Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:38, реферат
Целью работы является рассмотрение темы «Метод Сократа».
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря произведениям Платона, ученика Сократа. В этой связи уместно соединить имена Сократа и Платона. Сначала о Сократе. Сократ во многом отличается от уже упомянутых философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Эвристические элементы в методе Сократа: диалог, ирония, доверие к Даймону …………………………………………………………………………...4
2. Логические элементы в методе Сократа: гипотеза, индукция, дедукция, аналогия …………………………………………………………………………...9
3. Общая характеристика методов Сократа: диалектика и маевтика ………..12
Заключение ………………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………………..18
Смерть Сократа травмировала европейский дух. Она стала знаком беды. Мыслящие люди должны были задуматься: имеет ли право на существование строй жизни, отторгающий от себя праведность как чужеродный элемент? Что это за мир и люди, которые убивают Сократа? Первый и самый глубокий ответ на этот вопрос дал Платон. Он пришел к заключению: мир, который казнит лучшего из людей и из-за того, что он лучший, не может считаться подлинным миром. Поэтому следует предположить, что существует другой, занебесный мир, который является царством добродетели и добродетельных людей. Как бы ни относиться к философским фантазиям Платона, в одном он несомненно прав: строй жизни, враждебный добродетели, нацеленный на внешнее благополучие, власть и богатство, является деформированным; он подобен гнойной опухоли. Мы не знаем, был ли Сократ первым праведником, казненным за свою праведность. Но мы достоверно знаем, что он был не последним в этическом мартирологе. Давно нет Сократа. Давно нет афинского полиса. Но разделявший их конфликт остался, обретя новых носителей и новые, еще более острые и опасные формы, — конфликт между цивилизацией и моралью.
Сократ, по словам Цицерона, опустил философию «с небес на землю». Сократ обратил внимание философов на человека, еТо мышление, его душу. Философия для Сократа — это самопознание человека. В культуре Востока философы пришли к подобной мысли раньше Сократа, но в европейской культуре интерес к самопознанию начинается с него. Сократ — это голос восточной мудрости в культуре Запада. Первый афинский философ (по рождению) был как бы самым чужеродным в колыбели европейской цивилизации. Таким он остается для европейской культуры и по сей день.
Заключение
Сократ (469—399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон.
Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии.), от материализма к идеализму.
Критически относясь к философии своих предшественников, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ — объективный идеалист. Смысл его философского учения состоял в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще.
Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природы и жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разума в практических целях — для объяснения наглядно видимой целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.
Сократ вошел в историю античной философии как глубокий, независимый мыслитель, бескорыстный искатель истины.
Список литературы
1. Гилье Н., Скирбекк Г. История философии - М.: Владос, 2003. - 636 с.
2. Гриненко Г.В. История философии - М.: Юрайт, 2003. - 663 с.
3. Грицанов А.А. История философии - М: Интерпрессервис, 2002. - 617 с.
4. Ильин В.В. История философии - СПб.: Питер, 2003. - 563 с.
5. Мареева Е.В., Мареев С.Н. История философии - М.: Академический проект, 2003.-678 с.
6. Нижников С.А. История философии: Курс лекций - М.: No Name, 2004. - 583 с.
7. Сандулов Ю.А., Романов Ю.И. Краткая история философской мысли - М: Лань, 2002.-763 с.
8. Чанышев А.Н. История философии - М.: Высшая школа, 2003. - 597 с.
9. Чумаков А.Н., Попов СИ., Кириллов В.И. История философии - М: Юристъ, 2004. - 504 с.