Мифологическое мировоззрение и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир? Каковы место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?

Содержание работы

Введение …………………………………...…..………………..3
1. Определение мировоззрения…………………………………..5
2. Мифологическое мировоззрение в древности………………..8
3. Мифологическое мировоззрение, формирование…………...18
Заключение………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………32

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 59.45 Кб (Скачать файл)

 

Одному человеку — один миг. Человечеству — много мгновений. И как между вагонами встречного поезда перед человечеством мелькнёт то белая стена вокзала, то зелёная крона дерева, то кладка красного кирпича водонапорной башни...

Призрачно всё, что с первого взгляда очевидно: вот он камень, а хвать — это сборище молекул, атомов; вот солнечный луч, но это и не луч вовсе, а поток квантов или скопище световых волн; вот газ давит на поршень машины, как будто всей массой, на всю площадь поршня, а поглубже вник в существо, оказывается это ударное воздействие на поршень хаотически ударяющихся отдельных молекул. И так во всём (звук, свет, запах...). В тот миг, который отпущен человеку, мало что он может распознать об окружающем его мире. Но и мало зная, человек всегда стремится для себя создать общую картину мира и примыслить откуда всё началось. Вот она вечная загадка: что первично — яйцо или курица? Разгадыванием этой загадки человечество занимается тысячи лет, с того самого дня как появился Homo Sapiens. Но загадка и нам не по зубам. Выдающиеся умы поколений ломали голову и среди них, как вехи, можно выделить Пифагора, Аристотеля, Иисуса Христа, Птоломея, Мухаммеда ("Магомета"), Коперника, Декарта, Ньютона, Гегеля, Дарвина, Менделеева, Максвелла, Тимирязева, династию Кюри, Эйнштейна, Фридмана.

Людьми создавались теории, мировоззрения, религии. Религии решали задачу о сотворении мира и возникновении жизни проще всего: Бог создал! Вот так, Бог, Аллах, Всевышний, всё знающий, обо всём ведающий сотворил из ничего мир и всё, что в нём и правит им. Религия воздействует не на разум, а на чувства и эмоции. Блажен, кто верит! Для него всё ясно и понятно — он верит. Но ведь "блаженный" означает сумашедший, дебил, шизофреник. Вера в творца ничего не решила и в этом мы убеждаемся, поставив один единственный вопрос: "А откуда взялся бог? Откуда яйцо? или курица?"

Теологи говорят, что Он был, есть и будет всегда, что Он ни откуда не появился, ибо Он вечен и в это просто нужно верить, т.е. просто нужно быть блаженным.

В противоположность теологам материалисты отрицают существование бога, но опять-таки утверждают идеи вечного существования другого начала — материи. И опять-таки в это нужно верить. В отличие от божественной, материалистическая теория выглядит весьма сложной и далеко неоднозначной. Христианская религия говорит о том, что за 5508 лет до рождества Иисуса Христа (с 14.09.96 г. идёт 7504 год со дня сотворения мира) бог создал мир таким, каким он существует и в настоящее время. Материалистическая теория не ограничивает себя временными рамками, и зарождение мира относится по оси времени, по крайней мере, на многие миллионы лет. И по отношению к первоначальному состоянию материи нет определённости. Во-первых, она могла находиться в состоянии первичного хаоса. Вследствие действия гравитационных сил из мирового пылевого облака образовались небесные тела, которые мы и наблюдаем в виде звезд и планет. Во-вторых, как это следует из теории Фридмана, она — первооснова мира — могла находиться в виде сверхконцентрата энергии весьма малого объёма, а затем произошёл первичный взрыв, последствием которого явилась расширяющаяся Вселенная. Расширение Вселенной астрономы наблюдают и в настоящее время.6

Забавными являются объяснения появления жизни на Земле. По библейским сказаниям произошло это элементарно просто — бог создал всё живое, в том числе и первых людей. Правда и бог совершал ошибки и исправлял их. На шестой день творения бог создал из земли мужчину и женщину, но женщина ему чем-то не понравилась и была изъята. Пришлось творцу из ребра Адама сделать вторую женщину — Еву. Почему то из земли он её слепить не смог.

