Мировоззрение, его структура и уровни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение – это система наиболее общих знаний и представлений человека о себе и о мире, ценностей, убеждений и действий в этом мире. Все это необходимо индивиду для организации его деятельности, определения линии жизни, стратегии поведения, для самореализации и самоактуализации личности.
Мировоззрение имеет три составляющих, три ступени:
· Мироощущение
· Мировосприятие
· Миропонимание

Содержание работы

1 Мировоззрение, его структура и уровни………………..…………………3
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).…........................................7
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии..….…….……9
4. Высказывание И.Канта…………………………………………………...11
5. Отрицание…………………………………………………………………13
6. Ответ А.Эйнштейна………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

философия первый вариант.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

- социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.

- социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.

Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Функции социальной философии в  основном те же, что и философии  вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.

1. Мировоззренческая функция социальной  философии заключается в том,  что она формирует у человека  общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.

2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

С указанными выше функциями связана  методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных  явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.

Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

 

 

4. «Две вещи наполняют душу  всегда новым и все более  сильным удивлением и благоговением,  чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. в 6 тт. Ч. 1 М., 1965. С. 439-500).

– Объясните, что имел в виду И. Кант?

–  В чем по И. Канту проявляется  пропасть, лежащая между человеком  и миром?

–  Сформулируйте нравственный императив Канта.

Разрыв между человеком, человеческим миром и природой, который не может быть преодолен с помощью философии, И. Кант выразил в известном, достаточно поэтически звучащем высказывании: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Кант отказался от наивного тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток ее преодоления. Уверенность в способности философии найти общие законы природы и мышления для Канта и его более поздних последователей есть лишь проявление непостижимой способности человека выдавать желаемое за действительное, мифологизировать свой жизненный мир.

Основной нравственный закон (категорический императив), который, по мнению Канта, имеет всеобщий и вневременный характер, как раз и служит доказательством существования высшего существа. Категорический императив Канта гласит: "Поступай так, чтобы правила, которыми руководится твоя воля, могли во всякое время послужить принципом всеобщего законодательства".

С точки зрения Канта, человек, опирающийся  на категорический императив, перед  совершением нравственного поступка должен представить, смогло бы общество или даже Вселенная, состоящая из существ, наделенных разумом, существовать, если бы все поступали так же, как собирается поступить он? Если нет, от поступка такого рода необходимо отказаться. Понятно, что универсализация, заставляющая ставить себя на место другого, да еще и требующая оценивать возможность существования общества при тех или иных вариантах поступков, конечно, выражает гуманистическую установку. Если допустить, что человек будет действовать в соответствии с категорическим императивом, обман, грубое нарушение интересов другого, его использование как средства действительно будут исключены.

 

5. «…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим».

– В каком смысле отрицание есть определенное нечто?

– В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите примеры.

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания  старого, отжившего свой век и  возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных по рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

Диалектика и метафизика по-разному  понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания  исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все, то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Т.о., для марксистского понимания  отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

 

 

6. А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, сказал: «Сущность такова: раньше считали, что если бы каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».

– Какие концепции пространства и времени здесь охарактеризованы? В чём их суть? Какой из них  отдаётся предпочтение сегодня?

В данном высказывании охарактеризованы следующие концепции пространства и времени:

1) субстанциальная (от лат. substantia - то, что лежит в основе; сущность) концепция. В ней пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

2) реляционная концепция (от лат. relatio - отношение). Её сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

3) релятивистская концепция. Общепринятое  мнение: "Вещество и пустое  пространство - наполненное и пустота  - представляют собой два фундаментально  различающихся понятия, на которых  построен атомизм Демокрита и  Ньютона. В общей теории относительности эти два понятия превращаются в одно. Массивное тело не может существовать, не создавая гравитационного поля, проявляющего себя в искривлении окружающего это тело пространства. Не следует, тем не менее, считать, что поле "наполняет" пространство, и тем самым искривляет его. Одно не может быть отдельным от другого: поле само по себе является искривленным пространством! В общей теории относительности гравитационное поле и структура, или геометрия, пространства воспринимается как одно и то же понятие. В уравнениях поля Эйнштейна им соответствует одна и та же математическая величина.

Следовательно, в теории Эйнштейна  вещество не мыслится вне этого гравитационного  поля, а гравитационное поле не мыслится без искривленного пространства. Таким образом, вещество и пространство воспринимаются как непрерывно связанные понятия и даже более того, - как взаимосвязанные частицы единого целого".

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних определяют их основные свойства. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания - движущейся материи - указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.

2. Гобозов, И.А. Социальная философия:   учебник для вузов / И.А. Гобозов.  М.: Академический проект, 2007. – 352 с.

3. Ермакова, М.М. Философия: учебник / М.М. Ермакова. – М.: Высшая школа, 2004. – 408 с.

4. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.

5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.

6. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.

 

 

 


Информация о работе Мировоззрение, его структура и уровни