Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:02, реферат
Мировоззрение, прежде всего, - это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Это ложное, разносторонние и многоплановое образование. Оно имеет многослойную структуру.
Введение. Мировоззрение и его исторические тиры.
Мифология:
А) мифология как форма общественного сознания;
Б) мифология – исторический тип мировоззрения;
В) изучение и развитие мифологии.
Миф и мифологичность:
А) сущность мифа;
Б) основные категории мифа.
Миф и религия.
Миф XX века.
Список использованной литературы.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Реферат (II семестр)
Дисциплина Философия
Тема реферата: Мифологичский тип мировоззрения
Выполнила
Могильницкая Надежда Витальевна
Группа УПН – 112(2)
Адрес: г.Ханты-Мансийск,
ул.Свердлова д.7, кв.5
Проверил: __________
____________________
Оценка: ____________
Дата: ______________
г.Ханты-Мансийск 2013 г.
План
А) мифология как форма общественного сознания;
Б) мифология – исторический тип мировоззрения;
В) изучение и развитие мифологии.
А) сущность мифа;
Б) основные категории мифа.
Мировоззрение, прежде всего, - это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Это ложное, разносторонние и многоплановое образование. Оно имеет многослойную структуру.
Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда статичным неизменным. На ранних этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений в мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения.
а) мифология как форма общественного сознания
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на не отделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
-диахронический (рассказ о прошлом)
-синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали, определенные нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, «теоретический» и «практический».
б) Мифология - исторический
тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие
из материальной практики эмпирические
знания об окружающей действительности
служили ориентиром в повседневной жизни
и первоисточником формирования
мировоззрения. Первобытные эмпирические
знания тесно переплетались с мифологическими
и религиозными представлениями. Эти представления
являлись фантастическим отражением действительности,
выражением бессилия человека перед стихийными
силами природы и иллюзорным преодолением
этого бессилия. Мировоззрение всегда
представляет собой интегральный результат
всего многокомпонентного духовного развития
данной эпохи. Мифология - это своеобразная
форма проявления мировоззрения древнего
общества. Поскольку в ней имеются представления
о сверхъестественном, она содержит элементы
религии. В мифологии отразились также
и нравственные взгляды, и эстетическое
отношение человека к действительности.
Образы мифологии в различном осмыслении
часто использовались искусством. В идеологии
нового и новейшего времени понятие мифа
используется для обозначения различного
рода иллюзорных представлений, оказывающих
влияние на массовое сознание.
в) изучение и развитие мифологии
Первые попытки рационального
переосмысления мифологического
материала предпринимались еще в античности,
причем преобладало
аллегорическое истолкование мифологии
(у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон
притивопоставил наряду с мифологией
философско-символическую ее интерпретацию.
Эвгемер (IV-III вв. до н.э.)видел в мифических
образах обожествление исторических деятелей,
положив начало "эвгемерическому"
истолкованию мифов, распространенному
и позднее. Средневековые христианские
теологии дискредитировали античную мифологию,
интерес к ней возродился у гуманистов
эпохи Возрождения, которые видели в ней
выражение чувств и страстей эмансипирующейся
человеческой личности.
Первые попытки сравнительной мифологии
были стимулированы
открытием Америки и знакомством с культурой
американских индейцев.
В философии Вико своеобразие "божественной
поэзии" мифа связывается с неразвитыми
и специфичными формами мышления, сравнимыми
почти с детской психологией. Философия
мифа Вико содержала в
зародыше почти все основные последующие
направления в изучении
мифологии.
Деятели французского
Просвещения рассматривали мифологию
как продукт невежества и обмана, как суеверие.
Романтическая философия мифологии, получившая
завершение у Шеллинга, трактовала мифологию
как эстетический феномен, занимающий
промежуточное положение между природой
и искусством и содержащей символизацию
природы. Основной пафос романтической
философии мифа состоял в замене аллегорического
истолкования символическим. Во второй
половине XIX века друг другу противостояли
две основные магистральные школы изучения
мифа.
Первая из них опиралась на достижения
научного сравнительно-исторического
языкознания и разрабатывала лингвистическую
концепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер
и др.) Согласно точке зрения Мюллера, первобытный
человек обозначал отвлеченные понятия
через конкретные признаки посредством
метафорических эпитетов, а
когда первоначальный смысл последних
оказывался забыт или затемнен, в силу
семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии
эта
концепция была признана несостоятельной,
но сам по себе первый
опыт использования языка для реконструкции
мифа получил продуктивное развитие. Вторая
школа - антропологическая, или эволюционистская,
сложилась в Великобритании в результате
первых научных шагов сравнительной этнографии.
Мифология возводилась к анимизму, к некоему
представлению о душе, возникающему у
"дикаря" из размышлений о смерти,
снах, болезни. Мифология отождествлялась,
таким образом, со своеобразной первобытной
наукой, становящейся якобы не более чем
пережитком с развитием культуры и не
имеющей самостоятельных значений.
