Милетская школа Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 10:58, реферат

Описание работы

Становление собственной греческой философии произошло в 7 в до н.э. Этот век характеризуется важными революционными процессами и переменами. В это столетие появляются великие философы, художники, мыслители и законодатели. Большую роль в подготовке античной философии сыграли «семь мудрецов». В состав «семи мудрецов» также входил Фалес – первый древнегреческий философ и ученый, основатель милетской философской школы.

Содержание работы

Введение 2
1. Философия Фалеса 4
2. Анаксимандр. Идея нейтральной материи. 10
3. Анаксимен. Изменение без личности. 18
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление собственной греческой философии произошло в 7 в до н.э. Этот век характеризуется важными революционными процессами и переменами. В это столетие появляются великие философы, художники, мыслители и законодатели. Большую роль в подготовке античной философии сыграли «семь мудрецов». В состав «семи мудрецов» также входил Фалес – первый древнегреческий философ и ученый, основатель милетской философской школы.

Милетская школа – первая философская античной Греции (VII—VI вв. до н.э.), принадлежит к ионийской философии. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.1 И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического ,так и практического),главный интерес всех представителей школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа тяготеет к материализму.

  Милет располагался на пересечении торговых путей. В его порт прибывали корабли из многих стран. Кипела торговля, звенели монеты, покупались заморские товары. В городе было много грамотных людей. Математики, астрономы, поэты, историки восхищали приезжих. В свою очередь, иноземцы рассказывали о жизни, быте, верованиях своих народов. Эта жизнь отличалась от жизни милетцев. Неудивительно, что в подобной атмосфере появились мыслители, которые пытались в противовес мифологии дать свой ответ на вопрос о сущности бытия. Здесь зародилась милетская школа философии.

Цель данной работы – показать, насколько важен был шаг, сделанный первыми натурфилософами в Древней Греции. Cреди этих натурфилософов были: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они произвели переворот в греческой мысли- они совершили «греческое чудо», так его называет ученый и антиковед Эрнест Ренан. До появления философии люди представляли мир, сообразовывая его с мифом (точнее с представлениями о мире, которые были прописаны Гомером и Гесиодом), теперь же люди становятся причастны к «логосу». Традиционная мысль претерпевает критику. Люди задумываются, насколько справедливо и обязательно то, что осталось от неписанных законов их предков. Задумываясь, люди стараются найти свой ответ на этот вопрос. Теперь люди стараются решать те или иные вопросы, по большей части, руководствуясь разумом, а не традицией.

В соответствии с указанной целью в данной работе были поставлены и решались следующие задачи: Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы; Изучить развитие милетской философии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Фалеса

Первым представителем милетской школы был Фалес (640 - 562 гг. до н.э.). Фалес, много путешествуя, изучал достижения в различных сферах знания. Он побывал в Египте, Финикии и других странах. Его заслуга состояла в том, что он привез в Милет знания, собранные в восточных странах. Традиция приписывает ему и другие заслуги: он сформулировал пять теорем геометрии (в их числе - о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам).

Греки считали Фалеса великим изобретателем за его успехи инженера. Насколько они недооценивали его, видно по тому, что Фалес мог бы не без оснований назвать своими изобретениями понятия «материя», «физика», «наука» и «философия». Но все эти понятия надо было открыть. И чтобы открыть их, надо было растстаться с мифологией. Утверждение Фалеса, что «все вещи — вода», может показаться малообещающим началом для тех науки и философии, которые мы знаем сегодня. Но по сравнению с мифологией, внутри которой оно родилось, это была революция. Разрыв с мифологией не был, да и не мог быть полным. Фалес еще не мог представить себе материю как нечто абстрактное и отделить понятие о ней от мысленного образа морской воды: одно было неотъем¬лемо от другого. А его представление об изменении еще основывалось на чувстве, что «все полно богов». Но Фалес задал вопрос нового типа, и этот вопрос придал четкую форму западной мысли.

