Мифологическое мировоззрение и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир? Каковы место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?

Содержание работы

Введение …………………………………...…..………………..3
1. Определение мировоззрения…………………………………..5
2. Мифологическое мировоззрение в древности………………..8
3. Мифологическое мировоззрение, формирование…………...18
Заключение………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………32

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 59.45 Кб (Скачать файл)

                                  План

 

  Введение …………………………………...…..………………..3

  1. Определение мировоззрения…………………………………..5

  2. Мифологическое мировоззрение в древности………………..8

  3. Мифологическое мировоззрение, формирование…………...18

  Заключение………………………………………………………..31

  Список использованных источников……………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

                     

                     

 

 

 

 

 

 

                           Государственное образовательное учреждение

                             высшего  профессионального образования

           «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

                                 Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

                               РЕФЕРАТ  

 

  по дисциплине «Философия»

  на тему « Мифологическое мировоззрение и его специфика.»

 

                                      Выполнила: В.С.Безумова, студент 2-го курса

                                      заочной формы обучения факультета

                                      таможенного дела, группа Т103

 

                                      Проверил :_______________________________

                                                                                      (инициалы, фамилия преподавателя)

                                                     ________________________________________________________

                                                                         (ученая степень, ученое звание)

                                     Оценка:

                                      ________________________________________

                                     Подпись

                                      ________________________________________

                                     «     »______________2012 г.

 

                                           Люберцы     

                                                2012  

                                     Введение.

 

     Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир? Каковы место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи, творят ее. Идеализм близок к религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации.

Философское мировоззрение  формировалось исторически. Мировоззренческие  установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т. д. Они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.1

Мифологическое мировоззрение - такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет все, ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.

Близкое к мифологическому - религиозное мировоззрение. Оно также апеллирует к фантазии и чувствам. В отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на противоположные полюса. В центре любого такого мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область - не в земную, а в вечную жизнь. Религия ближе к философии, чем мифология. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Религия и мифология - естественное логическое и историческое предшествие философии.

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

                          1. Определение мировоззрения.

 

             Определение мировоззрения в целом.

          Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

                              Компоненты мировоззрения

          Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное  составляющее мировоззрения) 2. Миропонимание  (интеллектуальное составляющее  мировоззрения, на уровне рационально-теоретического  уровня представлено научными  идеями) 3. Мироотношение (формируется  на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных  установок человека по тем  или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение  каждой эпохи реализуется во множестве  групповых и индивидуальных вариантов.

                                     Определение мифологии

Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление  о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические  мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.2

 

                   Определение мифологического мировоззрения

           Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика  мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В  любом мифе сосуществуют объективные  знания о мире, зачатки религиозных  верований, искусства;

2. нечувствительность  к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия;

3. нет причинно-следственных  связей между предметами и  явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза 

б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными  символами)

д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного  сознания) е) авторитарность (мифы не оставляют  возможности для личного проявления индивида и не допускают критики  своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы  решения мировоззренческих проблем:

             1. вместо образа - рациональные понятия

2. философия несинкретична  (четкое противопоставление субъекта  и объекта) 

3. в философии  есть причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2. Мифологическое мировоззрение в древности.

Мифологическое  мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и  человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании  окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические  системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек  — различные проявления одного и  того же божественного закона, передаваемого  через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек  слиты в единое целое, неразрывное  и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.3

Мифологическое  сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее  лицо обозначает стоящее за ним явление  или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении  существует постоянная и неразрывная  связь между «однотипными» явлениями  и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического  мировоззрения является и то, что  мифы изначально живут в своём, особенном  времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы  линейные представления о течении  времени. Подобное отношение к времени  хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды  доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает  мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя  их местами.

По традиционному  мифологическому мировоззрению  её последователь способен подняться  до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях  и подвигах культурного героя, в  большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и  являлся руководством к действию.

* Антропоморфность  — рассмотрение явлений природы  по аналогии с человеком. Явлениям  природы приписываются все те  свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные  факторы, желания, страдание и  т. п.

* Дескриптативность  — стремление к объяснению  событий, явлений в форме описательного  рассказа, сказания, легенды; среди  действующих фигур — герои  и боги в виде особых людей.

* Синкретизм (слитность,  нерасчленённость) объективного и  субъективного миров, что в  значительной степени объясняется  антропоморфностью, пронизывающей  все стороны этой формы мировоззрения.

* Связь с магией  свойственна более зрелому первобытно-общинному  сознанию и выражается в действиях  колдунов, шаманов и других людей,  вооружённых зачатками научных  знаний о теле человека, о животных  и растениях. Наличие магического  элемента в составе данной  формы мировоззрения позволяет  отвергнуть точку зрения, будто  это мировоззрение не связано  с практикой, а является лишь  пассивно-созерцательным.

* Апелляция к  прецеденту в объяснении событий,  определяющих современный порядок  вещей. Например: "человек стал  смертным потому, что гонец (часто  какое-то животное) неправильно передал  волю божества", "человек начал  использовать огонь потому, что  тот был украден у богов Прометеем" и т. д.

* Антиисторичность. Время не понимается как процесс  прогрессивного развития. В лучшем  случае оно допускается как  обращённое вспять: движение от  золотого века к серебрянному  и медному, что само по себе  выражает желание видеть мир  статичным, постоянно воспроизводящимся  в том же самом виде.4

                Мотивация выбора мировоззрения

                                          «Призрачно всё в этом мире бушующем,

                                         Есть только миг — за него и держись,

                                        Есть только миг между прошлым и будущим 

                                       И этот миг называется жизнь».5                         

Информация о работе Мифологическое мировоззрение и его специфика