Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:49, реферат
Развитие науки в Новом времени связано с уменьшением влияния церкви, а также с разложением феодальных общественных порядков, что вызвало и социальные преобразования. Благодаря этому, создается новая тенденция в философии, которая ориентируется главным образом на науку.
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………..4
1. Философия Фрэнсиса Бэкона
1.1. «Великое восстановление наук»…………………………………4
1.2. Разделение наук…………………………………………………...5
1.3. Учение об идолах…………………………………………………6
1.4. Индукция как главный метод эмпирического познания……….7
2. Философия Рене Декарта
2.1. Основы философии Декарта……………………………………. 9
3. Учение о субстанциях………………………………………………… 10
3.1. Дуализм Декарта………………………………………………...11
3.2. Методология Декарта…………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15
План
Введение…………………………………………………………
Основная часть……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Одним из важнейших периодов развития философии является Новое время. В данном периоде закладывалась новые основы философствования, которые находятся в самом разуме человека. Эпоха возрождения освободила философскую мысль от схоластики, тем самым подготовив почву для дальнейшего развития философии в ином направлении.
Развитие науки в Новом времени связано с уменьшением
влияния церкви, а также с разложением
феодальных общественных порядков, что
вызвало и социальные преобразования.
Благодаря этому, создается новая тенденция
в философии, которая ориентируется главным
образом на науку.
Чтобы понимать проблемы, стоящие перед
философией тех времен, необходимо учитывать
специфику экспериментально-математическо
Также в период нового времени сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм – (от греч. ἐμπειρια – опыт) – учение в теории познания, согласно которой главным источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Основателями данного течения является Бэкон, представители – Т.Гоббс, Дж.Локк.
Рационализм – (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными для познания являются принципы разумы, основатель данного течения – Р.Декарт, представители Б.Спиноза, Лейбниц.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что именно в этот период получила развитие Теория познания. Как отдельная философская проблема она начала разрабатываться именно философами Нового времени, начиная с Френсиса Бекона вплоть до классиков немецкой философии, которые все свои основные произведения посвящали именно проблеме познания, содержанию результатов познания и знаний.
Среди мыслителей Нового времени, стоит отметить Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), который внес грандиозный вклад в развитие философии и культурологической теории.
Фрэнсис Бэкон был родоначальником английского материализма, также он поддерживал идеи материалистов-диалектиков Древней Греции. Его заслуга состоит, в том, что он заложил основы нового направления философской мысли, которое с течением времени получило название - «философия науки». Другие утверждают, что свою известность Фрэнсис Бэкон получил, благодаря разработке важнейших вопросов методологии научного познание и создание его учение об «идолах» стало основой современной гносеологии.
Творчество Бэкона составило не только эпоху в истории европейской философской мысли, но и многие наши представления о природе и специфике научного познания, о соотношении теории и опыта в процессе научного познания.
1.1 «Великое восстановление наук»
Бэкон в предисловии своего произведения «Великое восстановление наук» писал: «Состояние знаний далеко от благополучия и больших достижений; человеческому уму должен быть открыт новый путь, разительно отличающийся от всего, известного ранее, а кроме того, надлежит всеми способами споспешествовать тому, чтобы разум обрел над природой вещей власть, принадлежащую ему по праву». 1 Из этих слов можно сделать вывод о том, что Бэкон рассматривал с пессимистичной стороны состояние современной науки и в то же время сохранял оптимизм в отношении способностей человека к мышлению.
В данном произведении заложен великий замысел переустройства наук, которое должно было содержать шесть частей:
1. Классификация наук;
2. Новый органон — метод построения науки, предложенный Бэконом;
3. Явления Вселенной —
4. Лестница интеллекта — содержит примеры применения данного метода;
5. Предшественники новой философии — предлагавшиеся до введения нового метода, пробные и предварительные предположения;
6. Новая философия — подробное объяснение науки, которое опиралось на созданные Бэконом принципы.
Бэкон осознавал, что шестая часть плана «Новая философия» ему не по силам, остальные разделы «Восстановления великих наук» были им практически завершены.
"Наиболее правильным
разделением человеческого
Бэкон широко рассматривает философию в целом и философию человека. В философию человека входит учение о теле, в которое включается медицина, атлетика, косметика, "искусство наслаждения" (изобразительное искусство и музыка), и учение о душе, которое имеет множество подразделов. В учении о душе речь идет именно о философском понимании души, которое уже отделено от теологических рассуждений. Учение о душе разделено на несколько частей: логика, которая понимается нетрадиционно, т.е. как теория открытия, сообщения и запоминания; этика; "гражданская наука", которая разделяется на три учения — о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук включает все существовавшие тогда или даже возможные в будущем области знания. Но, к сожалению, данный проект Бэконом, так и не был и не мог быть полностью реализован.
«Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства. Действительно, как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли не преклонение перед человеческим духом, несомненно одно: подобно тому как неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу.
При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние вовсе невозможно. Остается только одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума и в конечном итоге заблуждения будут не уничтожены...» 3
Взгляд Бэкона на познавательные способности человека, как говорилось ранее, весьма оптимистичен. И все же человеческий ум подвержен негативному воздействию извне. Согласно Бэкону, если человек не проявляет величайшей осмотрительности, это воздействие обязательно с ним произойдет.
