Мировозрение Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

В основе философии лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отправной точкой философствования Декарта становится проблема достоверности знания. Наиболее трудная проблема философии Декарта - это отношение души и тела у человека. В учении о познании Рене Декарт — родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).

Содержание работы

Введение 3
1.Биография 4
2. Основы философии Декарта 5
3. Методология 7
4. Метафизика 8
5. Дуализм 10
6. Влияние идей Декарта на философию и науку XVII—XIX веков 11
Заключение 14

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет «Международный»

Кафедра «Международные коммуникации»

 

 

Мировозрение декарта

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

 

 

 

 

 

    Проверил, доцент 

кандидат философских  наук

С.П. Рещикова

      _____________________2013 г.

 

    Автор реферата

    студентка группы МН-270

    ________________Н.А. Фенина                  

______________________2013 г.

 

     Реферат защищен

    с оценкой (прописью, цифрой)

    ___________________________

    _____________________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рене Декарт - один из величайших мыслителей Франции, талантливый математик, физик и физиолог. Поле его деятельности не было однообразным. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину. Основной  целью Декарта было описание природы при помощи математических законов.

Рене Декарта считают одним из основателей философии Нового времени. В основе философии лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отправной точкой философствования Декарта становится проблема достоверности знания. Наиболее трудная проблема философии Декарта - это отношение души и тела у человека. В учении о познании Рене Декарт — родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).

Учение Декарта и  направление в философии и  естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства –  от латинизированной формы имени  Декарта. Он оказал значительное влияние  на последующее развитие науки и  философии, в частности идеализма и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.

 

 

 

 

 

1.Биография

 

Рене Декарт родился 31 марта 1596 г. в знатной дворянской семье из Бретани. Он рано проявил  способность к критическому мышлению, за что отец шутливо прозвал его маленьким философом. В 1606 году отец отправил его в иезуитскую коллегию Ла Флеш, там у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой и в то же время появилась сильная антипатия с схоластической философии, которую он сохранил на всю свою жизнь. После окончания коллегии Декарт продолжил образование. В 1617 Декарт поступает на службу в армию и много путешествует по Европе. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Как он сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». Предполагается, что Декарт открыл универсальный научный метод, который он впоследствии плодотворно применял в самых разных дисциплинах.

В 1629  он приезжает и остается в Голландии, чтобы полностью посвятить себя науке. Декарт изучает метафизику, физику, космологию, антропологию. В области космологии он самостоятельно пришел к выводу о вращении Земли вокруг Солнца. Но, узнав об осуждении Галилея, решил не публиковать свою работу, посвященную этому открытию. В 1649 г. по приглашению королевы Христины переезжает в Швецию. Однако этот переезд был роковым. Королева имела обыкновение начинать беседы с Декартом в 5 часов утра. Для слабого здоровья Декарта это было тяжело. Суровый климат, жесткий режим окончательно подорвали его здоровье. 2 февраля 1650 г. философ заболел воспалением легких и через неделю скончался. Он был похоронен в Швеции, а в 1667 г. его останки были перевезены в Париж и захоронены в церкви Сент-Жермен-де-Пре.

 

 

 

 

2. Основы философии Декарта

Декарт был одним  из тех мыслителей, которые тесно  связывали развитие научного мышления и общими философскими принципами. Поначалу при формировании его философии важную роль играл способ мышления,

воплощённый в естествознании. Значение развития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что приносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни, есть новый способ понимания мира и самого процесса познания. Без активного участия в практической и конкретной естественнонаучной работе Декарт не мог бы в такой мере овладеть духом нового «естественнонаучного образа мышления», чтобы впервые создать насквозь проникнутую этим духом систему природы.

Отправной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания, Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. В философии Декарта уже закладываются основания новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания. Отклоняя, подобно Бэкону, авторитет как свидетельство истины, Декарт стремился к разгадке тайны с помощью математических доказательств. Их ясность и отчетливость он связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям.

Поэтому философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления.

Так он писал о знаниях: «Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения обо всех встречающихся предметах». По Декарту исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей собственной активности. Достоверность знаний является идеалом для Рене Декарта. Для него, эмпиризм не может свидетельствовать в пользу непосредственной достоверности. Последняя достижима лишь за счет интуиции - простого и первичного акта души. Интуиция, как ее определяет Декарт в «Правилах для руководства ума», представляет собой «простое и отчетливое... понятие ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция». Анализу отводится предварительная роль при отыскании исходного пункта, наиболее простого и элементарного, с которого должен начинаться дедуктивный синтез. Однако, познание следует подвергнуть

подробной критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я. Тем самым он приходит к определённой «субъективизации» в понимании истинности познания, но в то же самое время создаёт новое понимание познания, которое соответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, и оказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии.

 

 

 

3. Методология

Своим превосходством, своим  исключительным историческим влиянием Декарт обязан тому, что он осознал  и сформулировал метод новой  науки. Декарт не изобрел свой метод, а открыл его, извлек из множества  современных открытий в механике, оптике, математике, физиологии. От стихийного применения до сознательного обоснования — большой шаг, и этот шаг сделал Декарт. Он теоретически обобщил форму мышления, содержавшуюся в новых научных открытиях, и этим совершил научный подвиг, не уступающий по своему историческому значению ни одному из открытий.

