Мифологичский тип мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:02, реферат

Описание работы

Мировоззрение, прежде всего, - это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Это ложное, разносторонние и многоплановое образование. Оно имеет многослойную структуру.

Содержание работы

Введение. Мировоззрение и его исторические тиры.

Мифология:
А) мифология как форма общественного сознания;
Б) мифология – исторический тип мировоззрения;
В) изучение и развитие мифологии.

Миф и мифологичность:
А) сущность мифа;
Б) основные категории мифа.

Миф и религия.

Миф XX века.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

 

 

Реферат (II семестр)

 

 

Дисциплина Философия

 

Тема реферата: Мифологичский тип мировоззрения

 

 

Выполнила

Могильницкая  Надежда Витальевна

 

Группа УПН – 112(2)

 

Адрес: г.Ханты-Мансийск,

ул.Свердлова д.7, кв.5

 

Проверил: __________

____________________

 

Оценка: ____________

Дата: ______________

 

 

 

 

 

г.Ханты-Мансийск 2013 г.

 

 

 

 

 

План

 

  1. Введение. Мировоззрение и его исторические тиры.

 

  1. Мифология:

А) мифология как форма общественного сознания;

Б) мифология – исторический тип мировоззрения;

В) изучение и развитие мифологии.

 

  1. Миф и мифологичность:

А) сущность мифа;

Б) основные категории мифа.

 

  1. Миф и религия.

 

  1. Миф XX века.

 

  1. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы

 

Мировоззрение, прежде всего, - это  система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Это ложное,  разносторонние и многоплановое образование. Оно имеет многослойную структуру.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда статичным неизменным. На ранних этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание.

В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений в мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения.

 

  1. Мифология

 

а) мифология как форма общественного сознания

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на не отделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

-диахронический (рассказ о прошлом)

-синхронический (объяснение настоящего или будущего).

 

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали, определенные нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, «теоретический» и «практический».

 

б) Мифология - исторический тип мировоззрения. 
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования 
мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия. Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.

в) изучение и развитие мифологии

Первые попытки рационального переосмысления мифологического 
материала предпринимались еще в античности, причем преобладало 
аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон притивопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.)видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, 
положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности. 
Первые попытки сравнительной мифологии были стимулированы 
открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев. 
В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа связывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимыми почти с детской психологией. Философия мифа Вико содержала в 
зародыше почти все основные последующие направления в изучении 
мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие. Романтическая философия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифологию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене аллегорического истолкования символическим. Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные магистральные школы изучения мифа. 
Первая из них опиралась на достижения научного сравнительно-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зрения Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия 
через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а 
когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта 
концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый 
опыт использования языка для реконструкции мифа получил продуктивное развитие. Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, сложилась в Великобритании в результате первых научных шагов сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений.

Серьезные коррективы в эту концепцию внес 
Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную 
попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии. 
Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в область специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление "дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он относил: 
Несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим); 
Закон партиципации; неоднородность пространства; качественный характер представлений о  времени и др. Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

В современном мире изучение мифа продолжается.

 

3. Миф и мифологичность.

а) Сущность мифа

Миф - не выдумка и не фантастический вымысел. Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мыслей и жизни. Так, например, Кант объективность науки связал с субъективностью пространства, времени и всех других категорий.

Миф - необходимая категория мыслей и жизни. Это – подлинная и максимально конкретная реальность. Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, онне реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поколения, что он - божественен и свят. Если говорить о мифе как об определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и является категорией сознания и бытия вообще. Миф - не идеальное бытие, ноизненно ощущаемая и творимая,вещественная реальность и телесная действительность.

Миф - не научное построение. Многие ученые считают, что мифология - первобытная наука. Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллектуальную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия. Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это - не начало науки. В данном случае нельзя утверждать, что мифология (индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. современная наука. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не получила бы никакого самостоятельного исторического развития и история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совершенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает выводным логическим характером. Поэтому - уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией. 
а) нельзя считать, что мифология предшествует науке и что 
наука появляется из мифа.

«Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально 
питается ею, почерпывая, из нее свои исходные интуиции».

Примеры существуют в работах различных философов. Например, 
Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма - 
мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже 
относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективистическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и 
философии. Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.

Не менее мифологична и другая наука, не только «первобытная», но и 
всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе 
однородного и бесконечного пространства, т.е. по мнению А.Ф. Лосева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о 
бесконечном прогрессе общества и социальном уравнении, теория бесконечной делимости материи.

Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, на всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от друга. Миф - не научное построение, но «живое субъектобъектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вне научную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру.

Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о 
чем-то необычном, высоком, «потустороннем», и мифология говорит о 
чем-то необычном, высоком, «потустороннем» Но путать мифологию с 
метафизикой нельзя.

а) Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет 
этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бытие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф.

б) Метафизика - есть наука, или пытается быть наукой о 
«сверхчувственном» и об отношении его к «чувственному», а мифология - не наука, а жизненное отношение к окружающему. Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей. Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо. 
Не только языческие мифы поражают своей постоянной телесностью и видимостью, осязаемостью. Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общепризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и египетские мифы не содержат в себе специально философских или философско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

Информация о работе Мифологичский тип мировоззрения