Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:37, реферат
Целью моего реферата является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода и его классификацию.
2. Дать определение эмпирическому уровню познания.
3. Привести методы эмпирического уровня познания.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие метода научного познания……………………………………....5
2 Эмпирический уровень научного познания……………………………...6
2.1 Наблюдение…………………………………………………………….8
2.2 Эксперимент……………………………………………………………9
2.3 Сравнение……………………………………………………………..12
2.4 Описание………………………………………………………………...13
2.5 Измерение………………………………………………………………..13
Выводы………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ГВУЗ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Философия науки и техники. Болонский процесс.
на тему: Методы эмпирического уровня познания
Выполнила:
студентка группы КПТМ-12м
Тарасова Е. С.
Проверила:
к. ф. н., доцент Фоменко М. В.
Донецк 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие метода научного познания……………………………………....5
2 Эмпирический уровень
научного познания……………………………..
2.1 Наблюдение……………………………………………………
2.2 Эксперимент…………………………………………………
2.3 Сравнение………………………………………………………
2.4 Описание…………………………………………………………
2.5 Измерение………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, когда наука
становится непосредственной производительной
силой, а научно-техническая
Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель – установление истины, главным различием – подход к исследованию.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. В эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.). Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов; производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков. Кроме того, возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
В современной философской литературе, как в учебных пособиях, так и в научных работах, данная тема получила обширное освящение, что также свидетельствует о её значимости.
Целью моего реферата является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода и его классификацию.
2. Дать определение
3. Привести методы эмпирического уровня познания.
1 Понятие метода научного познания
Деятельность людей
Метод (от греч. methodes) – "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем [1].
Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности на три группы:
1. Всеобщие (или универсальные)
методы, т.е. общефилософские. Эти
методы «характеризуют
2. Общенаучные методы, т.е.
методы, характеризуют ход познания
во всех науках. Их классификация
непосредственно связана с
3. Частнонаучные методы, т.е. методы, применимы только в рамках отдельных наук или исследования какого-то конкретного явления. Специфика данных методов заключается в том, что они являются частным случаем применения общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.
В зависимости от применяемых методов условно естественные науки можно классифицировать на две основные группы:[4]
1. Описательные науки
прикладного характера,
2. Объясняющие науки
В этой связи вся совокупность общенаучных методов может быть классифицирована на методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследования, т.е. эмпирические и теоретические методы познания.
2 Эмпирический уровень научного познания
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
Кроме средств, которые связаны
с организацией экспериментов и
наблюдений, в эмпирическом исследовании
применяются и понятийные средства.
Они функционируют как особый
язык, который часто называют эмпирическим
языком науки. Он имеет сложную организацию,
в которой взаимодействуют
Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жёстко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.
На эмпирическом уровне в
качестве основных методов применяются
реальный эксперимент и реальное
наблюдение. Важную роль также играют
методы эмпирического описания, ориентированные
на максимально очищенную от субъективных
наслоений объективную
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются ещё в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку [5].
Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно истинное знание.
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он даётся только в результате теоретического исследования [5].
Существуют следующие методы эмпирического уровня познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.
2.1 Наблюдение
Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но – в качестве конечной цели – о его существенных свойствах и отношениях. Необходимо подчеркнуть, что наблюдение – это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов и процессов. Научное наблюдение носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их "поведением" [2].
Наблюдение может быть
непосредственным и опосредованным
различными приборами и техническими
устройствами (микроскопом, телескопом,
фото- и кинокамерой и др.). С
развитием науки наблюдение становится
все более сложным и
Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т.п.
Особую трудность наблюдение
представляет в социально-гуманитарных
науках, где его результаты в большей
мере зависят от личности наблюдателя,
его жизненных установок и
принципов его
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т.е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений [2].
Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции:
- обеспечение той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;
- проверка таких гипотез и теорий, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента;
- в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность [4].
2.2 Эксперимент
Эксперимент – активное
и целенаправленное вмешательство
в протекание изучаемого процесса,
соответствующее изменение
Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И.П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" – от его постановки до интерпретации его результатов.
Основные особенности эксперимента:
- более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
- многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;