Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:37, реферат
Целью моего реферата является рассмотрение методов эмпирического уровня познания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода и его классификацию.
2. Дать определение эмпирическому уровню познания.
3. Привести методы эмпирического уровня познания.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие метода научного познания……………………………………....5
2 Эмпирический уровень научного познания……………………………...6
2.1 Наблюдение…………………………………………………………….8
2.2 Эксперимент……………………………………………………………9
2.3 Сравнение……………………………………………………………..12
2.4 Описание………………………………………………………………...13
2.5 Измерение………………………………………………………………..13
Выводы………………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……
- возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
- возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;
- возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов.
Основные стадии осуществления эксперимента:
- планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.);
- контроль;
- интерпретация результатов.
Структура эксперимента (т.е. что и кто необходим, чтобы он состоялся):
- экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);
- объект эксперимента (т.е. явление, на которое осуществляется воздействие);
- система приборов и другое научное оборудование;
- методика проведения эксперимента;
- гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению или опровержению [2].
Приборы – своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. Современные экспериментальные установки состоят из большого количества приборов, выполняющих разные функции. В ходе эксперимента возможны случайные (в том числе негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями. Однако экспериментатор принимать соот ветствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия. Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются ("рандомизация" эксперимента).
Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т.п. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники.
По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим, и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.
Один из простых типов научного эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.
Широкое распространение
в современной науке получил
мысленный эксперимент –
Все шире развиваются социальные
эксперименты. При проведении эксперимента
соблюдение условий его чистоты
нередко осложняется и
- случайная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого процесса;
- случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте;
- субъективные ошибки самого экспериментатора.
2.3 Сравнение
Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений [2].
Сравнивать предметы можно только по какому-либо точному выделенному в них признаку, свойству или отношению, т.е. в рамках заданного интервала абстракции. Лишь то, что однородно, можно сравнивать, отождествлять или различать. Сведение к определенному единству является необходимым условием процедуры сравнения. Сравнение имеет смысл лишь в границах некоторого качества, а последнее всегда актуализировано лишь в том или ином контексте [4].
2.4 Описание
Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.) [2].
2.5 Измерение
Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Следует еще раз подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются "вслепую", а всегда "теоретически нагружены", направляются определенными концептуальными идеями [2].
Измерение предполагает наличие в средствах деятельности некоторого масштаба (единицы измерения), алгоритма (правил) процесса измерения и измерительного устройства. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Первая из указанных величин называется измеряемой величиной, вторая – единицей измерения. Отсюда под измерением можно понимать процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу [3].
ВЫВОДЫ
Практический опыт играет важнейшую роль в установлении истины и даже в определении самого объекта исследования. Однако набор установленных фактов не представляет собой ценности без их систематизации и обработки, которая осуществляется благодаря применению разработанных теоретических методов. Только теория позволяет объяснить сложные закономерности и отклонения, дать полное описание явлению на основе ограниченного объёма представленного практического материала.
Главными инструментами эмпирического метода являются наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, а результатом исследования – научный факт, который может подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию, частично построенную на допущениях. В то же время, тот или иной факт может привести исследователя к поиску его теоретического объяснения.
Научное познание – это поиск истины в виртуальном мире, созданном самим учёным. Любой из методов научного познания требуют от учёного не только базовых знаний, но и более глубинного представления природы вещей на уровне подсознания.
Все охарактеризованные методы в реальном научном исследовании работают в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В процессе развития науки обогащается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности. Любой факт или теория, претендующие на роль научного открытия должны соответствовать требованиям научности, а именно: не должны иметь противоречий и должны быть проверяемы на истинность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. вузов – М.: «Академия», 2003.
2. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов/В.П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
3. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М,: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731 с.
4. Г.И. Рузавин – Методы научного исследования. – М. – 1975. – 238 с.
5. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.