Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:49, реферат
Развитие науки в Новом времени связано с уменьшением влияния церкви, а также с разложением феодальных общественных порядков, что вызвало и социальные преобразования. Благодаря этому, создается новая тенденция в философии, которая ориентируется главным образом на науку.
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………..4
1. Философия Фрэнсиса Бэкона
1.1. «Великое восстановление наук»…………………………………4
1.2. Разделение наук…………………………………………………...5
1.3. Учение об идолах…………………………………………………6
1.4. Индукция как главный метод эмпирического познания……….7
2. Философия Рене Декарта
2.1. Основы философии Декарта……………………………………. 9
3. Учение о субстанциях………………………………………………… 10
3.1. Дуализм Декарта………………………………………………...11
3.2. Методология Декарта…………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15
Данное недоверие выступает только как разрушитель мнимых достоверностей для того, чтобы найти истинную достоверность событий. Краеугольным камнем, который положен в основание конструкции нашего познания, может стать «первичная» достоверность. Декарт к данным выводам приходит на основе исследований и собственного личного опыта.
Опыт как основа достоверности познания неприемлем: «Всё, что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул»8. Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах».
Декарт находит достоверность только в мыслящем «Я» – в разуме, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут».9
2.2. Учение о субстанциях
Из понимания Декартом первичной достоверности вытекает ряд существенных характеристик о понятии субстанции.
Субстанция – это все то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Отсутствием необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя обладает только Бог, который вечен, несотворим, всемогущ и является причиной и источником всего.
Бог сотворил мир, который также состоит из субстанций. Созданные Богом субстанции (идеи, единичные вещи) обладают главным качеством субстанции – существуют, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самих себя. Стоит отметить, что сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. Они производны, вторичны и зависят только от высшей субстанции – Бога, поскольку сотворены именно им.
Сотворенные Богом, субстанции разделяются на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Также Декарт выделил коренные свойства или же иначе атрибуты каждого рода субстанций. Для материальных субстанций это протяжение, для духовных – мышление. Все материальные субстанции обладают общим для всех атрибутом – протяжение, как в длину, в ширину, в высоту и вглубь, также они делимы до бесконечности. Духовные субстанции не обладают атрибутом протяжение, а обладают свойством мышления, это означает, что они неделимы.
Остальные свойства различного рода, произведенные от их коренных свойств, были названы Декартом – модусами. К примеру, модусами протяжения является форма, движение, положение в пространстве. К модусам мышления относятся чувства, желания и ощущения.
По мнению Декарта, в человеке сочетаются отличные друг от друга субстанции – материальной и духовной. И только человек является единственным существом, в котором соединяются и существуют обе материальные и духовные субстанции, что позволило ему возвыситься над природой.
Декарт в решении основного вопроса философии являлся представителем так называемого дуализма, когда в качестве исходных принимаются одновременно две субстанции – материальная и духовная. Он был материалистом в том, что для объяснения природы не требуется никакой сверхъестественной силы и Бога. Аналогичным образом дело обстоит и с объяснением животных, которых Декарт считал просто сложной машиной.
Но что касается человека и его души, то здесь не обойтись без нематериальной души и бога. Декарт считал, что деятельность души человека никак нельзя объяснить механическими принципами. Во времена Декарта именно эти принципы были основой различного научного объяснения. Специфика человеческой души состоит в том, что она способна принять в себя абсолютно любое содержание и адаптироваться к любой наличной форме действительности. Согласно Декарту, душа является нематериальной сущностью, духовной субстанцией божественного происхождения, поскольку никакое материальное образование подобными свойствами обладать не может. Бог связывает движение разума с движением окружающей действительности. Только Бог способен творить чудеса, взаимодействие субстанций - это чудо. По мнению Декарта, именно Бог согласует логику нашего мышления с объективной логикой вещей, поскольку он не может быть "обманщиком".
