Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:21, контрольная работа
Мировоззрение – это система наиболее общих знаний и представлений человека о себе и о мире, ценностей, убеждений и действий в этом мире. Все это необходимо индивиду для организации его деятельности, определения линии жизни, стратегии поведения, для самореализации и самоактуализации личности.
Мировоззрение имеет три составляющих, три ступени:
· Мироощущение
· Мировосприятие
· Миропонимание
1 Мировоззрение, его структура и уровни………………..…………………3
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).…........................................7
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии..….…….……9
4. Высказывание И.Канта…………………………………………………...11
5. Отрицание…………………………………………………………………13
6. Ответ А.Эйнштейна………………………………………………………15
Содержание
1 Мировоззрение, его структура и уровни………………..…………………3
2. Античная философия, ее космоцентрический
характер. Учение о бытии (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен,
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии..….…….……9
4. Высказывание И.Канта…………………………
5. Отрицание………………………………………………………
6. Ответ А.Эйнштейна…………………………………
Список использованной литературы...……………………………………..
Вариант 1.
1. Мировоззрение, его структура и уровни.
Мировоззрение – это система наиболее общих знаний и представлений человека о себе и о мире, ценностей, убеждений и действий в этом мире. Все это необходимо индивиду для организации его деятельности, определения линии жизни, стратегии поведения, для самореализации и самоактуализации личности.
Мировоззрение имеет три составляющих, три ступени:
· Мироощущение
· Мировосприятие
· Миропонимание
Мироощущение – формирует индивидуальный опыт человека через чувственное осознание мира, в форме образов и ощущений.
Мировосприятие – позволяет давать миру определенную интерпретацию и может быть как положительно окрашенным, так и отрицательно.
Миропонимание – представляет собой развитое мировоззрение со сложными связями и наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями.
В реальности же, эти ступени неразрывно связаны друг с другом, образуя целостный духовный конструкт, для взаимодействия с окружающей нас действительностью.
Анализируя структуру мировоззрения, необходимо упомянуть еще три его стороны, а именно: познавательную, аксиологическую (ценностную) и праксеологическую (деятельностную).
Познавательная сторона – это знания и представления, разделяющееся на два аспекта: натуралистический (знания и представления о физической природе) и гуманистический (осознание своей социальной природы). Исследованием этих аспектов занимается наука.
Аксиологическая (ценностная) сторона – имеет чисто, социальное и культурное значение. Рассмотрением этой стороны предмета занимается искусство, мораль и право. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое значение явлений действительности, и, в свою очередь, включает в себя два типа ценностей: предметные и субъективные ценности.
Предметные ценности – это артефакты, включающие в себя все разнообразие человеческой деятельности.
Субъектные ценности – это установки и оценки, императивы и запреты, проекты и цели, закрепление которых в общественном сознании, в форме нормативных представлений, определяет направление и характер деятельности человека. Формируются они в процессе социализации личности.
Праксиологическая (деятельностная) сторона – обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с практической деятельностью человека. Это духовно-практический аспект мировоззрения позволяющий осуществлять идеи и цели на практическом уровне.
Таким образом, мировоззрение включает в себя определенные регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Сами же регулятивы могут иметь совершенно различный характер и происхождение. По мере смены этапов эволюционного развития человечества меняется, соответственно, и их характер (от архаики, магического, мифологического, рационального, экзистенциального, интегрального и до недуального).
Кроме регулятивов и
принципов, в праксеологической
стороне мировоззрения
Убеждение – представляет собой форму укоренения, врастания знаний и ценностей в систему мировоззрения, и слияние с верой в правоту усвоенного. Лишь тогда, когда знания и ценности становятся убеждениями, они становятся элементами мировоззрения и помогают человеку в практической жизни, позволяющие осуществлять правильный выбор.
Итак, праксиологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. Именно убеждения человека, синтезирующие в себе приобретенные знания и представления, социальные ценности и идеалы, помноженные на веру в их истинность, дают человеку готовность к действию.
Мировоззрение – как духовный конструкт, для взаимодействия с окружающей нас действительностью, существует столько же, сколько существует само человечество и развивается так же, как развивается человечество. Однако, как говорилось выше, содержательное его наполнение существенно различается в разные исторические эпохи.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
1. Жизненно-практический уровень.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
2. Теоретический уровень.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.
Все типы мировоззрений можно разделить на два класса: социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторические типы — формируются на различных этапах развития человечества и отличаются способом доступности обществу. Условно можно выделить следующие эволюционные этапы развития мировоззрения:
1. архаическое
2. магическое
3. мифическое
4. рационально-религиозное
5. экзестенциальное
6. интегральное
7. недуальное
Экзистенциально-личностные типы –
формируются на различных стадиях
духовного становления личности
и различаются способами
Опять же, условно можно выделить следующие стадии становления личности:
1. биоцентрическая
2. эгоцентрическая
3. этноцентрическая
4. социоцентрическая
5. мироцентрическая
6. космоцентрическая
7. недуальная
Мировоззрение – является
ядром общественного и
Мировоззрение – это не столько знание, содержание, но и действие, способ осознания и преобразования действительности. Приобретенные знания и представления способствуют формированию определенных ценностей, что, в свою очередь, порождает убеждения, а на основе убеждений рождается воля к действию, образуется жизненный план, при помощи которого замыслы становятся явью.
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).
Возникновение философии знаменовало
возникновение принципиально
Для Фалеса «прекраснее всего космос», Гераклит говорит о «прекраснейшем космосе», Анаксагор полагает, что и родиться лучше ради того, «чтобы созерцать небо и устройство всего космоса». Для Платона космос есть «живое существо, наделенное душой и умом», выступающее «как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное, непричастное дряхлению и недугам».
Аристотель тоже полагает, что «это Небо одно, единственно и в полноте своей совершенно». По форме своей Космос представляет собой шар, поскольку шар - самая совершенная геометрическая фигура.
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии.
Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).
Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.
Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:
- социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.
- социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.