Вторая крупная промашка произошла с родом человеческим, погрязшем в грехопадении. Пришлось промашку исправлять, утопив во всемирном потопе всё человечество, кроме семьи праведного Ноя.

И до всемирного потопа и после него было ещё много недогляда, ошибок, но так или иначе всё живое на земле без заметных изменений существует с дней творения и до сих пор, семь с половиной тысяч лет. Это утверждение теологов опровергается археологическими находками, свидетельствующими о видоизменениях растительного и животного мира Земли, продолжающихся многие миллионы лет. При наличии таких материальных доказательств, для полной победы материалистического эволюционного учения о развитии жизни на Земле над религиозными постулатами не хватает малого: доказать, откуда появилась на Земле первая органическая клетка (откуда яйцо?). Существует несколько гипотез самозарождения, но все они недоказуемы. Есть предположение о том, что жизнь на Землю занесена из космоса, но это не решение вопроса, ибо остается загадка, а откуда появилась жизнь там, где-то на далёкой от нас планете?

В Россию православие (христианство) пришло по воле одного человека — святого князя Владимира (Крестителя). Прежде, чем принять православие и внедрить его в языческую Русь, князь Владимир немало поездил по разным странам, познакомился с религиями и концепциями разных народов. Ему по душе пришлось православие, он его выбрал для Руси и бывшие язычники, далеко не всегда добровольно, были крещены. Православие стало государственной религией.

А почему Владимир Креститель был прав при выборе религии? Почему, например, он не выбрал магометанство, которое примерно на 620 лет моложе христианства и не имеет многих недостатков, присущих последнему? Например, как можно бога представить в трёх лицах? Почему Бог в образе человека? Его можно изобразить и изображению молиться как языческому идолу? В отличие от христианского бога, Аллах не имеет ничего общего с образом человека. Он всепроникающ, всеобъемлющ, он заполняет мировое пространство, его невозможно увидеть, его нельзя изобразить, это высший разум, господствующий и управляющий во всей вселенной в борьбе с язычеством и его идолами магометанство стоит выше христианства. Но магометанство с его законами Шариата, видимо, было не приемлемо для Владимира. Ближе ему было христианство с его заповедями.

Остановимся на мотивах, побуждавших русских князей к замене языческих верований единой религией. Началось это не с Владимира, а значительно раньше и только, как на промежуточный эпизод, можно указать на факт крещения в православную веру княгини Ольги. Святой Владимир только завершил дело, начатое его предками.

На огромных пространствах были разбросаны языческие племена. Часто они были отделены друг от друга непроходимыми болотами и чащёбами, поклонялись различным идолам (огнепоклонники, тополевики, дырочники и т.д.). Царили дикие обычаи и нравы. В основе отношений между людьми была физическая сила. Обыденными были насилие, грабежи, убийства с целью наживы и по мотивам кровной мести. К этому добавлялись человеческие жертвоприношения языческим богам-идолам.

Характерным являлось отсутствие нравственности и беспорядочность отношения полов. Дело доходило до того, что одна особь мужского пола мог быть по отношению к особи женского пола одновременно и дедом, и отцом и мужем. Кровосмешение грозило вымиранием. (Это бывало и в христианстве, но как исключение. В качестве примера может быть приведен Папа Иоан-23, которого католическая церковь исключила из списка римских пап и всеми путями стремилось и стремиться к тому, чтобы он не фигурировал в истории католической церкви).

Нужна была объединяющая общая идея, упорядочивавшая отношения людей. Таковой могла быть религия, общая для всех, направляющая разрозненные племена к их объединению и подчинению единой власти.

В сегодняшней России сходная ситуация. Христианские заповеди давно забыты. Коммунистические идеи (весьма похожие на христианские) отвергнуты, никаких новых идей и целей нет. Общество, не имеющее идеалов и целеустремленности, разлагается, исчезают нравственные устои, что мы и наблюдаем. Наши правители не нашли ничего лучшего и обратились к церкви, и не только к православной, но и к церквям всех христианских концессий (католической, лютеранской, протестантской), а также к магометанству, к буддизму, к иудаизму. Ещё недавние ярые партийные атеисты перекрасились в истых поклонников веры в бога, в Аллаха, в Будду...

