Мировоззрение, его структура и уровни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение – это система наиболее общих знаний и представлений человека о себе и о мире, ценностей, убеждений и действий в этом мире. Все это необходимо индивиду для организации его деятельности, определения линии жизни, стратегии поведения, для самореализации и самоактуализации личности.
Мировоззрение имеет три составляющих, три ступени:
· Мироощущение
· Мировосприятие
· Миропонимание

Содержание работы

1 Мировоззрение, его структура и уровни………………..…………………3
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).…........................................7
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии..….…….……9
4. Высказывание И.Канта…………………………………………………...11
5. Отрицание…………………………………………………………………13
6. Ответ А.Эйнштейна………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

философия первый вариант.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1 Мировоззрение, его структура и уровни………………..…………………3

2. Античная философия, ее  космоцентрический   характер. Учение о бытии (Фалес,  Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).…........................................7

3. Предмет социальной философии.  Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии..….…….……9

4. Высказывание И.Канта…………………………………………………...11

5. Отрицание…………………………………………………………………13

6. Ответ А.Эйнштейна………………………………………………………15

Список использованной литературы...……………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1.

 

1. Мировоззрение, его  структура и уровни.

Мировоззрение – это  система наиболее общих знаний и  представлений человека о себе и  о мире, ценностей, убеждений и  действий в этом мире. Все это  необходимо индивиду для организации его деятельности, определения линии жизни, стратегии поведения, для самореализации и самоактуализации личности.

Мировоззрение имеет три составляющих, три ступени:

·      Мироощущение

·      Мировосприятие

·      Миропонимание

Мироощущение – формирует  индивидуальный опыт человека через  чувственное осознание мира, в  форме образов и ощущений.

Мировосприятие – позволяет  давать миру определенную интерпретацию  и может быть как положительно окрашенным, так и отрицательно.

Миропонимание – представляет собой развитое мировоззрение со сложными связями и наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями.

В реальности же, эти ступени  неразрывно связаны друг с другом, образуя целостный духовный конструкт, для взаимодействия с окружающей нас действительностью. 

Анализируя структуру  мировоззрения, необходимо упомянуть  еще три его стороны, а именно: познавательную, аксиологическую (ценностную) и праксеологическую (деятельностную).

Познавательная сторона  – это знания и представления, разделяющееся на два аспекта: натуралистический (знания и представления о физической природе) и гуманистический (осознание своей социальной природы). Исследованием этих аспектов занимается наука.

Аксиологическая (ценностная) сторона – имеет чисто, социальное и культурное значение. Рассмотрением этой стороны предмета занимается искусство, мораль и право. Понятие «ценность» используется для указания на  человеческое значение явлений действительности, и, в свою очередь, включает в себя два типа ценностей: предметные и субъективные ценности.

Предметные ценности –  это артефакты, включающие в себя все разнообразие человеческой деятельности.

Субъектные ценности –  это установки и оценки, императивы и запреты, проекты и цели, закрепление  которых в общественном сознании, в форме нормативных представлений, определяет направление и характер деятельности человека. Формируются они в процессе социализации личности.

Праксиологическая (деятельностная) сторона – обеспечивает тесную связь  познавательного и ценностного  компонентов мировоззрения с практической деятельностью человека. Это духовно-практический аспект мировоззрения позволяющий осуществлять идеи и цели на практическом уровне.

Таким образом, мировоззрение  включает в себя определенные регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Сами же регулятивы могут иметь совершенно различный характер и происхождение. По мере смены этапов эволюционного развития человечества меняется, соответственно, и их характер (от архаики, магического, мифологического, рационального, экзистенциального, интегрального и до недуального).

Кроме регулятивов и  принципов, в праксеологической  стороне мировоззрения присутствует и такой компонент, как убеждение.

Убеждение – представляет собой форму укоренения, врастания  знаний и ценностей в систему мировоззрения, и слияние с верой в правоту усвоенного. Лишь тогда, когда знания и ценности становятся убеждениями, они становятся элементами мировоззрения и помогают человеку в практической жизни, позволяющие осуществлять правильный выбор.

Итак, праксиологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. Именно убеждения человека, синтезирующие в себе приобретенные знания и представления, социальные ценности и идеалы, помноженные на веру в их истинность, дают человеку готовность к действию.

Мировоззрение – как духовный конструкт, для взаимодействия с окружающей нас действительностью, существует столько же, сколько существует само человечество и развивается  так же, как развивается человечество. Однако, как говорилось выше, содержательное его наполнение существенно различается в разные исторические эпохи.

