Место науки в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Методы исследований в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести естественнонаучные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны гуманитариев, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры.

Содержание работы

Введение
1. Место науки в системе культуры
2. Роль науки в формировании картины мира
3. Взаимосвязь науки и других систем культуры
3.1 Наука и искусство
3.2 Наука и религия
3.3 Наука и философия
3.4 Наука и технология
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 104.35 Кб (Скачать файл)

Непосредственной целью  науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Философия всегда в той  или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой  интерпретации ее результатов. Философию  объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности  своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с  тем прочно связывала философию  с наукой. Еще греческие мыслители  придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие  от менее научного, а порой и  просто легковесного мнения.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет, что такое бытие, какова его природа, соотношение  материального и духовного в  бытие. Взаимодействие науки и философии. Научно-философское мировоззрение  выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как  обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем  опосредованным, как это имеет  место в процессе зрения и является восприятием - первым, основным и исходным видом знания. Все остальные виды и типы знания, так или иначе, производны от восприятия".

 

3.4 Наука и технология

Науку XX века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в ХХ столетии не только привёл к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.

Общекультурное предназначение техники - освобождение человека от объятий  природы, обретение им свободы и  некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жёсткой природной  необходимости, человек на её место, в общем-то, незаметно для себя, поставил жёсткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных  побочных последствий технической  среды, таких как ухудшение состояния окружающей cреды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

Техника( автоматизирован) , заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщённостью людей. Достигая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, не уютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

Техника, обеспечивающая возможность  вмешательства в наследственную природу, создаёт угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.

 

 

 

 

Заключение

 

Наука как социальный институт стала одним из важнейших факторов социально-экономического потенциала, поэтому политика в области науки  превратилась в одну из ведущих сфер социального управления.  Если на конец XIX в наука выполняла вспомогательную роль по производству, то в условиях научно-технической революции она стала важнейшим компонентом, движущей силой развитие науки, как правило, опережает развитие техники и производства, формируется единая система \"наука - техника - производство\", в которой наука занимает ведущее место Для современной науки характерным является тесная взаимосвязь с техникой, все четче проявляется тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу общества, растет и углубляется ее роль во всех сферах общественного жизни.

Эволюция науки, начавшаяся совсем недавно, представляет нам уникальную возможность переоценки места, занимаемого  наукой в общественной культуре. Современное  естествознание зародилось в специфических  условиях, сложившихся в Европе в 17 веке. Мы живем в двадцать первом веке, накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком (И. Пригожин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.Грачев Г.Д. «Наука  и национальные культуры»

 

2.Григорьев В.М. «Наука  и техника в контексте культуры»

 

3.Косарева Л.М. « Социокультурный генезис науки нового времени»

 

4.Кун Т. «Структура научных революций»

 

5.Мамруч А. «Проблема социокультурной детерминации научного знания»

 

6.Мостапенко А.М., Зобов Р.А «Научная и художественная картина мира. Художественное творчество»

 

7.Фролов И.Т., Юдин Б.Б. «Этика науки»


Информация о работе Место науки в системе культуры