Методы эмпирического уровня познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода и его классификацию.
2. Дать определение эмпирическому уровню познания.
3. Привести методы эмпирического уровня познания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие метода научного познания……………………………………....5
2 Эмпирический уровень научного познания……………………………...6
2.1 Наблюдение…………………………………………………………….8
2.2 Эксперимент……………………………………………………………9
2.3 Сравнение……………………………………………………………..12
2.4 Описание………………………………………………………………...13
2.5 Измерение………………………………………………………………..13
Выводы………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.40 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГВУЗ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра Философии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Философия науки и техники. Болонский процесс.

на тему: Методы эмпирического уровня познания

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы КПТМ-12м

Тарасова Е. С.

Проверила:

к. ф. н., доцент Фоменко М. В.

 

 

 

 

 

 

Донецк 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Понятие метода научного  познания……………………………………....5

2 Эмпирический уровень  научного познания……………………………...6

2.1 Наблюдение…………………………………………………………….8

2.2 Эксперимент……………………………………………………………9

2.3 Сравнение……………………………………………………………..12

2.4 Описание………………………………………………………………...13

2.5 Измерение………………………………………………………………..13

Выводы………………………………………………………………………….15

Список используемой литературы…………………………………………….16

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

В наше время, когда наука  становится непосредственной производительной силой, а научно-техническая революция  приобретает все более широкий  размах, разработка проблем методологии  и логики научного исследования выдвигается  в качестве одной из актуальных задач  философии. Непрерывный и увеличивающийся  поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, превращение профессии научного работника в массовую профессию  – все это не только стимулирует  общий интерес к проблемам  научного познания, но и требует  анализа и разработки методов  исследования, используемых в современной науке [4].

Все существующие сейчас научные  методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель – установление истины, главным различием – подход к исследованию.

Эмпирический уровень  научного познания характеризуется  непосредственным исследованием реально  существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в  науке заключается в том, что  только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием  человека с изучаемыми природными или  социальными объектами. В эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.). Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов; производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков. Кроме того, возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

В современной философской  литературе, как в учебных пособиях, так и в научных работах, данная тема получила обширное освящение, что  также свидетельствует о её значимости.

Целью моего реферата является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  метода и его классификацию.

2. Дать определение эмпирическому  уровню познания.

3. Привести методы эмпирического  уровня познания.

 

 

 

1 Понятие метода научного  познания

 

Деятельность людей определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что  она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при  этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (от греч. methodes) – "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование  процесса познания или практического  преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система  предписаний, принципов, требований, которые  должны ориентировать в решении  конкретной задачи, достижении определенного  результата в той или иной сфере  деятельности. Он дисциплинирует поиск  истины, позволяет (если правильный) экономить  силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем [1].

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как "руководящей  нитью" в научной или иной форме  деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное  предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Методы научного познания принято подразделять по степени  их общности на три группы:

1. Всеобщие (или универсальные)  методы, т.е. общефилософские.  Эти  методы «характеризуют человеческое  мышление в целом и применимы  во всех сферах познавательной  деятельности человека».[3]

2. Общенаучные методы, т.е.  методы, характеризуют ход познания  во всех науках. Их классификация  непосредственно связана с понятием  уровней научного познания. Различают  два вида научного познания: эмпирический и теоретический.

3. Частнонаучные методы, т.е. методы, применимы только в рамках отдельных наук или исследования какого-то конкретного явления.  Специфика данных методов заключается в том, что они являются частным случаем применения общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.

В зависимости от применяемых  методов условно естественные науки  можно классифицировать на две основные группы:[4]

1. Описательные науки  прикладного характера, которые  в основном занимаются собиранием  фактов и исследованием их  связей;

2. Объясняющие науки теоретического  характера, которые обобщают связи  в принципы, законы и общие  закономерности.

В этой связи вся совокупность общенаучных методов может быть классифицирована на методы, используемые на эмпирическом и теоретическом  уровне исследования, т.е. эмпирические и теоретические методы познания.

 

2 Эмпирический уровень  научного познания

 

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с  изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную  деятельность. Поэтому средства эмпирического  исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

Кроме средств, которые связаны  с организацией экспериментов и  наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины  теоретического языка [5].

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые  можно было бы назвать эмпирическими  объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты –  это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и  отношений вещей. Реальные объекты  представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жёстко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное  число признаков. Любой такой  объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

На эмпирическом уровне в  качестве основных методов применяются  реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные  на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано  на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются ещё  в чистом виде, но они как бы высвечиваются  в явлениях, проступают через их конкретную оболочку [5].

Изучая явления и связи  между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого  знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

Эмпирическая зависимость  является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно истинное знание.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может  уловить проявление закона. Но в  чистом виде он даётся только в результате теоретического исследования [5].

Существуют следующие  методы эмпирического уровня познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.

 

2.1 Наблюдение

 

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в  основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта  познания, но – в качестве конечной цели – о его существенных свойствах  и отношениях. Необходимо подчеркнуть, что наблюдение – это не просто пассивное созерцание изучаемых  предметов и процессов. Научное  наблюдение носит деятельный характер и предполагает особую предварительную  организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их "поведением" [2].

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С  развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к  научному наблюдению: однозначность  замысла; наличие системы методов  и приемов; объективность, т. е. возможность  контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в  процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация  его результатов – расшифровка  показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т.п.

Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей  мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и  принципов его заинтересованного  отношения к изучаемому предмету.

В ходе наблюдения исследователь  всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т.е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений [2].

Наблюдение в научном  исследовании призвано осуществлять три  основные функции:

- обеспечение той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;

- проверка таких гипотез и теорий, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента;

- в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность [4].

 

2.2 Эксперимент

 

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство  в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта  или его воспроизведение в  специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в "чистом виде". При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие [2].

Всякий научный эксперимент  всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в  голове, говорил И.П. Павлов, не увидишь  факта. Данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" – от его постановки до интерпретации его результатов.

Основные особенности  эксперимента:

- более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

- многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

Информация о работе Методы эмпирического уровня познания