Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:06, реферат
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.
Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria - опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт).
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Методы научного познания…………………………………………4
Глава 2 Бэкон как представитель материализма……………………………9
2.1 Великое восстановление наук………………………………………...9
2.2 Классификация системы наук, опытно-индуктивный метод и роль философии…………………………………………………………………………..11
Глава 3 Онтология Френсиса Бэкона………………………………………15
3.1 «Новый органон»…………………………………………………….15
3.2 Учение о методе и его влияние на философию XVII в…………....20
Заключение……………………………………………………….…………..22
Список использованной литературы……………………………………….24
Речь идет о создании
новых общественных и одновременно
индивидуальных установок, новых принципов
подхода к изучению и развитию
науки, об обеспечении тех социально-
3.2 Учение о методе и его влияние на философию XVII в.
Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь».
Бэкон выступает против
тех людей, чей разум «пленен
и опутан привычкой, кажущейся целостностью
вещей и обычными мнениями», кто
не видит настоятельной
Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена на «простые природы», а затем выведена из них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные тела, как они открываются в природе в ее обычном течении». «...Эти исследования, - поясняет далее Бэкон, - относятся к естеством слитым - или собранным в одном построении, и здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а не основные и общие законы, которые образуют формы».
Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует «открывать форму данной природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)». Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог бы служить «основанием как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».
Высоко оценивая необходимость
реального эмпирического исслед
Четвертое требование метода
отвечает на эти вопросы. «Прежде
всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить
достаточную и хорошую
Заключение
Роджер Бэкон английский философ и естествоиспытатель; «удивительный доктор» (doctor miralibis). Францисканец; обучался и преподавал в Парижском и Оксфордском ун-тах. Среди главных его трудов: написанное для папы Климента IV энциклопедическое «Большое сочинение», а также «Малое сочинение», «Третье сочинение» и др.
Являясь последователем Аристотеля и поклонником Роберта Гроссетеста, Бэкон противопоставлял бесплодным, по его мнению, теолого-философским построениям в духе Александра Гэльсского и Альберта Великого конкретные достижения экспериментального естествознания. Выделяя три источника познания: веру в авторитет, рассуждение и опыт, он указывал, что только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука - владычица умозрительных наук». Опыт же, по Бэкону, подразделяется на внешний - чувственное познание объектов природы и человеческого искусства, и внутренний, духовный — мистическое познание в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога.
Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль. При этом математика, чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» всех прочих наук. Среди же физических дисциплин особое внимание Бэкон уделяет оптике, или науке о перспективе, развивая учение о передаче всех естественных воздействий посредством так называемых умножения видов, т.е. трансмиссии форм действующей причины, мыслимой по аналогии с умножением света. В рамках же своей моральной философии Бэкон предлагает такую модель будущего государственного устройства, в соответствии с которой христианское общество должно управляться сословием клириков, «священников знания», владеющих достижениями всех наук и возглавляемых Папой Римским.
Методология Бэкона в
значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования
в последующие века, вплоть до XIX в. Однако
Бэкон в своих исследованиях недостаточно
подчеркивал роль гипотезы в развитии
знания, хотя в его времена уже зарождался
гипотетико-дедуктивный метод осмысления
опыта, когда выдвигается то или иное предположение,
гипотеза и из нее выводятся различные
следствия. При этом дедуктивно осуществляемые
выводы постоянно соотносятся с опытом.
В этом случае большая роль принадлежит
математике, который Бэкон не владел в
достаточной степени, да и математическое
естествознание в то время только формировалось.
Список использованной литературы
Информация о работе Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки