Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 12:52, контрольная работа
Мировоззрение - философский взгляд на мир человека как на единое целостное явление.
Мировоззрение личности – комплекс обобщенных представлений данной личности об окружающем мире, о себе, о своем месте.
Мировоззрение – система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире.
Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающую среду, мир: философское, общественно-политическое, этические, естественные, научные.
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества…………………………………………………………………………. 1 Стр.
2. Основные исторические типы мировоззрения……………………………… 4 Стр.
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека………………………………………………………… 6 Стр.
4. Список использованной литературы………………………………………. 11 Стр.
Становится также понятным и то, что философия - это осознанное мировоззрение, что она должна быть аргументированной, внутренне стройной, логически последовательной. Отсюда вытекают основные аспекты взаимосвязи философии и мировоззрения. С одной стороны, философия является разновидностью мировоззрения, то есть она является частью мировоззрения, но частью особой: как теория мировоззрения, философия концентрирует мировоззрение, сосредоточивается на главном в нем, это сказывается в литературе следующим образом - "философия является теоретическим ядром мировоззрения". С другой стороны можно выразить и прямо противоположное утверждение - мировоззрение является частью философии, и это в том смысле, что по широте постановки и решения вопросов, по степени их разработанности философия является безусловно шире кругозор. Мировоззрение в целом предстает духовным почвой для возникновения и развития философии, и философия не выдумывает свои проблемы, она берет их из жизни, из живого функционирования мировоззренческих представлений человека, однако поднимает их на более высокий уровень осмысления, выражения и решения.
6
Можно добавить и то, что какой-то своей частью философия вообще выходит за рамки мировоззрения; говорится, что в философии есть чисто инструментальные подразделения и знания, которые не имеют прямого мировоззренческого значения, это, например, учение о структуре суждений, умозаключений.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи -мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
О ценностных ориентациях и вере. Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно разную для нас меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны.
7
Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.
Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным индивидуальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентации. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, то есть те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.
Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», -один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.
Вера являет собой феномен, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры - это сверхсознателъное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидения», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да никто и не живет - ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист.
Говоря о религии как форме общественного сознания, имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе порой дремлющее чувство достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать других.
8
Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Каждый из нас испытывает потребность в идеалах: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.
Социальный идеал - это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.
Об убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения -это установившаяся система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже -в подсознании, в сфере интуиции, будучи ярко окрашенными нашими чувствами. В убеждении рассудок срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. Система убеждений -это и есть мировоззрение. В сфере убеждений невозможна сделка- двух различных безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может.
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений - это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли, в конечном счете затмевающие его собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История -свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.
Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться (и даже существенным образом) в периоды, когда происходят смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, то есть в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.
9
Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. А по словам Льва Шестова, история перерождения убеждений -это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души.
Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. Для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется в самых общих чертах, мы должны познакомиться с историей философии. История философии -это прежде всего ее создатели -крупные философы всех времен и народов. В заключительном разделе книги «История философии в. лицах» читатель может прочитать о наиболее выдающихся из них, о тех, кто внес свой вклад в совокупность знаний, составляющих современную философию.
10
Список использованной литературы:
1. Ильенков, Э.В. Философия и культура. У истоков мысли , Э.В. Ильенков. М., 1991.
2. Лосев, А.Ф. Мифология. Философия. Культура , А.Ф. Лосев. М., 1991.
3. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность, И.И. Кравченко - Вопросы философии. 1999.
4. Филсофия: Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.
5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.
11
Информация о работе Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества