

3. Взаимосвязь науки и других систем культуры

Современная наука - это поистине рецепт жизни. Наука участвует в  той или иной степени во всех видах  творчества, обслуживает все виды материальной и духовной деятельности людей, плодами которой пользуются все члены общества

Однако развитие науки - это  важная, но не единственная ветвь культурного  прогресса. Другой, не менее важной, является развитие его гуманитарной ветви, эстетической культуры и его  ядра - искусства, в первую очередь.

 

3.1 Наука и искусство

Искусство - самая многоплановая  характеристика общества: здесь вся  его биография, его анамнез и  эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его социальной зрелости. Но искусство - не только портрет, но и  автопортрет данного общества. Искусство  сегодня - барометр, чутко реагирующий  на все изменения в политической, нравственной, духовной атмосфере общества.

Поскольку характер развития науки и искусства в каждую эпоху детерминируется в конечном итоге социальными факторами, отражающими  особенности этой эпохи, сциентистский  характер нынешнего столетия, несомненно, сказывается и на современном  искусстве, как и на всей эстетической культуре в целом.

Действительно, наука воздействует и на факторы, обусловливающие состояние  и развитие искусства, и определяющие самые различные его параметры. Наука воздействует и на самое  искусство, причем на самые различные  его компоненты, стороны, аспекты - на сам процесс художественного  творчества, на его субъекта - художника, на продукты этого творчества, влияя, таким образом, на его содержание и формы, направление, масштабы и  даже темпы развития, определяя, в  известной мере, его эффективность, его социальную значимость.

Преобразуя окружающий мир, оказывая многоплановое влияние  на самого человека, наука воздействует и на объект искусства. Наука, далее, вооружает художника новейшими и достовернейшим знаниями о мире, обществе, о себе самом, воздействуя на его духовный мир, определяя всю философию его жизни и творчества. Наука воздействует не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и направление его развития, на количественные и качественные характеристики, формы и средства тиражирования, распространения и восприятия, на эффективность воздействия художественных произведений, на способах их хранения и репродукции.

 

3.2 Наука и религия

Современные защитники религии  не хотят ссориться с наукой, они  боятся ее огромного, постоянно растущего  авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что преследования  ученых инквизицией были трагической  ошибкой, а сейчас церковь якобы  уважает науку и ученых. В истории человечества известно немало примеров, когда  теоретические понятия боролись с догмами веры. Конечно, находились благоразумные голоса, призывающие либо найти компромисс, либо ограничить влияние и действие каждой из сторон, но и поныне раздаются голоса в защиту либо науки, либо религии. Альтернативой защиты позиции науки или религии выступает точка зрения, согласно которой  конфликт между  наукой и религией есть условие развития науки, религии и культуры в целом. В нормальные периоды развития науки учёный может заниматься своими экспериментами, никак не соотнося свою деятельность с верой (или не верой) в Бога.

Конфликт между наукой и религией начинается по двум причинам:

1. Когда мы стараемся  совместить научные и религиозные представления.

2. Когда игнорируем тот  факт, что они только чуть более  2 500 лет назад стали представлять  собой разные уровни человеческого  бытия, а до этого долгое  время были синтезированы. Их  разделение может быть и как  следствие и как условие развития  человеческой способности познания  мира и себя.

Наука и религия есть две  различные формы познания мира, две  различные системы знания.  И  тогда борьба, спор, конфликт между  наукой и религией в действительности есть процесс их самоопределения. Но даже если выясниться, что они совершенно обособленны друг от друга, они не перестанут  быть различными путями развития культуры.

Религия нужна учёному  и в другом случае: ему важно  быть уверенным, что мир действительно  существует, что это не иллюзия, что  он упорядочен.

 

3.3 Наука и философия

Философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

Информация о работе Место науки в системе культуры