Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:40, реферат
Ныне для многих исследователей в области общественных наук, представителей многих философских течений становится ясно, что ключом к предсказаниям будущего является анализ экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения произойдут в жизни человеческого общества в ближайшие годы, десятилетия, пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса, характер его социальных последствий.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
« »
Кафедра
«Философии»
Реферат принят
с оценкой ______
Преподаватель
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОНВЕЙЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА».
Реферат по дисциплине
“Философские проблемы современной науки”
Реферат выполнила
студентка
гр.
26.04.2010
2010
Введение
Ныне для многих исследователей в области общественных наук, представителей многих философских течений становится ясно, что ключом к предсказаниям будущего является анализ экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения произойдут в жизни человеческого общества в ближайшие годы, десятилетия, пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса, характер его социальных последствий.
Атомная и термоядерная энергия, начало космической эры, автоматизация и кибернетизация производства, компьютеризация повседневной жизни - это такие достижения современной науки, которые говорят об оправданности ее огромного и все возрастающего влияния на все сферы общественной жизни. Если раньше область техники ограничивалась сферой производства материальных благ, то ныне она пронизывает всю ткань общественной жизни.
Техника, основанная на современной науке, усовершенствовала транспорт, она вторглась в нашу культуру, быт, отдых.
Сейчас нет такой крупной хозяйственной проблемы, решение которой не было бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции. Она оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.
Произошел резкий, качественный скачек в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить как весь предшествующий ход научно-технического прогресса, так и возможные перспективы в будущем. Кибернетика и бионика разрабатывают такие принципы техники будущего (безмашинная техника, например, или устройство, представляющее собой симбиоз живого организма с техникой), которые не укладываются в привычные представления.
Революция
в технике сопровождается и обуславливается
революцией в науке, в инженерно-техническом
мышлении. Техника оказывает влияние
на общественные отношения, на идеологию,
нравственные отношения, ставит новые
проблемы перед обществом.
Развитие
системы “человек
– техника”
Рассмотрение проблемы “человек – техника” тесно связано с определением самого понятия техника.
Тайна техники скрыта в труде, сущность ее может быть понята лишь в связи с сущностью труда. К. Маркс определяет труд как "процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". В труде участвуют три компонента: человек, средство труда и предмет труда. Средство труда играет роль связывающего звена между человеком (обществом) и предметом труда (природой) это промежуточное положение техники обуславливает и соответствующий методологический подход к ее рассмотрению.
В социологическом анализе ее развитие должно быть соотнесенного не только с предметом труда, но и с человеком. Естественная сила человека, или, иначе говоря его собственные работающие органы, орудия труда с самого начала образуют единую работающую систему. "Труд - как отмечает Ф. Энгельс, начинается с изготовления орудий". Только в единстве человека и техники возможен труд. Это единство основывается, во-первых, на том, что назначение естественных работающих органов человека и его искусственных органов, т.е. орудий труда, в принципе совпадает (и те и другие служат средствами преобразования природы), а во-вторых, на том, что они друг друга дополняют.
Прежде всего человек создает ударные, режущие инструменты, так как его естественные режущие органы – зубы и ногти – меньше всего приспособлены для обработки жесткого материала природы. Паровой а затем электрический двигатели позволили многократно увеличить движущую энергию человеческого организма и заменить ее как двигательную силу. Исторически техника формируется именно как дополнение естественных человеческих органов труда, а не как их копия. Однако не только техника дополняет и удлиняет несовершенные человеческие органы в процессе труда, но и сам человек в известной степени дополняет орудия труда своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. Он дополняет их в силу того, что сами по себе эти орудия слишком несовершенны, чтобы автоматически осуществлять трудовые функции.
В отличие от предшествующих экономистов К.Маркс анализирует развитие орудий труда не как самостоятельный процесс, протекающий наряду с процессами социальными, а как такой, который включен в целесообразную человеческую деятельность и вне ее не может быть понят. Он рассматривает развитие техники как исторический процесс последовательной передачи трудовых функций человека техническим средствам, процесс их овеществления. На всех этапах истории техники орудия труда вместе с человеком составляют совокупный рабочий механизм. Этот механизм можно рассматривать по сути дела как своего рода автомат, т.е. автоматическую систему в широком, "кибернетическом" смысле этого слова. Особенность такой системы, в отличие от электронного автомата, заключается только в том, что сам человек (а не те или иные технические, электронные) своим телом, руками, своей энергией, мозгом, нервной системой дополняют орудия труда до уровня автоматически действующего устройства. Древний человек, обрабатывающий с помощью топора какой-либо предмет, делает примерно то же самое, что и современный станок с числовым программным управлением. Однако древнему человеку в силу не развитости технического орудия приходится самому выполнять роль и источника энергии, и двигательной силы, и держателя инструмента, и контролирующего и программного устройства. В сущности, этот первобытный ремесленник вместе со своим каменным топором образует автоматически действующий рабочий механизм. В известной мере эта аналогия с автоматом относится и к рабочему капиталистического общества. К. Маркс не раз обращает внимание в "Капитале" на тот факт, что рабочий является по сути дела, "живым автоматом", что в мануфактуре он превращает свое тело в "автоматически односторонний орган", "в автоматическое орудие данной частичной работы". Чем более развитыми в техническом отношении становятся орудия труда, превращаясь из простых орудий в машины, а из этих машин в устройства с различной степенью автоматичности, тем большую роль играет в совокупном рабочем механизме вещный элемент, соответственно, меньшую роль - личный элемент.
Среди
технических средств важнейшая
роль принадлежит орудиям
Трудовые функции рабочего, которые вследствие разделения труда выполняются чисто механически, однообразно, бездумно, стандартными движениями, постепенно становятся функциями технического механизма.
В машинном, фабричном производстве устраняются качественные различия труда, а разделение труда сводится к распределению рабочих между специфическими машинами. Работа на его автомате требует определенной квалификации, рабочий на всю жизнь становится частью частичной машины.
Таким
образом, в отличие от ремесленного,
где человек является хозяином и
творцом всего
Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками машины, тем не менее они - непременные участники производства без которых машины оказываются бесполезными - ржавеют, портятся и так далее.
К.
Маркс показал, что машинное, фабричное
капиталистическое производство уродует
и калечит рабочего как в социальном,
так и в технологическом
С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических показателях труда.
Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними тем, что, во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих, "мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего класса", что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке.
Сама по себе машина удешевляет и увеличивает продукцию, сокращает рабочее время, облегчает труд и вообще знаменует победу человека над силами природы: но капиталистическое применение машин не позволяет простым труженикам использовать для себя все эти преимущества и даже часто приводит к отрицательным для них результатам.
Во
всяком капиталистическом производстве
"рабочий применяет условия
труда, а наоборот, условия труда
применяют рабочего", т.к. это производство
"есть не только процесс труда, но в
то же время и процесс возрастания капитала".
В машинном производстве это извращенное
отношение получает не только социально-экономическое,
но и техническое выражение. Человек становится
рабом машины: господство прошлого труда
над живым становится не только социальной,
выраженной в отношении капиталиста и
рабочего, но еще и технологической истиной.
Проблема
“человек – техника”
на современном этапе
Современное
понимание термина
"техника"
Сегодняшнее понимание термина "техника" имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны - оно в известной мере противоположно ему.
"Та
сфера действительности, которая
может рассматриваться как
В более широком смысле термина "техника" говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие "биотехнология" позволяет включать в предметное поле техники всю биологию.
"Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о "технике" мышления и дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о "технике любви".
Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как "психотехника" и "социотехника", свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения". Поэтому