Серьезные коррективы в эту
концепцию внес
Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу
не как сознательную
попытку объяснения окружающего мира,
а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая
доктрина Фрайзера была развита кембриджской
школой классической философии.
Впоследствии интерес в изучении мифологии
сместился в область специфики мифологического
мышления. Леви-Брюль считал первобытное
мышление "дологическим", которым
коллективные представления служат предметом
веры и носят императивный характер. К
"механизмам" мифологического мышления
он относил:
Несоблюдение логического закона исключенного
третьего (объекты могут быть одновременно
и самими собой и чем-то другим);
Закон партиципации; неоднородность пространства;
качественный характер представлений
о времени и др. Символическая теория
мифа, развитая Кассирером углубила понимание
интеллектуального своеобразия мифа как
автономной символической формы культуры,
особым образом моделирующей мир.
В современном мире изучение мифа продолжается.
3. Миф и мифологичность.
а) Сущность мифа
Миф - не выдумка и не фантастический вымысел. Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мыслей и жизни. Так, например, Кант объективность науки связал с субъективностью пространства, времени и всех других категорий.
Миф - необходимая категория мыслей и жизни. Это – подлинная и максимально конкретная реальность. Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, онне реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поколения, что он - божественен и свят. Если говорить о мифе как об определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и является категорией сознания и бытия вообще. Миф - не идеальное бытие, ноизненно ощущаемая и творимая,вещественная реальность и телесная действительность.
Миф - не научное построение.
Многие ученые считают, что мифология
- первобытная наука. Научное отношение
к мифу предполагает изолированную интеллектуальную
функцию. И мифология и первобытная наука
- разные понятия. Миф всегда практичен,
эмоционален, жизненен, но это - не начало
науки. В данном случае нельзя утверждать,
что мифология (индийская, египетская,
греческая) - это наука вообще, т.е. современная
наука. Миф насыщен эмоциями и реальными
жизненными переживаниями. Первобытная
наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна
и в этом смысле конечно, мифологична.
Но это и показывает, что если бы мифологичность
принадлежала к ее сущности, то наука не
получила бы никакого самостоятельного
исторического развития и история ее была
бы историей мифологии. Мифическое сознание
совершенно непосредственно и понятно;
научное сознание обладает выводным логическим
характером. Поэтому - уже на первобытной
ступени своего развития наука не имеет
ничего общего с мифологией.
а) нельзя считать, что мифология предшествует
науке и что
наука появляется из мифа.
«Если брать реальную науку,
т.е. науку, реально творимую живыми людьми
в определенную историческую эпоху, то
такая наука решительно всегда не только
сопровождается мифологией, но и реально
питается ею, почерпывая, из нее свои исходные
интуиции».
Примеры существуют в работах
различных философов. Например,
Декарт - основатель новоевропейского
рационализма и механицизма -
мифолог, т.к. начинает свою философию
со всеобщего сомнения, даже
относительно Бога. И это только потому,
что такова его собственная мифология,
такова вообще индивидуалистическая и
субъективистическая мифология, лежащая
в основе новоевропейской культуры и
философии. Аналогичные примеры можно
проследить и в работах Канта.
Не менее мифологична и другая
наука, не только «первобытная», но и
всякая. Например, механика Ньютона, которая
построена на гипотезе
однородного и бесконечного пространства,
т.е. по мнению А.Ф. Лосева построена на
мифологии нигилизма. Сюда же относится
учение о
бесконечном прогрессе общества и социальном
уравнении, теория бесконечной делимости
материи.
Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, на всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от друга. Миф - не научное построение, но «живое субъектобъектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вне научную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру.
Миф - не метафизическое построение.
Метафизика говорит о
чем-то необычном, высоком, «потустороннем»,
и мифология говорит о
чем-то необычном, высоком, «потустороннем»
Но путать мифологию с
метафизикой нельзя.
а) Миф - это сказка. Но для кого?
Для того, кто сам живет
этим мифом, т.е. для мифического создания.
Миф - не сказочное бытие. Это - самое реальное
и живое, самое непосредственное и даже
чувственное бытие. Характеризуя миф как
сказочную деятельность, мы выражаем свое
выражение к нему, т.е. характеризуем самих
себя, а не миф.
б) Метафизика - есть наука, или
пытается быть наукой о
«сверхчувственном» и об отношении его
к «чувственному», а мифология - не наука,
а жизненное отношение к окружающему.
Миф не научен и не требует никакой специальной
работы мыслей. Для метафизики же нужны
доказанные положения, приведенные в систему
выводы, продуманность языка, анализ понятий.
в) Для мифического сознания
все ясно и чувственно ощутимо.
Не только языческие мифы поражают своей
постоянной телесностью и видимостью,
осязаемостью. Таковы в полной мере и христианские
мифы, несмотря на общепризнанную несравненную
духовность этой религии. И индийские,
и египетские мифы не содержат в себе специально
философских или философско-метафизических
интуиций или учений, хотя на их основании
могли возникнуть соответствующие философские
конструкции.