Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:21, контрольная работа
Мировоззрение – это система наиболее общих знаний и представлений человека о себе и о мире, ценностей, убеждений и действий в этом мире. Все это необходимо индивиду для организации его деятельности, определения линии жизни, стратегии поведения, для самореализации и самоактуализации личности.
Мировоззрение имеет три составляющих, три ступени:
· Мироощущение
· Мировосприятие
· Миропонимание
1 Мировоззрение, его структура и уровни………………..…………………3
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).…........................................7
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии..….…….……9
4. Высказывание И.Канта…………………………………………………...11
5. Отрицание…………………………………………………………………13
6. Ответ А.Эйнштейна………………………………………………………15
- социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.
- социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.
Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.
1. Мировоззренческая функция
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.
С указанными выше функциями связана
методологическая функция социальной
философии, заключающаяся в применении
ее положений при исследовании отдельных
явлений и процессов общественн
Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.
4. «Две вещи наполняют душу
всегда новым и все более
сильным удивлением и благогове
– Объясните, что имел в виду И. Кант?
– В чем по И. Канту проявляется пропасть, лежащая между человеком и миром?
– Сформулируйте нравственный императив Канта.
Разрыв между человеком, человеческим миром и природой, который не может быть преодолен с помощью философии, И. Кант выразил в известном, достаточно поэтически звучащем высказывании: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Кант отказался от наивного тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток ее преодоления. Уверенность в способности философии найти общие законы природы и мышления для Канта и его более поздних последователей есть лишь проявление непостижимой способности человека выдавать желаемое за действительное, мифологизировать свой жизненный мир.
Основной нравственный закон (категорический императив), который, по мнению Канта, имеет всеобщий и вневременный характер, как раз и служит доказательством существования высшего существа. Категорический императив Канта гласит: "Поступай так, чтобы правила, которыми руководится твоя воля, могли во всякое время послужить принципом всеобщего законодательства".
С точки зрения Канта, человек, опирающийся
на категорический императив, перед
совершением нравственного
5. «…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим».
– В каком смысле отрицание есть определенное нечто?
– В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите примеры.
В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание",
истолковали его
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.
Диалектическое понимание
Т.о., для марксистского понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.
6. А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, сказал: «Сущность такова: раньше считали, что если бы каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».
– Какие концепции пространства
и времени здесь
В данном высказывании охарактеризованы следующие концепции пространства и времени:
1) субстанциальная (от лат. substantia - то, что лежит в основе; сущность) концепция. В ней пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
2) реляционная концепция (от лат. relatio - отношение). Её сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
3) релятивистская концепция.
Следовательно, в теории Эйнштейна
вещество не мыслится вне этого гравитационного
поля, а гравитационное поле не мыслится
без искривленного
Пространство и время
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.
2. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. М.: Академический проект, 2007. – 352 с.
3. Ермакова, М.М. Философия: учебник / М.М. Ермакова. – М.: Высшая школа, 2004. – 408 с.
4. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.
6. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.