В одной старинной китайской книге сказано: «Все, что существует, находится в пространстве; и все, что находится в пространстве, имеет звук». Сегодня мы вряд ли согласимся со вторым из этих высказываний, но первое более правдоподобно. В число тем, кототрыми сейчас занимаются наши ученые-исследователи, входят вопросы о природе пространства и материи, о способах превращения массы в энергию, новые конструкции циклотронов и т. д. . Мы считаем все это «наукой», и порой мы — или, по крайней мере, научные обозреватели наших газет — пишем, что сегодняшняя наука занята поисками глубочайшей природной основы нашей действительности. Так ли это на самом деле, зависит от того, истинно ли утверждение, что все существующее в мире расположено в пространстве и состоит из вещества, а это скорее общефилософский вопрос, чем узко научный.

Именно Фалеса из Милета мы должны благодарить за возникновение на Западе и философии, и науки. Как бывает в большинстве случаев при рождении чего-то нового, появление философии на свет выглядело достаточно скромно; и как во многих случаях бывает с тем, что старо, ее историю трудно выделить из потока информации и восстановить.

О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей, И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает ее водою».2 Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов,которых мы называем стихийными материалистами.

До Фалеса никто в Древней Греции и на Ближнем Востоке не пытался ответить, «что такое все вещи». Ранние греки на примитивном уровне своей культуры считали, что мир природы населен обожествленными существами, похожими на людей, только живущими далеко и большими по размеру, которые «делают то, что происходит».

А Фалес, наоборот, пытался формулировать объяснения в терминах причинно-следственных связей между существующими в пространстве и времени предметами, а не в терминах субъективных ассоциаций между идеями. Давайте рассмотрим ближе тот фундаментальный вопрос, на который ответил Фалес. Поиск ответа на вопрос «Что такое все вещи?» требовал огромной проницательности и огромной силы воображения, поскольку этот вопрос подразумевает, что все в мире — это части единого мира «бытия» и что все вещи имеют какое-то общее свойство. Он влечет за собой вопрос о том, что такое «бытие», в отличие от менее обобщенных вопросов о том, что такое те или иные конкретные живые существа. И прежде чем ответить на этот вопрос, Фалес предположил, что бесконечное разнообразие того, что существует в мире, структурированно настолько, что позволяет дать какой-то один ответ. С этого допущения и началась философия.

Философия в том смысле, в котором мы будем применять этот термин, кроме всего прочего — попытка найти единственное интуитивное определение бытия, единственную систему реального мира, которая могла бы синтетически объединить и скрепить многочисленные специализированные компоненты наших знаний и нашей общественной структуры. Нет никаких указаний на то, что кто-либо до Фалеса занимался этим вопросом или ожидал, что если бы кто-то заинтересовался им, то наблюдения над физическим миром и их обобщение могли бы дать на него ответ. Ближневосточные легенды, в которых описано, как мир поднимается из воды после Всемирного потопа, отвечают на другой вопрос: как возник мир? Они не задаются вопросом о том, что он такое. Они дают ответ другого рода: «кто-то сделал мир». Нет, определенные вещи всегда действуют определенным образом.

В греческом языке эпохи Фалеса слово hydor (вода) означало не только Н20, но применялось и для обозначения «любого жидкого вещества».

Что привело Фалеса к его идее? Хотя мы этого не знаем, мы можем предположить, что к его теории имеют отношение четыре фактора. Во-первых, он был инженером. Милет был центром обучения инженеров персидской армии, а в рассказах о Фалесе говорится, что он был человеком этой профессии. Во-вторых, он был из Милета. В Милете, где смешивались в одной толпе греческие, персидские, египетские и лидийские купцы и путешественники, отбросить или принять в Греции представления было легче, чем где - либо еще. В-третьих, он был путешественником и морякам: из более поздних рассказов мы узнаем о его путешествиях и созданных им новых правилах навигации. Как и у других ионийских греков, центром его мира было Эгейское море. В-четвертых, вода в этой части мира не была чем-то, что дается даром. Ее огромное значение для всех живых существ и ее вкус здесь оценивали по достоинству: через сто лет после Фалеса поэт Пиндар написал: «Лучшая из всех вещей — вода».

