Мировозрение Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

В основе философии лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отправной точкой философствования Декарта становится проблема достоверности знания. Наиболее трудная проблема философии Декарта - это отношение души и тела у человека. В учении о познании Рене Декарт — родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).

Содержание работы

Введение 3
1.Биография 4
2. Основы философии Декарта 5
3. Методология 7
4. Метафизика 8
5. Дуализм 10
6. Влияние идей Декарта на философию и науку XVII—XIX веков 11
Заключение 14

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

По мнению великого русского мыслителя B.C. Соловьева философия Декарта (картезианство) в самой себе содержит коренной недуг всей последующей европейской философии. Этот недуг картезианства заключается в том, что оно разложило мир на две отвлеченности (духовную субстанцию и протяженную субстанцию), от которого (недуга) пытался избавиться Лейбниц и после него Шеллинг. «Между тем ни чистого вещества, состоящего в полном протяжении, ни чистого духа, состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует и - как было показано еще Лейбницем - существовать не может.»

Учение Декарта оказалось  исходным теоретическим источником для голландского мыслителя Спинозы (1632— 1677). Спиноза принимает декартовское сведение материи к одной лишь протяжённости и сведение души к  деятельности мышления. Но вместе с тем Спиноза отвергает характерное для Декарта, как идеалиста в философии, резкое противопоставление и отделение души от тела, мышления от протяжённости. Душа и материя рассматривались Декартом как две самостоятельные сущности и именовались поэтому «субстанциями», т. е. тем, что существует само по себе и не нуждается для своего существования в существовании другого. Напротив, у Спинозы душа и тело рассматриваются уже не как две «субстанции», а лишь как два «атрибута» (т. е. как два свойства) единой субстанции. Субстанция эта — бесконечная, никем не сотворенная и вечная природа. И протяженность, и мышление выражают — каждое особым образом — бесконечную и вечную природу субстанции. Протяжённость и мышление не воздействуют друг на друга, как полагал Декарт, а соответствуют друг другу, и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции, атрибутами которой они являются. Они подобны внешней и внутренней сторонам одной и той же окружности.

Значительным было также  влияние идей Декарта на развитие логики и теории познания. В этой области Декарт поставил задачу, над решением которой философская мысль работала в течение столетий. Эта задача надолго пережила её рационалистическое решение, предложенное самим Декартом. Это была проблема осознания логических условий достоверности точных наук: математики и математического естествознания. Учения Декарта о дедукции и интуиции, об их соотношении, о строении математического дедуктивного рассуждения, о видах достоверного знания, об аксиомах и о доказуемых в науке положениях получили впоследствии дальнейшее развитие.

Одновременно с влиянием, какое оказывали теоретико-познавательные и логические идеи Декарта на родине Декарта, во Франции, идеи эти воспринимались и производили действие также  и в Англии. Здесь учение Декарта оставило глубокий след в разработке вопросов теории познания, развивавшейся английскими материалистами XVII века Гоббсом и затем Локком. Выше уже было показано, что эти мыслители существенно разошлись с Декартом, поскольку Декарт строил свою теорию познания на основе философского идеализма. Они отрицали учение Декарта о прирождённости некоторых идей нашему уму. Особенно обстоятельной и меткой была в этом отношении критика теории врождённых идей, развитая Локком.

Огромный резонанс имело обсуждение Декартом вопроса о взаимодействии души и тела, на которое откликнулись Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др., а также его космогонические построения. Многие мыслители делали попытки формализовать методологию Декарта (А. Арно, Н. Николь,  Блез Паскаль). В 20 веке к философии Декарта часто обращаются участники многочисленных дискуссий по проблемам философии сознания и когнитивной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение Декарта для развития современной науки и философии  огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления.

Из этого можно сделать  вывод, что Рене Декарт являлся человеком, обладающим  способностями познать мир с разных точек зрения, не углубляясь ни в одну из областей знаний, но привнёсших в них новые открытия и истины, незамеченные ранее. Поэтому учения Декарта и в наше время являются актуальными и заслуживающими внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Асмус В.Ф. Декарт // М., 1956. С.299.
  2. Быховский Б. Философия Декарта // М., 1940. С.35.
  3. Ростошинский Е.Н. Очерки философии. Часть II. СПб., 2003. С.31
  4. Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000
  5. Соловьев B.C. На пути к истинной философии // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Т. М., 1988. С. 328.

Информация о работе Мировозрение Декарта