После всего сказанного, пора задаться вопросом: "Чему верить?" В божественное сотворение мира семь с половиной тысяч лет тому назад при современном состоянии научных знаний поверить невозможно. В то, что две тысячи лет назад на палестинской земле жил человек, известный нам под именем Иисуса Христа, верить можно. В те времена было много пророков и одним из наиболее выдающимся был Иисус. Если бы в те же годы, в том обществе жил Кашпировский, он не хуже Иисуса мог бы сыграть его роль.

В то, что последователи Иисуса создали христианскую религию не верить невозможно, ибо она существует до сих пор. В свое время она сыграла положительную роль. Создавалась она на основании устных воспоминаний о Христе и его чудесах, преувеличенных и приукрашенных в легендах, передававшихся от поколения к поколению. Не нужно забывать о том, что сам Иисус Христос не написал ни строчки и, видимо, был неграмотен (так же как и Мухаммед). Евангелисты писали о Христе и его чудесах много десятков лет спустя после смерти Иисуса и писали не на том языке, на котором говорил Спаситель. Первым евангелистом был Марк. Наиболее достоверным считается Евангелие Луки, который описывал события более чем столетней давности. Такие сочинения едва ли могут претендовать на полную достоверность. Повседневный опыт показывает, что нельзя полностью доверять ни одному мемуаристу или биографу, описывающему события даже своего времени. Что же можно сказать по поводу достоверности повествований, составленных о давно прошедших событиях, дошедших до автора в виде устных легенд?

В существование всевидящего, всесильного, милостивого бога не позволяет верить здравое восприятие жизни. Если бы он существовал, не торжествовало бы на земле Зло, что было всегда и имеет место ныне.

Человек всегда верил в собственный опыт. Этот опыт имеет в своей основе естественные законы. Опытным путём, с осмыслением этого опыта развивается наука. Вот этой науке о природе вещей и явлений, о всей окружающей нас Природе и о присущих ей процессах и следует верить.

Теологи пытались и пытаются открытиями науки подтвердить справедливость религиозных постулатов. Использование науки для утверждения религии неправомерно и недопустимо. Наука и религия антиподы. Религия утверждает веру без доказательства. Верю и всё!

Наука не допускает бездоказательной веры. Её задача раскрытие истины на основании опыта.

Есть ли материальное и идеальное? Безусловно есть! Материален мир. Идеальна мысль. Может ли мысль передаваться без общеизвестных методов общения? Опыт показывает, что при определенных условиях, да! Мы ещё многого не знаем, но наука находится на пороге раскрытия этого феномена (биотоки, биополя и пр.). Так же в совсем недавнее время люди и не подозревали о существовании очень многого того, что в наши дни является обыденно используемым (например, радиоволны различные электронные эффекты в современных системах компьютеризации, связи, медицинской диагностики и т.д.). Со временем будут изучены и использованы ещё многие другие, сегодня неизвестные человеку, эффекты проявления материи.

        В философских дискуссиях первичность Духа или Материи недоказуема, ибо не возможен эксперимент. Для повседневной жизни это не важно. Важно существование природы с её законами. Законы познаются наукой. Законы объективны и нет Идеи, Духа, который бы мог их изменить. Они (законы) ещё не все познаны человечеством, но круг познанного расширяется. Выбор веры (религии) субъективен, существование естественных законов — объективно. Объективное должно лежать в основе верований (мировоззрения).7

 

 

 

 

 

  3.Мифологическое мировоззрение, формирование.