Как бы ни сочетались между собой эти стимулирующие компоненты прошлого опыта, в любом случае из них родилась новая идея — мысль, что различия между вещами каким-то образом обусловлены преобразованиями воды — ее переходами из жидкого состояния в огненное, иначе говоря, газообразное, или твердое, а именно: что в основе этих различий лежит определенная закономерность, потому что все вещи, существующие в природе, — это материя в покое или в движении.

Если говорить коротко, то Фалес определил основные сущностные свойства материи как такие, которые отвечают на его новый философский вопрос; поэтому он имеет право называться первооткрывателем не только философии, но и науки.

Второй отрывок мысли Фалеса — это снова короткая цитата из его высказываний, сохраненная Аристотелем: «магнит имеет душу («психе»), потому что двигает железо».3 Так же, как слово «гидор» в греческом языке времен Фалеса не всегда означало только один вид жидкости, так и «психе» не имело того значения «сознательное «я», которое сразу же подсказывает нам перевод «душа». Для Фалеса «психе» могло означать всего лишь источник движения, внутреннюю силу. (Другую такую же силу-душу Фалес видел, когда наблюдал за электростатической силой притяжения предметов к янтарю).  Но эта информация все же показывает, что «жидкая материя» Фалеса все-таки была в какой-то степени живой и что изменения и действия, происходящие в природе, частично объяснялись тем, что материя живая. Представление о безличной природе, в которой нейтральная материя автоматически передает импульсы движущих сил, не возникало у Фалеса. Поэтому мы не совсем правы, когда, говоря о его идеях, применяем термины «природа», «материя» или «автоматические причинно-следственные отношения». Полное разграничение представлений о природе как о чем-то механическом и представлений о природе как о чем-то живом произошло только через восемьдесят лет после него.

То, что слова «жидкость» и «душа» были такими двусмысленными в греческом языке во времена Фалеса, не случайно. До него никто даже не вступал на путь формирования ясного представления о материи, а без понятия «материя» никому не могли прийти на ум ни понятие «физика» (изучение движущейся материи), ни понятие «материализм» (философский взгляд, согласно которому все, что существует, материально). У греков тогда еще не было ясного представления о человеческом «я», оно же душа, оно же сознание; они склонялись к тому, чтобы отождествлять «я» человека с его телом. Представление о душе человека как внутреннем «я», отдельном от тела, появилось на сцене философии почти через два столетия после Фалеса.

Некоторые философы будут спорить с этим, доказывая, что ясновидение и проведение четких границ несовместимы. Они полагают, что философия неизбежно теряет дар ясновидения по мере того, как наука, жизнь и учеба создают эти четкие границы. Рассматривая историю мысли, мы должны спросить себя, действительно ли факты показывают, что такое противоположение обязательно, то есть существует всегда.

 

                     

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анаксимандр. Идея нейтральной материи.

Вторым философом этой школы и учеником Фалеса был Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.). Анаксимандр был весьма активным во многих сферах жизни: был изобретателем, правителем одной из колоний Милета на побережье Черного моря, создателем географических карт. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов. Сочинение Анаксимандра называлось «Пери фюсеос», т. е.«О природе». Само название этого и одноименных ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческие философы, в отличиеот древнекитайских и древнеиндийских, были прежде всего натур-философами, или, точнее говоря, физиками (сами античные ав-

торы называли их фисиологами).

Анаксимандр пошел дальше блестящего, но простого утверждения, что все вещи сделаны из одной и той же материи, и показал, как глубоко должно проникать средствами объективного анализа в реальный мир. Он сделал четыре четко определяемых крупных вклада в понимание людьми мира:

1.  Он понял, что ни вода и никакое  другое обычное, как она, вещество  не может быть базовой формой  материи. Эту базовую форму он  представлял себе — правда, довольно  смутно — в виде более сложного  органичного нечто (которое назвал  «апейрон»). Его теория прослужила науке двадцать пять веков.

Информация о работе Милетская школа Древней Греции