Метафизика и учение о познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Метафизика…………………………………………………………………......5
2. Учение о познании…………………………………………………………......7
3. Взгляды на искусство………………………………………………………….9
4. Учение о душе и учение о человеке……………………………………….....11
5. Учение о государстве………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

философия контрольная.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сказать, что Платон (427 - 347 до н. э.) является величайшим мыслителем Древней Греции, вечной загадкой мировой культуры, создателем системы объективного идеализма, основателем первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человеком, чей образ стал символом и легендой.

 

Ядром философского учения Платона является его теория идей. Идея для Платона не есть понятие  человеческого ума. Она есть истинно  сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени  и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец, взирая на который Демиург создает мир чувственных вещей.

 

Идея - это цель, к которой  устремляются все чувственные вещи. Идея - не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе все многообразие ее чувственных воплощений. Идеи находятся в особом «умном месте» и составляют особое царство идеальных сущностей. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея - Блага. Миру идей, то есть миру истинно сущего бытия, противостоит не мир чувственных вещей, а мир небытия, т.е. материи. Решая вопрос о характере взаимосвязи идей и вещей, Платон говорит о трех видах отношений: подражании, причастности и присутствии.

 

Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс  на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания.

 

В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые  видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон, а основным средством воспоминания является метод диалектики, беседа.

 

Человек являет собою  единство души и тела, в основе которой  лежит душа. Тело же - лишь тюрьма для  души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом  в процессе удовлетворения своих  вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному преображению.

 

Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир  идей, а другой - тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.

 

Платон делит души людей на три категории в зависимости  от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

 

Обладатели души разумной - это «мудрецы», философы. Они стремятся  к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция - управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.

 

Души, в которых преобладает  страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

 

Третий тип души - вожделенный, стремится к материальным, чувственным  наслаждениям. Люди, обладающие этими душами - крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

 

Платон выстроил структуру  идеального государства, где три  разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения; т. е. социальная справедливость в обществе есть только тогда; когда она есть внутри каждой человеческой души, полагал Платон.

 

Из всего вышесказанного следует вывод, что в творчестве Платона античная философия достигла своей кульминации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.  Асмус В.Ф. Античная  философия: Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- М.: Высш. шк., 1976.

 

2.  Богомолов А.С.  Античная философия. - Изд. 2-е.- Москва: Высш. шк., 2006.

 

3.  Лосев, А.Ф. Платон, Аристотель / Под. ред. А.Ф. Лосева; А.А. Тахо-Годи. - М.: Мол. гвардия, 1993.

 

4.  Философия. Губин  В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. - М.: ТОН - Остожье, 2001.

 

5.  Философия: Учебник  / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.- М.: ТОН/TONE, 1997.

 

6.  Голубев С.В. Учение  Платона об идеальном государстве  // Философия и общество. - 2005. - №  1. - С. 162.

 

7.  Чайковский Ю.В.  Античная философия как общеобразовательный  предмет // Вопросы философии.- 2002.- № 9.- С. 159.

 

8.  Мусулин А. Учение  Платона о душе // ttp://www.manwb.ru/

 

 




Информация о работе Метафизика и учение о познании