Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:02, реферат
Мировоззрение, прежде всего, - это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Это ложное, разносторонние и многоплановое образование. Оно имеет многослойную структуру.
Введение. Мировоззрение и его исторические тиры.
Мифология:
А) мифология как форма общественного сознания;
Б) мифология – исторический тип мировоззрения;
В) изучение и развитие мифологии.
Миф и мифологичность:
А) сущность мифа;
Б) основные категории мифа.
Миф и религия.
Миф XX века.
Список использованной литературы.
Если взять исходные и центральные пункты христианской мифологии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явленное и физически осязаемое. Миф - не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа относительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно. Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой илы, а лиса - аллегория хитрости. Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб.
У Кольцова - прекрасное изображение леса, имеющее значение совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма художественное и символичное. Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической природы, может оказаться сразу и символом, и аллегорией. Также он может оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений природы.
Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.
Отсюда вывод: миф - это не только
схема или только аллегория, но всегда
прежде всего символ, и, уже будучи символом,
он может содержать в себе схематические,
аллегорические и усложненно-символические
слои. Миф -личностная форма. Исходя из
предыдущих описаний мифа можно сказать,то
«миф -бытие личностное или, точнее, образ
бытия личностного, личностная форма,
лик личности».
Личность предполагает прежде всего самосознание.
Личность
тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление
ее - частичное -
с мифом оказывается совершенно несомненным.
Всякая живая личность,
так или иначе миф, как бы миф в широком
смысле. Личность - миф не
потому, что она личность, а потому, что
она осмысленна и оформлена с точки зрения
мифического сознания. Неодушевленные
предметы, например кровь, волосы, сердце
тоже могут быть мифичными, но не потому,
что они - личности, а потому, что они поняты
с точки зрения личностно-мифическогосознания.
а) Немало описано мифических представлений
пространства и времени. Времена сокращаются
и остается только будущее. В Персидской
религии господствует идея будущего, но
она более земная и менее богатая. Тут
анти мистическая воля к культуре. Отсюда
восхваление крестьянина и скотовода.
Тут не Бог спасает человека, а человек
сам себя, водворяя добрый порядок в мире.
В индийской философии – обратное мифическое
представление времени. Тут тоже ожидание
конца времени. Но этот конец будет дан
сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь
не конец времени спасет людей, а уничтожение
всех времен вместе со всем их содержанием.
В Китайской религии преодолевается не
время, а изменения во времени. Бытие тут
-вневременного потока. Небо, Время у китайцев
не созданы. В Египетской религии восприятие
времени сходно с китайским. Тут хотят
сохранить и увековечить реальную жизнь
человека, его тело и все его члены. Отсюда
практика бальзамирования.
Греческая религия впервые дала подлинное
ощущение времени
как настоящего. Тут - длительность, но
без индийской безнадежности и гибели,
постоянство, но без китайского оцепенения,
ожидание
будущего, но без игнорирования природного
процесса. Здесь вечное
и временное сливаются в настоящее. Во
имя и вечность - актуальная
бесконечность. Христианская проблема
времени в целом близка к
древнегреческой.
Миф - историзация и просто история
того или другого личного
бытия, вне значимости его как бытия абсолютного
и даже вне его
субстанциональности.
Миф подвижен; он трактует не
об идеях (как религия), а о событиях, и
притом чистых событиях, т.е. таких, которые
именно нарождаются, развиваются и умирают,
без перехода в вечность.
В истории, в связи с этим есть определенная
относительность и несамостоятельность;
она всегда зависима и предполагает не
что неподвижное и учтойчиво смысловое.
Итак, история - становление
бытия личностного и миф - это
история.
История - ряд фактов, причинно
связанных между собою. И эти
факты приняты, поняты и принимаемы (с
точки зрения личностного
бытия).
В историческом процессе можно
различать три слоя с точки зрения А.Ф.Лосева:
1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный
слой. История - это действительно ряд
фактов, причинно влияющих друг на
друга, вызывающих друг друга, находящихся
во всестороннем пространственно-временном
общении. История - это не природа и не
развивается по типу природных процессов.
«И не история есть момент в
природе, но, всегда природа есть момент
истории».
2. Во-вторых, поскольку история
есть становление фактов
сознания. Факты истории должны быть так
или иначе фактами сознания.
Первый слой исторического процесса омифичен,
тогда как второй слой доставляет мифу
его фактический материал и служит как
бы
ареной, где разыгрывается мифическая
история.
В мифической истории мы начинаем видеть
живых личностей и
живые факты; картина истории становится
обозримым и ощутимым целым.
