Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 18:46, контрольная работа
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.
На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.
Вообще
вопрос о взаимном отношении материального
и духовного принципов, естественно,
еще не ставился, он был сформулирован
позже. Представители этой школы
интуитивно понимали мир как материальный.
Вместе со стихийным материализмом
в мышлении этих философов проявляется
и «наивная» диалектика, с помощью
понятийных средств которой они
стремятся постичь мир в
Стихийный
материализм ионических философов
был преодолением старых религиозно-мифологических
представлений о мире. На основной
вопрос предшествующей космогонии о
первопричине, или первопринципе, мира
они давали, в отличие от всех мифологических
концепций, вполне материалистический
ответ.
Фалес
Современник Креза и Солона (род. приблиз. в 625 г., умер в середине VI в.), он был не только первым греческим философом, но и первым греческим ученым, математиком и астрономом.
Он участвовал в походе Креза против Кира и помогал царю своими советами. Евдем, ученик Аристотеля, написавший историю греческой астрономии и математики, говорит, что свои математические и астрономические познания Фалес приобрел в Египте; главнейшим доказательством этих познаний служит его знаменитое предсказание солнечного затмения, которое произошло 28 мая 585 г. во время вышеупомянутого похода Креза.
Философия его дошла до нас в двух положениях – все произошло из воды, т. е. начало всего есть вода, на которой плавает земля, и все полно богов, все полно демонов и душ.
Фалес, основатель такого рода философии, признает за начало воду (почему он утверждал и то, что земля держится на воде). Вероятно, он пришел к такому предположению, видя, что пища всех существ влажная и что самая теплота возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все происходит, есть начало всего). Это привело Фалеса к его предположению, а также и то обстоятельство, что сперма всех животных имеет влажную природу; вода же есть начало влажного естества.
Интересной является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая — зимняя тропическая и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).
С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Рационалистическому подходу Фалеса отвечает и его мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые «встречным напором преграждают ему течение».
Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал и практической жизни.
Философия
Фалеса была первой
попыткой целостного
миропонимания, первой
попыткой определить
безусловное начало
всех вещей; и результатом
этой попытки было
учение о единстве
материи, или, что еще
важнее, о единстве «естества»,
единстве субстанции,
лежащей в основе всего
сущего.
Анаксимандр
Принципом всех
принципов, началом всех начал этот философ объявляет "апейрон",
что по-гречески значит "беспредельное".
Образ философа Анаксимандра, который вырисовывается из исто-
рических свидетельств, в общем и целом укладывается в очерченный
ранее тип античного мудреца. Ему, как и Фалесу, приписывают це-
лый ряд важных практических достижений. Например, сохранилось
свидетельство, согласно которому Анаксимандр руководил колониаль-
ной экспедицией (апойкией) — выселением граждан из Милета в од-
ну из колоний на Черном море; называлась она Аполлонией.
Кстати, выселение в колонию было сугубо
практическим, правда в ту эпоху уже привычным, делом; нужно было
отобрать людей для выселения, снарядить их всем необходимым и
сделать это толково, быстро, оперативно. Вероятно, милетянам Анак-
симандр казался человеком, подходящим для такого дела.
Анаксимандру, как и Фалесу, приписывают целый ряд инженерно-
практических изобретений. Например, считают, что он построил универ-
сальные солнечные часы, так называемый гномон. По ним греки опре-
деляли равноденствие, солнцестояние, времена года, время суток.
Анаксимандр, как полагают доксографы, прославился также неко-
торыми географическими сочинениями. Свидетельство Агафемера:
„Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первым дерзнул начертить
ойкумену на карте; после него Гекатей Милетский, человек много пу-
тешествовавший, внес в нее уточнения, так что она сделалась предме-
том восхищения" (6; 117).
Анаксимандру приписывают и такое очень интересное по тем
временам новшество: считается, что он одним из первых, если не пер-
вый, на медной доске попытался изобразить Землю. Как именно он
нарисовал нашу планету — неизвестно, но важен факт: возникла мысль
на рисунке-схеме "представить" то, что увидеть непосредственно нель-
зя — Землю как целое. То были образ и схема, очень близкие обще-
мировоззренческому "охвату" мира философской мыслью.