Идолы — это ряд характерных путей, если человеческий ум вступает на эти пути, то он регулярно начинает впадать в разрушительные интеллектуальные заблуждения. Бэкон говорит о четырех типах идолов.
«Идолы племени» названы так потому, что они «коренятся в самой человеческой природе». К данному типу идолов можно отнести склонность отдавать предпочтение бросающимся в глаза и легко запоминающимся данным, приверженность к привычным мнениям, несмотря на очевидность, игнорирование данных, которые противоречат нашим собственным убеждениям. Важнейшими из идолов племени являются ограничения и изъяны чувственного восприятия.
«Идолы пещеры» - недостатки, которые формируются из привычек, воспитания и других особенностей человека. Один человек способен мыслить логично, а другой человек не так хорош в этом деле. Кто-то умеет превосходно отличать схожие на первый взгляд вещи, кому-то же это не дано.
«Идолы рынка» — это заблуждения, берущие свое начало в языке. Мы можем давать имена вещам, которые не существуют, поэтому слова могут становиться причинной весомых заблуждений. Или же определенное слово может сочетаться с множеством различных качеств. Такой вид абстракции искушает человека выносить суждения, которые не имеют никакой опоры в природе.
К последней группе относятся «идолы театра», или навыки мышления, являющиеся результатом приверженности к тем или иным авторитетам или доктринам. В таком случае мир для нас становится ограниченным и узким и смотрится только через призму нашего усеченного мировоззрения.
Учение об идолах предвидит многие положения современной методологической теории и социальной психологии. Бэкон утверждает здесь о том, что мы имеем причины не доверять собственным убеждениям, опираясь на идолы, которые являются типами интеллектуальных ошибок. Как бы то ни было, позиция Бэкона совершенно недвусмысленна: теория познания способна приносить пользу, лишь в том случае, если она обращает пристальное внимание на психологи человека.
После устранения ложных воззрений (идолов) возможен переход к истинному методу новой науки. По Бэкону, эта наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта.
«Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». 4 Многим известна фраза Бэкона «Знание – сила», но необходимо понимать, что это должно быть таким знанием, которое является истинным. Именно поэтому Бэкон различает два вида опыта: плодоносных и светоносных.
Плодоносные - это опыты, которые несут в себе непосредственную пользу человеку, светоносные – являются такие опыты, целью которых является познание глубоких природных связей, законов явлений, свойств вещей. Бэкон считал второй вид опытов наиболее ценным, поскольку без их результатов невозможно осуществлять плодоносные опыты.
Недостоверные знания, получаемые человеком, обусловлены сомнительностью формы доказательства, опирающейся на форму обоснования идей, включающую в себя суждения и понятия. Как правило, именно понятия недостаточно обоснованно образовываются.
Одним из главных шагов в преобразовании науки, предлагавшейся Бэконом, было усовершенствование методов обобщения и создание новой концепции индукции. Постепенное образование новых понятий путем толкования явлений природы и фактов включалось в опытно-индуктивный метод Бэкона. Именно посредством данного метода становится возможным открытие новых истин. Не отвергая метод дедукции, Бэкон определял различия и особенности двух методов познания: "Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".5
Проблема индукции раньше ставилась предшествующими философами, но у Бэкона она приобретает важное и главенствующее значение и выступает первоочередным методом познания природы. Бэкон выдвигает новую истинную индукцию, которая позволяет сделать новые выводы, получаемые в результате исследования явлений, которые противоречат доказываемому положению. Единственный случай может опровергнуть нерациональное обобщение. Главной причиной ошибок, суеверий и предрассудков Бэкон считает пренебрежение к отрицательным инстанциям.
В метод индукции Бэкона входят необходимые этапы сбора фактов, а также их систематизирование. Он выдвинул идею о составлении трех таблиц исследования: таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.
Также в этот метод включается проведение эксперимента. Важными условиями для проведения верного эксперимента являются повторение, перемещение из одной области в другую, изменение обстоятельств на обратные, прекращение его, связывание с другими экспериментами, а также изучение в немного изменённых обстоятельствах. Только после этих действий становится возможным переход к решающему эксперименту.
Рене Декарт является одним из основателей философии Нового времени. Философствование Декарта соприкасалось с проблемой достоверности знания, которую также изучал и Бэкон. Бэкон ставил на главенствующую роль практическую основательность знания и выделял значение предметной истинности знания, Декарт, в свою очередь, искал признаки достоверности познания, его внутренние характеристики. Стремление Декарта к разгадке тайны и математических доказательств, справедливо связывается с радикально глубокой работой анализа. В результате, сложные проблемы раскладываются на предельно простые и доходят до уровня, на котором истинность или же ложность утверждений может быть рассмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. При помощи очевидных истин, можно с уверенностью проводить доказательства, которые относятся к сложным и заведомо неясным случаям.
2.1 Основы философии Декарта
Декарт видит первую и исходную определённость любой философии в определённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» 6 – таким образом, Гегель охарактеризовал исходный путь философии Декарта.
Принцип Декарта, заключающийся в сомнении всего, выдвигает сомнение как средство, а не как цель. По словам Гегеля, данный принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало»7 . Сомнение Декарта в сущности является лишь скепсисом методологическим.