Для мифа не только «исторична»
история в обыкновенном смысле. Исторична
всякая личность, всякое личное общение,
всякая
мельчайшая черта или событие в личности.
3) В-третьих, исторический процесс завершается
еще одним
слоем. История - самосознание, становящееся,
зреющее и умирающее
самосознание. Творчески данное и активно
выраженное самосознание – это слово.
Миф – «поэтичен» и без поэзии, точнее без слова - миф никогда не прикоснулся бы к глубине человеческой личности. Вывод: «миф - есть в словах» данная личностная история.
б) Основные критерии мифа.
Мифы - архаическое повествование
о деяниях богов и героев,
за которыми стояли фантастические представления
о мире, об управляющих им богах и духах.
В первобытной мифологии обычно рассказывалось
о картине мира, о происхождении его элементов.
Генетически и структурно мифы тесно связаны
с обрядами.
Отделение от ритуалов и десакрализация
привели к превращению
мифов в сказки. К древним мифам восходят
и архаичные формы героического эпоса,
в историческое время мифы широко используются
как элементы поэтического языка в широком
смысле.
Самой фундаментальной категорией мифов
являются мифы этиологические и космологические,
описывающие творение мира, происхождение
людей и животных (часто в связи с тотимическими
представлениями), особенности рельефа
различных обычаев и обрядов и т.п.
На архаической стадии творение
часто изображалось как «добывание»
культурным героем элементов природы
и культуры, как их изготовление демиургом
или порождением первопредком. Процесс
творения мира
часто представлялся как превращение
хаоса в космос путем постепенного упорядочивания,
которое сопровождалось борьбой богов
или
героев с демоническими силами. Формирование
космоса обычно предполагало отделения
неба от земли, выделение суши из первичного
океана, появление трехчастной структуры
(мифы небесный, земной,
подземный) в центре которой часто помещалось
мировое дерево.
Особую категорию составляют солидарные
мифы - тесно связанные с аграрными обрядами,
рассказы об исчезающих – возвращающихся
богах и героях.
У более развитых народов древности существовали эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вокруг исторических лиц.
4.Миф и религия.
Миф - не специально религиозное
создание.
Религия и мифология - обе живут самоутверждением
личности.
Всякая религия - та или иная попытка утвердить
личность в
бытии вечном, связать ее с абсолютным.
Религия хочет спасения
личности и это, прежде всего, определенного
рода жизнь. Но она -не мировоззрение. Религия
- осуществленность мировоззрения вещественная
субстанция морали.
Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существовать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.
Мифология диалектически - невозможна
без религии, ибо она
есть нечто иное, как отраженность чистого
чувства и его объективного кореллято-художественного
образа - в религиозной сфере.
Религиозная философия ближе
всего стоит к превращению бога в
сознательно выработанную иллюзию, поскольку
она строит систему
гипотез, для защиты потерявших всякий
кредит старых мифов и религиозных преданипй.
Место и роль мифа в религиозной
философии скрывает проблема
«демифилогизации». Она была выдвинута
в 1941 г. протестантским
теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между
христианским мифом и современной наукой
«разрешается» им за счет различения в
христианском учении «благой вести», и
ее мифологического облачения, составляющего
лишь внешнюю форму, приспособленную к
мировоззрению
той исторической эпохи, когда это "весть"
впервые достигает людей. Поэтому миф
не имеет собственной ценности; он сохраняет
или
теряет ценность в зависимости от решения
верующего, для которого
миф является только символом, открывающим
путь к Богу.
Специфика совмещения мифа
и философии в рамках религиозной
философии, как и философия религии, нуждается
в глубоком и тщательном исследовании.
5. Миф XX века.
Миф, т.е. специфически обобщенные
отражения действительности
выступающие в форме чувственных представлений
и фантастических
одушевленных существ, всегда играл значительную
роль в религии и религиозной философии.
Для XX века большое значение
приобретает политический миф,
ведущий к санкранизации государства,
«нации», «расы», и т.д., что
с наибольшей полнотой появилось в идеологии
фашизма. Причем используемый миф оказывается
то традиционно религиозным, как древнегерманская
мифология; то сконструированным в рамках
буржуазной философии; то демагогически
абсолютизированной реальной общностью,
как «нация», «народ» и др.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа, но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях. Различные формы общественного сознания и после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим «языком», расширяя и по новому толкуя мифологические символы. В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Т.Манн, Ж.Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворческтво- создание собственных поэтических символов.
Список используемой литературы: