Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 18:46, контрольная работа
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.
вопрос, который также должен был возникнуть со времени Фалеса.
Ведь первоначало должно было объяснить рождение и гибель всего,
что есть, было и будет в мире. Значит, должно быть нечто, из чего
все возникает и во что все разрешается. Иными словами, первопричина,
первооснова и рождения, и гибели, и жизни, и смерти, и возникнове-
ния, и уничтожения сама должна быть постоянна, неуничтожима,
т.е. бесконечна во времени. Античная философия четко представляет
различие между двумя состояниями. Одно отмечено рождением и
смертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет — оно
преходяще. Преходящи каждый человек, каждая вещь. Преходящи
состояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит,
есть множественное, и оно же — преходящее. Первоначалом, по логике
этого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим —
ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.
В отличие от тел, состояний, людей, отдельных миров, первоначало
не погибает, как погибают те или иные вещи и миры. Так рождается и
становится одной из самых важных для философии идея бесконечнос-
ти, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия про-
странственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствия
временных границ).
Анаксимандр, как мы видели, сопоставляет первоначало в его чис-
то материальном облике, например воду и огонь: он рассматривает
разные стихии, разные виды существования материального, скажем,
твердое и жидкое, сухое и влажное. И рассуждает так: ни одно из них
не может быть отделено от другого, ни одно не может быть возвышено
над другим, потому что одно из другого рождается. Материальные
состояния родственны, равноправны, и именно поэтому из одного может
возникнуть другое: сухое может увлажниться, влажное — высохнуть,
холодное — стать горячим, горячее — остынуть. Иными словами,
наблюдаются взаимопереходы между материальными состояниями, их
взаимосвязи, которые в свою очередь неоднородны: среди них есть
взаимодействия, которые ум человеческий отнюдь не случайно выде-
ляет для более пристального рассмотрения. И тут намечаются суще-
ственные различия между дофилософской и ранней философской
диалектикой, даже если последняя выступает в своей зародышевой
форме. Не обязательно быть философом, чтобы заметить изменчивость
вещей, взаимопереходы состояний. Что сухое увлажняется, горячее
охлаждается, люди наблюдают уже в повседневном опыте. Философы
же показывают — и как раз благодаря идее первоначала, что проти-
воположные состояния чем-то объясняются, что они как бы сосре-
доточены в едином и из единого основания "выделяются". А единое не
тождественно ни той, ни другой противоположности. Значит, если
первооснова — апейрон, то именно апейрон дает начало рождению и
гибели, "из" апейрона "происходят" эти и другие противоположно-
сти. Так философия движется к важнейшей из своих идей — идее
единства и противостояния противоположностей, идее, которую
Гегель позднее
назовет проблемой "основания"
противоположностей.
Анаксимен
Анаксимен одновременно и последователь Фалеса, и продолжа-
тель линии Анаксимандра. И ему представляется, что можно найти
такое первоначало, которое будет отвечать и идее Фалеса, и тем тре-
бованиям, кои выдвинул Анаксимандр: он считает началом воздух и
бесконечное (тошшроу). Первоначалом — таков, по существу, логичес-
кий путь мысли Анаксимена — должна стать самая бескачественная
из материальных стихий (не обладающая всеми теми заметными и
определенными качествами, которыми обладает, например, вода). А все
же это должно быть качественное первоначало, которое человек спо-
собен так или иначе видеть, ощущать. Значит, делает вывод Анакси-
мен, первоначалом должен стать Воздух как стихия природы. Воздух,
как он полагал, более обширное, более "беспредельное" начало, чем
вода. И в самом деле, ограниченность водных пространств, возмож-
ность высыхания каких-то тел — все это заметно невооруженному
взгляду. Воздух же трудно увидеть, он — стихия, которая не имеет
цвета, лишена обычных "телесных" качеств. Как правильно отмечают
некоторые интерпретаторы, воздух у Анаксимена не был ни газом, ни
вообще чем-то таким, что может на наших глазах изменять свои качес-
твенные состояния. Речь шла скорее о воздухе — "образе" всеобщей
стихии. Слово "воздух" наполнялось у Анаксимена все более симво-
личным, обобщенным, абстрактным содержанием. Но последний шаг
в сторону первоначала, подобного апейрону, мыслитель не готов был
сделать. Поэтому Анаксимен — философ, во времени следовавший за
Анаксимандром, — логически может быть скорее поставлен на проме-
жуточную ступень
между Фалесом и Анаксимандром.