Главным отличием человеческого мышления в классической философии является его универсальность. "В то время как разум - универсальное орудие, могущее служить при самых разных обстоятельствах, - пишет в связи с этим Декарт, - органы машины нуждаются в особом расположении для каждого отдельного действия. Отсюда немыслимо, чтобы в машине было столько различных расположений, чтобы она могла действовать во всех случаях жизни так, как нас заставляет действовать наш разум" 10
Исключительное значение имеет проблематика познания в трудах Декарта, поскольку возникают вопросы о способах конкретного достижения наиболее достоверного познания. Ранее говорилось о главном принципе Декарта, который заключался в подвержении сомнению всего того, что нас окружает. Однако этот принцип был для Декарта лишь отправной точкой для создания правил, которые гарантировали бы достижение познания с высокой степенью достоверности. Именно поэтому, по Декарту, главным и основным видом познания служит рациональное познание, инструментом которого является разум.
Декарт говорит в «Рассуждении о методе» о том, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум». 11
Декарт сформулировал несколько правил, которых придерживался и которые на основе его опыта полагал важнейшими:
1) не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;
Данное правило Декарта является основным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности».
Это правило можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не выполнены, то остальные правила не гарантируют разуму, что он придёт к истинному познанию.
2) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;
Это правило является выражением требования аналитичности. При этом оно имеет в меньшей или большей степени методический характер.
3) свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;
Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки неотделимой и эффективной составной частью основных методологических принципов.
- совершать везде такие полные расчёты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл.
Заключительное правило подчёркивает необходимость определённой систематизации познаваемого или же познанного.
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели важнейшее значение для развития философии и науки Нового времени.
Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху.
По Декарту, основным методом получения истинных и практически полезных факторов является рациональная дедукция.
Заключение
Бэкон считал, что люди не используют все то, что достигли, и жизнь может быть гораздо лучше и комфортнее, надо лишь только научиться использовать и систематизировать знания. Главной целью человеческих возможностей в понимании структуры и закона протекания явления состоит в том, чтобы познав его причины, научиться управлять им, тем самым «Стать господином природы».
Философия, по мнению Бэкона, нуждалась в развитии, поскольку она стала абсолютно бесплодной в практическом смысле и превратилась в инструмент превосходства на диспутах. Бэкон считал, что пора заменить «философию слов» на «философию дела».
Стоит отметить одну из заслуг Бэкона, которая заключалась в определении понятия «идолов», ложных понятий, которые препятствуют человеческому разуму в поиске истины. Это определение должно было дать толчок к скорейшему освобождению человека от них для истинного изучения окружающей действительности. Процедура исследования у него состояла из двух частей: извлечение аксиом из опыта и выведение новых экспериментов из аксиом, таким образом, Бэкон отвёл опыту в науке значимое место.
Декарт реализовал проект Бэкона – познание мира ради господства над ним. Но в отличие от Бэкона, желающего проникнуть в природу любого явления, Декарт пишет, что наука занимается только теми объектами, в которых наш дух способен обрести истинное и несомненное знание. Он определил четыре правила дедуктивного метода, позволяющие отличить истинное от ложного и не принимать одно за другое.
За основной принцип философии Декарт принимал истину : «Я мыслю, следовательно, существую». Всякая другая истина будет воспринята только в той мере, в какой приравнивается с этой предельной очевидностью.
Декарт определил истину и метод познания, но он также предлагал проверить основы, поскольку, если рухнут основы, то рухнет и все то, что на них основывается.
Бэкон и Декарт заявили о необходимости преобразования и систематизации накопившихся знаний, с целью их дальнейшего использования на практике и привнесения новых открытий. Бэкон – первый, кто высказал такие идеи, но на практике, к сожалению, не успел реализовать их. Декарт же, подошел к этому вопросу с наиболее научной точки зрения. Декарт сделал немыслимо большой вклад в определении истины и ввёл методологию исследования истинности вопроса. Также он наметил радикальный поворот мысли, выдвинул новый тип знания и новые принципы, сфокусированные на рациональном начале.
Список литературы
http://nibiryukov.narod.ru/nb_
1 Ф.Бэкон «Великое Восстановление Наук»
2 Ф.Бэкон «Великое Восстановление Наук - Разделение Наук»
3 Ф.Бэкон «Великое восстановление наук – Разделение Наук»
4 Ф.Бэкон «Великое Восстановление Наук. Новый Органон».
5 Ф.Бэкон «Великое Восстановление наук. Новый Органон»
6 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.XI
7 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.XI
8 Р. Декарт «Размышление о первой философии»
9 А. Астахова, «Cogito Р. Декарта»
10 Р.Декарт «Рассуждение о методе»
11 Р.Декарт «Рассуждение о методе»