Если последующие века скорее развенчали, чем подтвердили славу
Анаксимандра как астронома, то сделанный им шаг на пути преобра-
зования идеи первоначала до наших дней сохранил значение величай-
шего и перспективного интеллектуального изобретения. Вот свидетель-
ство Симпликия: „Из полагающих одно движущееся и бесконечное
[начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик
Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апей-
рон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не
воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но не-
кую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы
[миры] и находящиеся в них космосы" (9; 117).
В непосредственном историческом окружении Анаксимандра фи-
лософы обязательно выбирали какое-то определенное материальное
первоначало: Фалес - воду, Анаксимен - воздух. А между этими двумя
философами, придающими качественно определенный характер перво-
началу, вклинивается Анаксимандр, который следует уже иной логи-
ке и утверждает, что первоначало бескачественно: им принципиально
не может быть ни вода, ни воздух, ни какая-либо другая определенная
стихия.
Что же такое апейрон, это приписываемое Анаксимандру понятие,
введенное им, как считается, в первом прозаическом сочинении о при-
роде? Апейрон в понимании Анаксимандра — начало материальное,
но вместе с тем неопределенное. Идея эта — результат развертывания
внутренней логики мысли о первоначале: раз есть различные стихии
и раз кто-то последовательно возводит каждую из основных в ранг
первоначала, то, с одной стороны, стихии как бы уравниваются, а с
другой — одна из них неоправданно предпочитается. Почему, напри-
мер, берется вода, а не воздух? Так рассуждал — вопреки Фалесу —
Анаксимен. Почему воздух, а не огонь? Так — уже вопреки им обо-
им — думал Гераклит. Почему огонь, а не земля? И не придать ли
роль первоначала не одной какой-то стихии, а всем им вместе? Так
потом будет рассуждать Эмпедокл. Но ведь не обязательно последова-
тельно проходить эти логически возможные стадии. Если сопоставить
все варианты (в пользу воды, воздуха, огня), каждый из которых
опирается на какие-то достаточно веские аргументы, все же окажется,
что ни у одного из них нет абсолютной убедительности перед дру-
гим. Не напрашивается ли отсюда вывод, что на роль первоначала
нельзя выдвигать ни отдельную стихию, ни все их вместе? Однако и
после поистине героического "прорыва" мысли к апейрону на целые
века еще будет сохранять власть над умами древних философов ис-
ходная логика, апеллирующая к определенному, качественному, хотя
"в-себе" уже абстрактному первоначалу.
Анаксимандр сделал дерзкий шаг к понятию неопределенно-
бескачественного материального. По своему содержательному фи-
лософскому смыслу апейрон как раз и являлся таковым. Вот почему
неопределенность как характеристика первоначала была крупным
шагом вперед философской мысли по сравнению с выдвижением на
первый план какого-то одного, определенного материального начала.
Апейрон — еще не понятие материи, но ближайшая перед ним оста-
новка философствования.
Апейрон означает "беспредельное", "безграничное". Само это при-
лагательное соотносится с существительным шрщ, или "предел", "гра-
ница", и частицей ос- , которая означает отрицание (тут — отрицание
границы). Итак, греческое слово "апейрон" образуется так же, как
и новое понятие о первоначале: посредством отрицания качествен-
ных и всяких иных границ. Вряд ли осознавая истоки и следствия
своего выдающегося интеллектуального изобретения, Анаксимандр по
существу показал: первоначало — не некоторая особая материаль-
ная реальность, а специфическая мысль о материальном мире; и
потому каждая
следующая логически
ях о первоначале образуется философской мыслью из философской
же мысли. Исходный шаг — абстрагирование материального как обще-
го, но остаточное привязывание его к определенному, качественному__
уступает место отрицанию. Слово "апейрон" — было ли оно заимство-
вано Анаксимандром из бытового словаря древних греков или создано
им самим — как нельзя лучше передает генезис философского поня-
тия беспредельного.
В этом понятии как бы заключена попытка ответа еще на один