Уже говорилось, что главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е. чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для него лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности.  Декарт развивая это специальное учение о методе, основывает его на четырех правилах: «1. Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; 2. разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; 3. располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу;  4. делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности, анализа , синтеза и контроля.

4. Метафизика

Декарт, как уже указывалось, не изобрел свой метод, а тем более  не получил его путем мистического прозрения: он открыл его в достижениях  современной ему физики и математики. Исходной проблемой метафизики как науки о самых общих родах сущего является, как и в любых других дисциплинах, вопрос о самоочевидных основаниях. Метафизика должна начинаться с несомненной констатации какого-либо существования. Рене Декарт «пробует» на самоочевидность тезисы о бытии мира, Бога и нашего «Я». Мир можно представить несуществующим, если вообразить, что наша жизнь есть долгое сновидение. В бытии Бога тоже можно усомниться. А вот наше «Я», считает Декарт, нельзя подвергнуть сомнению, так как само сомнение в своем бытии доказывает существование сомнения, а значит и сомневающегося Я. «Сомневаюсь, следовательно, существую» — так Декарт формулирует эту важнейшую истину, а в более общем виде она звучит так «мыслю, следовательно, существую». Сомнение, по Декарту, составляет важную часть мышления, наряду с памятью, воображением, постижение, желанием. Признание несомненным тезиса о собственном существовании не означает, что Декарт считает вообще невозможным несуществование души: она не может не существовать, лишь пока мыслит. В остальном же душа — случайная вещь, т. е. может как быть, так и не быть, ибо она несовершенна. Все случайные вещи черпают свое бытие извне. Рене Декарт утверждает, что душа ежесекундно поддерживается в своем существовании Богом. Тем не менее ее можно назвать субстанцией, так как она может существовать отдельно от тела. Впрочем, на деле душа и тело тесно взаимодействуют. Однако принципиальная независимость души от тела является для Декарта залогом вероятного бессмертия души.

Для понимания теоретических  источников и рационального ядра метафизики Декарта необходимо исходить из его физики. И нельзя изолировать его метафизику от физики, они совмещены в одной системе. Поскольку метод никогда не является нейтральным к решению основного вопроса философии, а всегда, в зависимости от этого решения, либо материалистическим, либо идеалистическим, — метод материалистической физики Декарта не может быть отождествлен с методом идеалистического учения о боге, душе и врожденных идеях. Метод физики Декарта, как материалистический, противоположен методу его учения о духовной субстанции. Однако, поскольку философия Декарта есть единое целое нужно понять эту философию в ее противоречивом единстве, понять как противоположность, так и единство метода физики Декарта и метода его метафизики. 

Гранями и основой  идеализма в картезианской философии  является рационализм. Отправным пунктом познания и его источником служит интеллектуальная интуиция - не нуждающаяся в показаниях органов чувств и логических доказательствах — непосредственное, ясное и отчетливое созерцание разумом исходных принципов всякого познания. Интуция, по Декарту, чистым умозрением. Взяв за отправной пункт познания интеллектуальную интуицию, этот мыситель единственным методом познания считал дедукцию. Дедукция, согласно ему, выражая движение мысли от общего к частному, представляет собой логическое выведение из данных интеллектуальной интуиции общих понятий, соответствующих частных истин. В интуиции нет же движения мысли, ею даются лишь первые непосредственно достоверные общие принципы.

Таким образом, в трактовке  проблем своей метафизики и вопросах теории познания Декарт выступил как типичный идеалист, считающий мышление самостоятельной, независимой от материи и первичной по отношению к ней творческой силой.

 

 

 

 

 

 

5. Дуализм

Рене Декарт так же по праву считают создателем дуалистического течения в философии. В отличие от монистических философских систем, в которых за первичное признается материя или сознание, Декарт пытался построить философскую систему на основе признания одновременного самостоятельного существования сознания и материи, души и тела. Характеризуя  мир, как создание Бога, он отрицал единство мира, и считал, что мир состоит из двух субстанций: материальной и духовной; души и тела. Например, человека он представлял состоявшего из двух форм - душа и тело. Все движение в организме зависит от тела, а мысли зависят от души. Тело не мыслит, а душа не создает движения. Признав душу и тело за некие субстанции, Декарт задался вопросом о их взаимодействии, и, решая его, пришел, в конце концов, к наивному заключению, что местопребыванием души в человеческом организме является шишковидная железа мозга. Однако, постепенно возникало еще больше вопросов, противоречивейших друг другу, но Декарт сводит их к деятельности Бога. Иными словами, проблема связи души и тела была отодвинута в темный угол, задрапированный тайной Бога. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

6. Влияние идей Декарта на  философию и науку XVII—XIX веков

Учение Декарта быстро распространялось не только по Франции, но и по Европе. Картезианский механицизм и рационализм стали знаменем в борьбе идеологов растущей буржуазии против реакционной церковно-перипатетической догматики. Церковники злобно обрушились на картезианство. Картезианство, преодолевая препятствия, получает все большее распространение и влияние. Комплекс философских и естественнонаучных теорий второй половины XVII века, носящий название картезианства, является далеко не однородным и отнюдь не ограничивается воспроизведением и популяризацией учения самого Декарта. Под «картезианством» разумеются не только различные, но и прямо противоположные, борющиеся друг с другом философские учения. Такая возможность коренилась в наличии противоположных тенденций в самой половинчатой дуалистической метафизике Декарта.

Информация о работе Мировозрение Декарта