По характеру формирования и способу функционирования можно  выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

1. Жизненно-практический уровень.  Этот уровень мировоззрения складывается  стихийно и базируется на здравом  смысле, обширном и многообразным  повседневным опытом. Жизненно-практический  уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирования этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования. Интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение  включает в себя навыки, обычаи и  традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

2. Теоретический уровень. Недостатки  жизненно-практического уровня преодолеваются  на другом, более высоком уровне  мировоззрения, который носит  теоретический характер. К этому  уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Соотношение жизненно-практического  и теоретического уровней мировоззрения  в определенной мере можно выстроить  и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что  жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Все типы мировоззрений можно разделить на два класса: социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы — формируются  на различных этапах развития человечества и отличаются способом доступности  обществу. Условно можно выделить следующие эволюционные этапы развития мировоззрения:

1.     архаическое

2.     магическое

3.     мифическое

4.     рационально-религиозное

5.     экзестенциальное

6.     интегральное

7.     недуальное

Экзистенциально-личностные типы –  формируются на различных стадиях  духовного становления личности и различаются способами усвоения мировоззренческих достижений человечества, с последующим их продуцированием.

Опять же, условно можно выделить следующие стадии становления личности: 

1.     биоцентрическая

2.     эгоцентрическая

3.     этноцентрическая

4.     социоцентрическая

5.     мироцентрическая

6.     космоцентрическая

7.     недуальная

Мировоззрение – является ядром общественного и индивидуального  сознания. Его выработка – жизненно важный показатель не только личности, но и всего социума, общества в  целом.

Мировоззрение – это  не столько знание, содержание, но и действие, способ осознания и преобразования действительности. Приобретенные знания и представления способствуют формированию определенных ценностей, что, в свою очередь, порождает убеждения, а на основе убеждений рождается воля к действию, образуется жизненный план, при помощи которого замыслы становятся явью.

 

2. Античная философия, ее  космоцентрический  характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).

Возникновение философии знаменовало  возникновение принципиально нового, научного подхода к миру, хотя древнегреческое представление о подлинном знании, об истине существенно отличается от нынешних представлений о научном знании. Греки создают научный принцип подхода к миру, его пониманию, выходящий за рамки мифологического и религиозного подходов, направленный на поиск причин, внутренней сущности явлений, скрытой затем, что дано нам с очевидностью, но цель познания древнегреческие философы видят иной по сравнению с тем, как её видит современная наука. Внимание древнегреческих философов направлено не на познание многообразных предметов и явлений мира, а на познание мира как целого, мира в целом как единого и совершенного космоса. Древнегреческая философская мысль насквозь космоцентрична. Философы убеждены, что лишь проникнув в тайну бытия космоса, постигнув его законы, мы можем приблизиться к истине. Конечно, это не значит, что древнегреческих философов вовсе не интересуют частнонаучные знания. Все они были образованнейшими людьми своего времени и выступали скорее носителями научного знания вообще, чем носителями собственно философского знания. Диоген Лаэртский говорит о том, что Фалес первым предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней, открыл Малую Медведицу. Анаксимандр «первый нарисовал очертания земли и моря и, кроме того, соорудил небесный глобус». Пифагор известен нам по своим открытиям в области математики. Многие древнегреческие философы принимали активное участие в общественной жизни своих государств, чем заслужили уважение и почитание граждан. Но все же они считали подлинным знанием знание общего, целостного, первоначала, а не знание частного, отдельных предметов и явлений. В этом отношении характерно высказывание Гераклита о том, что «многознайство уму не научает», «ибо есть единая мудрость - постигнуть Знание, которое правит всем через всё». Знание всеобщего, знание единого, неизменного, лежащего в основе всего многообразия предметов чувственного мира, по их мнению, является подлинным знанием. И таким знанием является знание совершенного, всепорождающего и все в себя вбирающего единого космоса. Космос, по мысли древнегреческих мыслителей, есть основа всего, всепорождающее и всевоспринимающее в его гибели, смерти, разложении, и потому именно знание самых основ Космоса является подлинным знанием. Поэтому античные философы акцентируют внимание на познании этого единого, неделимого, неизменного, совершенного и всегда равного самому себе космоса, а не на познании изменчивых и конечных во времени предметов и явлений.

Для Фалеса «прекраснее всего космос», Гераклит говорит о «прекраснейшем космосе», Анаксагор полагает, что и родиться лучше ради того, «чтобы созерцать небо и устройство всего космоса». Для Платона космос есть «живое существо, наделенное душой и умом», выступающее «как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное, непричастное дряхлению и недугам».

Аристотель тоже полагает, что «это Небо одно, единственно и в полноте своей совершенно». По форме своей Космос представляет собой шар, поскольку шар - самая совершенная геометрическая фигура.

 

3. Предмет социальной философии.  Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии.

Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных  в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Решающий шаг в становлении  социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие  компоненты социальной философии:

- социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.

- социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.

Информация о работе Мировоззрение, его структура и уровни