 

Человеческое  мировосприятие, категории свободы  и рока (обстоятельств, судьбы) в  жизни зависят от того положения  Бога, которое человек Ему определяет в своем мировоззрении. В сознании человека весь мир и сам человек  созданы разумом, разумом большим, чем человеческий, так как ряд  закономерностей в различных  явлениях и качествах, устройствах  подобен. Например, человек легко может наблюдать похожее устройство организма человека и животного, может найти и похожее в растении. Он легко может уподобить устройство своего организма также и устройству материков на земле, свои кровеносные сосуды, несущие жизнь, рекам и т. д. Человек может по качествам сравнить различные явления: грозу и свою сердитость, крылья и ветер, солнечное и человеческое тепло, плодородие земли и материнство, и установить, таким образом, внутреннее родство, которое свой тайный смысл может проявить, подтвердить существование и обнаружить в символе Мудрость устройства мира для человека неоспорима. Существование для человека Высшего Разума, создавшего мир, чрезвычайно важно, так как человек считает, что он, как и Высший Разум, наделен способностью (по той же причине внутреннего родства всего мира, о котором речь шла выше) создавать, размышлять и творить. Следовательно, для человека чрезвычайно важно положение Бога в созданном космосе. Эта связь между Богом и человеком существует на очень глубоких внутренних позициях добра и зла, жизни и смерти в мире. Если Бог зависит от процессов космоса, не свободен от них, то и человек тоже не может претендовать на внутреннюю свободу выбора и творчество (создание чего-либо: устройство общества, цивилизация, научный прогресс, искусство, вообще собственная организация жизни и деятельности и пр.). Для человека те или иные критерии, оценки и позиции добра и зла в жизни создают и осуществляют его деятельность и образ жизни. В этой связи, все внутренние критерии формирует положение для человека Бога в космосе (мире), Его полномочия и действия.

Подобными или  именно такими, как действия и полномочия Бога, человек воспринимает свои собственные  полномочия в мире и возможности своих действий. Например, если человек считает, что Бог не в состоянии никак ограничить существующее зло, Он бездейственен и отвлечен от мира, то сам человек будет вести себя также - свои действия человек будет воспринимать как нечто незначительное, отвлеченное, не играющее никакой роли в обществе или мире и т. д. Формирование взглядов человека зависит от того, какими он воспринимает действия Бога.

На предложенной схеме рассматривается положение  человека в мире таким, каким его  видит и воспринимает сам человек. В центре мироздания (космоса) человек  помещает Бога (Высший Разум, Первоначало, Сверхчеловека и пр.), из которого проистекает все мироздание: стихии, живые существа и человек.

Человек, воспринимает взаимосвязи всего мира как родственные  связи, которые объясняет себе тем, что Бог из себя произвел все мировые  силы (стихии), из них произошли земля  и звезды, из них живые существа и, в конце концов, человек. Такие  родственные связи позволили  человеку считать весь мир своим  связанным родственными узами по внутреннему смыслу.

Например, научную  теорию эволюции, предложенную Чарльзом Дарвиным, сформировало мифологическое отношение к миру. Разумеется следует  различать науку от мифа, но в  данном случае именно мифологическое представление о мире сформировало научную теорию. «Родственное» отношение  ко всему живому предполагает как  в мифе, так и в научной теории, что все живое на земле произошло  из живой клетки. Модель эволюции представляет развитие мира из одного живого существа, которое развилось в различные  виды животных, благодаря возникшим  жизненным условиям, менявшихся в  результате смены ландшафтов и климатических  поясов. Из рыб произошли земноводные, из земноводных - птицы, млекопитающие и парнокопытные, из парнокопытных - млекопитающие и т. д. В конце концов, завершающим звеном творения (эволюционного природного цикла) стал человек, который произошел от общих предков с обезьянами.

Попытка представить  существование и саморазвитие земли  без Бога в мифологическом мировоззрении  потерпела крах, так как сознание человека не может воспринимать природу  в целом не наделенную сознанием  как субстанцию мудрую и упорядоченную. Целостность природы, ее гармоничность  и упорядочность, как и то, что  делает человек (культура), не мыслится человеком само по себе, как саморазвивающаяся  система, с произвольно взятым двигателем, стремящимся к развитию. Смысл  развития для человека заложен в  существовании Бога. И это для  человека становится главным смыслом, так как само развитие подразумевает  стремление к совершенству, человек  мыслит совершенным Создателя.

Информация о работе Мифологическое мировоззрение и его специфика